Поиск местонахождений наскального искусства Хакасии по архивным данным

Бесплатный доступ

В статье представлены результаты определения точных мест расположения некоторых малоизвестных памятников наскального искусства Хакасии. Для этого автором использовались найденные в отчетах и публикациях отрывочные сведения об их примерном местоположении, которые сопоставлялись с картами, а затем на местности осуществлялись поиски подходящих скальных выходов и изображений на них. Этим методом в 2023 г. были локализованы три местонахождения. Два из них на горах Кокхая и Сарыгхая в Аскизском р-не найдены благодаря сведениям из отчета о работе экспедиции Э.А. Севастьяновой и В. Ф. Капелько в 1983 г. На горе Кокхая у аала Картузов автором обнаружен не тот пункт, что был открыт предшественниками, но благодаря более точным сведениям о последнем из публикации И.Л. Кызласова, определено и его место расположения. Сделано предположение о том, что будущее более полное обследование может привести к выявлению целого комплекса местонахождений наскального искусства на этой горе. На горе Сарыгхая в окрестностях с. Верх-Аскиз найдена и расчищена от лишайника описанная в отчете плоскость с изображениями, а также еще две новых. В Бейском р-не на горе Кан-Обазы (Холаас) близ аала Маткечик, благодаря сведениям из отчета В.Г. Карцева о работах 1958 г., найден известный и по публикациям объект большая горизонтальная плита с изображениями быков эпохи бронзы, других животных, извилистыми линиями, ямочными углублениями. На всех трех локализованных местонахождениях замерены координаты и сделана предварительная фотофиксация; далее предстоит работа по полному их обследованию, определению границ памятников, постановке их на учет, расчистке от лишайников и документированию.

Еще

Наскальное искусство, петроглифы, хакасия, кокхая, сарыгхая, верх-аскиз, кан-обазы, холаас

Короткий адрес: https://sciup.org/145146622

IDR: 145146622   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2023.29.0695-0700

Текст научной статьи Поиск местонахождений наскального искусства Хакасии по архивным данным

В существующих списках памятников наскального искусства Минусинской котловины (см., напр., список в книге Э.Б. Вадецкой [1986, с. 159–166], в основу которого положена картотека, составленная Н.В. Леонтьевым) значительна доля таких объектов, о которых имеются лишь самые общие сведения, взятые из разных источников, а точное место нахождения не установлено. Одним из направлений наших исследований является поиск информации о малоизвестных памятниках наскального искусства по архивным и литературным данным, а затем их локализация, фиксация координат, первичный осмотр и определение перспектив исследования. Так постепенно формируется каталог памятников наскального искусства юга Красноярского края и Республики Хакасия. В 2023 г. удалось локализовать три местонахождения в Хакасии.

Источником сведений о неизвестных нам наскальных изображениях в Аскизском р-не послужил отчет Э.А. Севастьяновой о работах 1983 г. [Севастьянова, 1983]. Экспедиция Хакасского областного краеведческого музея, в состав которой входил и художник В.Ф. Капелько, проводила «разведки и обследование в подтаежной зоне Хакасии… Особое внимание уделялось копированию и фотофиксации петроглифов с курганных камней и со скал» [Севастьянова, 1983, л. 1]. Маршрут разведок был весьма протяженным, в разных районах обследовано множество объектов наскального искусства, как известных в литературе, так и обнаруженных участниками экспедиции. Нас особенно интересовали сведения о некоторых писаницах, обследованных ими в Аскизском р-не.

Один из памятников, обозначенный в отчете как Кöк-Хая III (индексы I и II получили могильники), описывается следующим образом: «Наскальные рисунки (выбитые и гравированные); схематичные изображения животных, людей, домов, юрт, юрт, превращенных в церкви с лестницами и крестами (всего 30 плоскостей): часть из них можно отнести к позднему Средневековью, часть к концу XIX – началу XX в., большая часть из них расположена на южной оконечности горы на скалистых обращенных на запад плоскостях, здесь у самого начала скалистых террас имеется тюркская надпись, выполненная красной охрой - знаки мелкие, высотой ок. 2 см» [Севастьянова, 1983, л. 17]. В отчете приведены копии одной из плоскостей с поздними гравировками (рис. 1, 1) и рунической надписи [Севастьянова, 1983, рис. 45, 75]. Карта расположения памятника и другие сведения не приве- дены, поэтому мы предприняли поиск скальных выходов на горе Кöк-Хая, найдя ее на карте.

Хребет Кокхая (как обозначено на карте) находится к юго-востоку от с. Кызлас, на левом берегу р. Малая Есь перед местом слияния ее с р. Большая Есь и образования р. Есь, южные отроги хребта находятся уже на левом берегу р. Есь. Этот невысокий горный массив занимает довольно значительную площадь, состоит из множества отрогов, на южных и юго-восточных склонах которых во многих местах есть скальные обнажения. Мы обследовали только небольшую часть из них, в 500–700 м к востоку от аала Картузов. На одной из хорошо заметных сопок со скальными выходами на вершине (рис. 1, 2 ) обнаружена компактная группа из довольно большого числа поверхностей с выбитыми изображениями, выполненными в одном стиле (рис. 1, 3 ). Это схематичные линейные фигуры животных, из которых большинство – олени (с рогами и без) со странными загнутыми вверх хвостами (обычно так изображаются хвостики у козлов), есть также неопределенные животные и антропоморфные фигуры. Датировка их не ясна, предположительно, позднее Средневековье. Лишь немногие изображения расположены на участках, не заросших лишайником, бóльшая же их часть лишь угадывается сквозь него. Аналогичные петроглифы есть также на сопке слева от этой группы (рис. 1, 4 ). Ни гравированных изображений, ни рунической надписи мы здесь не обнаружили. Уникальную выполненную краской надпись по информации, полученной от ее первооткрывателей, позже изучал И.Л. Кызласов, и он уже указывает более точные сведения о ее расположении: левый берег р. Есь, в 3,5 км выше улуса Сафронова [Кызласов, 1994, с. 149, рис. 14]. У нас не было в этот раз возможности осмотреть данный участок, но уже понятно, что найденное Э.А. Севастьяновой и В.Ф. Капелько местонахождение находится примерно в 2 км к югу от того, которое нашли мы, и, по всей вероятности, при будущих исследованиях на горе Кöк-Хая можно ожидать открытия целого комплекса местонахождений наскального искусства.

Очень возможно, что именно эта писаница имелась в виду А.В. Адриановым, который писал о работах 1907 г.: «Разъезды по речной системе Абакана, по долинам впадающих в него рек с левой стороны, взяли почти месяц времени, но для Русского Комитета дали лишь самый незначительный материал. Писаниц на утесах во всем этом районе, можно сказать, почти нет, за исключением горы Кöкая на левом берегу р. Еси,

Рис. 1. Наскальные изображения на горе Кок-Хая.

1 – копия В.Ф. Капелько (по: [Севастьянова, 1983]); 2 – общий вид одного из местонахождений, фото 2023 г. ; 3 , 4 – фрагменты наскальных композиций, фото 2023 г.

да и то я не попал на это место (писаница фигурная, ме стах в 5, на протяжении нескольких саженей)» [Адрианов, 1908, с. 40, 41]. Если информатор сообщил А.В. Адрианову сведения о том самом памятнике, который потом обследовали Э.А. Севастьянова и В.Ф. Ка-пелько, то вдвойне жаль, что знаменитый исследователь не смог его посетить, ведь в первую очередь он искал для Русского Комитета рунические надписи.

Другое местонахождение экспедиция Э.А. Севастьяновой открыла на р. Аскиз: «Петроглифы обнаружены на скальном выходе в 10 км от моста у с. Верх-Аскиз, на левом берегу р. Аскиз (напротив на правом берегу скала Хара-Хая, где карасукский могильник в 1973 – 74 гг. исследован экспедицией Л.Р. Кызласо-ва). Здесь выбиты изображения оленей, людей в типичной для карасукской эпохи схематичной манере»

Рис. 2. Наскальные изображения на горе Сарыгхая.

1 – фрагмент поверхности с петроглифами после удаления лишайника, фото 2023 г. ; 2 – прорисовка композиции по фотомонтажу, 2023 г.

[Севастьянова, 1983, л. 20]. В отчете приводится фотография плоскости [Там же, рис. 54], хотя изображения на ней почти не распознаются из-за лишайника. Мы нашли данный объект по этому описанию и фотографии. Писаница находится в юго-восточной части хребта Сарыгхая, в 3 км на ВСВ от ж.д. станции Кизлас, в 4 км на В от восточной оконечности с. Верх-Аскиз, на расположенном слева от грунтовой дороги низком трещиноватом скальном выходе, ориентированном на ЮЮЗ. Изображения лишь слегка просматривались через лишайник. После его удаления оказалось, что здесь выбиты в схематично-линейной манере фигуры оленей и неопределенных животных, а также тамги (рис. 2). Изображения эти не карасукские, а гораздо более поздние, хотя датировка их пока не ясна. Кроме этой поверхности были обнаружены еще две с изображениями козлов. Возможно, дальнейшее обследование хребта Сарыгхая выявит и другие объекты.

Третье локализованное местонахождение расположено в Бейском районе Хакасии, на горе Кан-Обазы (Kanabas, Хана-вазы, Холаас) на правом берегу р. Абакан в 2 км на ЮЗ от аала Маткечик. Этот необычный объект – большой горизонтальный скальный выход с изображениями быков и других животных, знаков, извилистых линий-желобков, с рельефными элементами и ямочными углублениями – известен со времени его первого изучения в 1887 г. финской экспедицией И.Р. Аспелина, который назвал его «Opferfelse (жертвенная скала)» [Appelgren-Kivalo, 1931, S. 21, Abb. 250] (рис. 3, 1 ). В 1989 г. мы с Д.Г. Савиновым (которому камень показал В.Я. Бутанаев) и Б.Н. Пяткиным скопировали его на микалентную бумагу; с копии была сделана прорисовка (рис. 3, 2 ). Позднее вышла и публикация, в которой изображения были отнесены к карасукскому времени, а в целом композиция интерпретирована как «своего рода карта “сво-

Рис. 3. Наскальные изображения на горе Хана-База (Холаас).

1 – рисунок ( 1887 г. , по: [Appelgren-Kivalo, 1931]); 2 – прорисовка по микалентной копии ( 1989 г. , по: [Савинов, Миклашевич, 2000]); 3, 4 – план местности с указанием археологических памятников (местонахождение петроглифов выделено красным квадратом) и зарисовка плиты с изображениями (по: [Карцев, 1958]); 5, 6 – общий вид объекта и фрагмент композиции с изображением пары быков, фото 2023 г.

ей” земли с выделенным сакральным центром и, по крайней мере тремя, племенными (?) территориями, этнокультурная специфика которых обозначена изображениями разных видов животных и отличающимися по начертаниям условными знаками» [Савинов, Миклашевич, 2000]. Однако уже в то время было ясно, что многие участки прорисованы неточно, т.к. мика-лентная натирка, сделанная по неровному камню с выветрившимися изображениями, покрытыми лишайником, не могла передать всех деталей.

Мы давно хотели вновь найти этот необычный объект, расчистить его от лишайников и выполнить до- кументирование современными методами. Попытки поиска предпринимались, но найти горизонтальную плиту на горе со множеством гряд и отрогов и без видимых скальных выходов, оказалось не так просто. Помогла информация, обнаруженная в отчете В.Г. Карцева в Архиве ИА РАН. Оказалось, что в 1958 г. этот исследователь проводил разведки и раскопки курганов в районе улуса Маткечик; он сделал общий план расположения археологических памятников, в числе которых обнаружил и эту плиту (рис. 3, 3, 4), описав ее так: «На вершине, поднимающейся над северо-восточным склоном Хана-вазы имеют место естественные выходы плитняка. На одной из выделяющихся горизонтально лежащих больших плит обнаружена древняя писаница, изображающая нечто вроде дерева с листьями или, возможно, какой-то план местности» [Карцев, 1958, л. 20, табл. 25, 27]. В октябре 2023 г. плита была найдена, зафиксировано ее местоположение, сделана предварительная фотофиксация (рис. 3, 5, 6). Плита покрыта таким толстым слоем разнообразных лишайников, что говорить о ее культурно-хронологической атрибуции (хотя нет сомнений, что это какой-то период эпохи бронзы) и делать какие-либо интерпретации бессмысленно без полной расчистки. Кроме того, на этом же склоне обнаружено еще несколько небольших задернованных плит с неясными изображениями и ямочными углублениями, покрытыми лишайником.

На всех трех локализованных местонахождениях наскального искусства предстоит теперь работа по полному обследованию территории, определению границ памятников, постановке их на учет, расчистке от лишайников и тщательному документированию.

Исследование выполнено в рамках выполнения темы НИР ИА РАН № НИОКТР 122011100061-5.

Список литературы Поиск местонахождений наскального искусства Хакасии по архивным данным

  • Адрианов А.В. Обследование писаниц в Минусинском крае летом 1907 г. // Изв. Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом, лингвистическом и этнографическом отношениях. Вып. 7. - СПб., 1908. - С. 37-46.
  • Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях среднего Енисея. - Л.: Наука, 1986. - 180 с. EDN: RWXFON
  • Карцев В.Г. Отчет об археологических раскопках в Хакасской автономной области. 1958 г. / Архив ИА РАН. Р-1. № 1708, 1708а, 1708б.
  • Кызласов И. Л. Рунические письменности евразийских степей. - М.: Вост. лит-ра, 1994. - 327 с. EDN: WJRREF
  • Савинов Д.Г., Миклашевич Е.А. Географическая карта эпохи бронзы на горе Холаас // Междунар. конф. по первобытному искусству. - Кемерово: Изд-во САИПИ, 2000. -Т. 2. - С. 177-181.
  • Севастьянова Э. А. Отчет об археологической разведке в подтаежную зону Хакасии. 1983 г. / Архив ИА РАН. Р-1. № 9584, 9584а.
  • Appelgren-Kivalo H. Alt-Altaische Kunstdenkmaler. -Helsingfors: Finnische altertumsgessellshaft, 1931. - 47 s., 72 taf.
Статья научная