Погребальный обряд захоронений в каменных ящиках периода раннего металла Кореи и Японии
Автор: Нестеркина А.Л., Соловьева Е.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла средневековья и нового времени
Статья в выпуске: т.XXVII, 2021 года.
Бесплатный доступ
В период раннего металла (X в. до н.э. - III в. н.э.) на территории Кореи и Японии получают распространение погребения в каменных конструкциях - дольменах и каменных ящиках. Захоронения в каменных ящиках представляют собой уникальный и малоизученный пласт погребальной культуры древнего населения этих регионов. Цель работы - всесторонний анализ погребального обряда захоронений в каменных ящиках южной Кореи и Японии. Базовым памятником для изучения захоронений в каменных ящиках на территории Кореи является Тэпхённи в окрестностях города Чинджу. Аналогичные захоронения в каменных ящиках отмечены на памятниках Дзёно, Ёсиногари и Доигахама и в Западной Японии. В результате изучения погребального обряда захоронений в каменных ящиках этих памятников установлена идентичность конструкции и некоторых черт погребального обряда этих сооружений. Каменные ящики представляют собой подпрямоугольные в плане сооружения, сложенные из поставленных на ребро каменных плит, также с плитами камня на полу и в качестве перекрытий. Размеры ящиков в целом соответствуют росту погребенных. Захоронения в них совершались в большинстве случаев по обряду трупоположения на спине. Погребенные лежат головой на юг или восток, их руки и ноги согнуты. Четкой дифференциации в погребальном инвентаре между мужскими и женскими захоронениями не прослеживается. Предполагается, что единичный случай парциального захоронения в Корее связан с контактами с соседней Японией. Некоторые черты погребальной обрядности могут свидетельствовать об особом социальном статусе погребенных: применение киновари, рисуночные изображения на перекрытиях могил. Наличие детских захоронений в каменных ящиках как в Корее, так и в Японии, опровергает устойчивое мнение, что детей хоронили исключительно в керамических горшках-урнах и свидетельствует о том, что социальный статус некоторых детей приравнивался к взрослым членам общества того времени.
Корея, япония, период раннего металла, погребение, каменный ящик, погребальный обряд, антропологические останки
Короткий адрес: https://sciup.org/145146166
IDR: 145146166 | DOI: 10.17746/2658-6193.2021.27.0581-0587
Список литературы Погребальный обряд захоронений в каменных ящиках периода раннего металла Кореи и Японии
- Ёсиногари исэки. 13-23 нэндо-но хаккуцутё:са. Яёйдзидай ботисо:кацу. Хонхэн (Памятник Ёсиногари. Исследования 13-23 годов Хэйсэй. Погребения периода яёй. Дополнительный том). - Сагакэн кёикуиинкай, 2019. - 541 с. (на яп. яз.).
- Им Хёджэ, Ким Донван. Чинджу Тэпхённи Огбан 4-чигу сонса юдок I (Древний памятник Тэпхённи Ок-бан участок 4 в окрестностях города Чинджу I). - Пусан: Тона тэхаккё панмульгван (Муз. ун-та Тона), 2008. -386 с. (на кор. яз).
- Ли Сангиль. Чинджу Тэпхённи Оын 1-чину паль-гуль чоса кэё (Краткий обзор археологических раскопок памятника Тэпхённи Оын участок 1 в окрестностях города Чинджу) // Намган сонса мунхва саемина ёджи (Мат-лы семинара «Древняя культура бассейна реки Намган»). - Кимхэ: Куннип Кимхэ панмульгван (Нац. муз. Кимхэ), 1999. - С. 103-109 (на кор. яз.).
- Ли Хёнгу. Чинджу Тэпхённи Огбан 5-чигу сонса юджок пальгуль чоса-ва сонгва (Результаты археологических раскопок памятника Тэпхённи Окбан участок 5 в окрестностях города Чинджу) // Намган сонса мунхва саемина ёджи (Мат-лы семинара «Древняя культура бассейна реки Намган»). - Кимхэ: Куннип Кимхэ панмульгван (Нац. муз. Кимхэ), 1999. - С. 59-79 (на кор. яз.).
- Намган юёк мунхва юджок пальгуль торок (Каталог археологических памятников, раскопанных в бассейне реки Намган). - Пусан: Тона тэхаккё панмульгван (Муз. ун-та Тона), 1999. - 265 с. (на кор. яз.).
- Ситара Х., Исикава Т. Яёйдзидай дзимбуцудзо:кэйхин-но кэнкю: (Изучение антропоморфных изделий периода яёй). - Токио: Досэйся, 2017. -294 с. (на яп. яз.).
- Ситида Т. Яматайкокудзидай-но куни-но то:. Ёси-ногари исэки (Столица страны в период государства Яматай. Памятник Ёсиногари). Сиридзу Исэки-о мана-бу, №115 (Серия «Изучая памятники», № 115). - Токио, Синсэнся, 2017. - 96 с. (на яп. яз.).
- Соловьева Е.А. Ритуальные глиняные фигурки периода яёй в Японии: проблема происхождения // Шелковый путь: Историческое наследие и современное развитие: Материалы научно-практической конференции (г. Новосибирск, 31 октября - 1 ноября 2020 г.). - Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2020. - C. 23-25.
- Тихонов В.М., Кан Мангиль. История Кореи: В 2 т. Т. 1: С древнейших времен до 1904 г. / ред., сост. хрон. хабл., указателя Т.М. Симбирцева. М.: Наутилус, 2011. -533 с.- (Orientalia et Classica: Труды Института восточных культур и античности: вып. 41).
- Чон Ыйдо. Чинджу Тэпхённи Огбан 7-чигу сон-са юдок (Древний памятник Тэпхённи Окбан участок 7 в окрестностях города Чинджу) // Намган сонса мунхва саемина ёджи (Мат-лы семинара «Древняя культура бассейна реки Намган). - Кимхэ: Куннип Кимхэ панмульгван (Нац. муз. Кимхэ), 1999. - С. 81-93 (на кор. яз.).
- Чхондонги сидэ-ый Тэпхён, Тэпхён ин: кы 3-чхо-нё нён чон-ый сам (Тэпхён и его население в бронзовом веке: жизнь около 3 тыс. лет назад). - Чинджу: Куннип Чинджу панмульгван (Нац. муз. Чинджу), 2002. -160 с. (на кор. яз.).
- Mizoguchi K. Archaeology of Japan: From the Earliest Rice Farming Villages to the Rise of the State. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2013. - 393 p.