Поэтика "романа о романе" Патрика Модиано "Чтобы ты не заблудился в квартале"

Автор: Бочкарева Нина Станиславна, Суслова Инга Валерьевна, Бажанов Александр Дмитриевич

Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology

Рубрика: Литература в контексте культуры

Статья в выпуске: 2 т.12, 2020 года.

Бесплатный доступ

Анализируется роман современного французского писателя Патрика Модиано «Чтобы ты не заблудился в квартале» («Pour que tu ne te perdes pas dans le quartier», 2014) в аспекте жанровой поэтики «романа о романе». Объясняется использование терминов «роман о романе», «метароман» и других в современном литературоведении. К анализу привлекается «Нобелевская лекция» писателя, прочитанная им в год публикации романа, и работы исследователей творчества Модиано разных стран. Делается вывод об игровой структуре «романа о романе», архитекстуально связанной с французской модернистской традицией (М. Пруст, А. Жид и др.). Герой-писатель Жан Дараган на протяжении всего романа грезит о собственной жизни, соединяя воспоминания и воображение (процесс творчества, согласно Модиано). Погружаясь в прошлое, Жан Дараган обнаруживает источник своего одиночества в детстве (одиночество - условие творчества писателя и тема «романа о романе»). Зафиксированный многочисленными накладывающимися друг на друга разножанровыми текстами (фальшивый паспорт, визитная карточка, записная книжка, телефонная книга, статья, письмо, полицейский протокол, досье, брошюра, роман, стихи и др.) роман-палимпсест образует коммуникативное пространство диалога - единственно возможный для писателя выход из одиночества. Внутри «самопорождающегося романа» помещена история создания первого романа героя «Черный цвет лета» («Le Noir de l'ete») как одна из пересекающихся сюжетных линий. Пародирование классического детектива (детективного романа) выражается в невозможности раскрыть преступление, разгадать загадку. Среди множества интертекстуальных отсылок «Естественная история» французского естествоиспытателя XVIII в. Бюффона и сборник стихов восьмилетней девочки Мину Друэ «Дерево, мой друг» составляют ближайший контекст создаваемого в процессе чтения романа и свидетельствуют о его лирикофилософском характере. Тем самым произведение Модиано сближается с лирическим типом «романа о романе» Пруста, хотя детективная составляющая и повествование от третьего лица обнаруживают влияние Жида. Обращение к традиции модернистского «романа о романе» подчеркивает принадлежность автора к «промежуточному поколению» писателей, представляющих как саморефлексию жанра разницу между монументальными романами прошлого и фрагментарными произведениями настоящего.

Еще

Роман о романе, метароман, палимпсест, современная французская литература, патрик модиано

Короткий адрес: https://sciup.org/147229697

IDR: 147229697   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2020-2-81-89

Список литературы Поэтика "романа о романе" Патрика Модиано "Чтобы ты не заблудился в квартале"

  • Андреев Л. Г. Марсель Пруст. М.: Высш. шк., 1968. 97 с.
  • Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. С. 234-407.
  • Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 7-180.
  • Бочкарева Н. С. Поэтика и поэтология: «Томас Бернхард и модернистский метароман» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2018. Т. 10, вып. 4. С. 97102. doi 10.17072/2037-6681-2018-4-97-102.
  • Бочкарева Н. С. Роман о художнике как «роман творения»: генезис и поэтика (на материале литератур Западной Европы и США конца ХУШ - XIX вв.: дис. ... д-ра филол. наук. Пермь, 2001. 390 с.
  • Бочкарева Н. С., Бажанов А. Д. Элементы детектива в романе Патрика Модиано «Чтобы ты не заблудился в квартале» // Мировая литература в контексте культуры. 2019. Вып. 9(15). С. 5-10.
  • Бочкарева Н. С., Суслова И. В. История французской литературы: роман о романе на рубеже ХХ-ХХ1 веков: учеб. пособие. Пермь, 2011. 128 с.
  • Бочкарева Н.С., Суслова И.В. Роман о романе: преодоление кризиса жанра (на материале русской и французской литератур 20-х годов ХХ века). Пермь, 2010. 148 с.
  • Зусева-Озкан В. Б. Поэтика метаромана: «Дар» B. Набокова и «Фальшивомонетчики» А. Жида в контексте литературной традиции. М.: РГГУ, 2012. 232 с.
  • Котелевская В. В. К модернистской поэтике и поэтологии прогулки: Р. М. Рильке, Р. Вальзер, Т. Бернхард, П. Хандке // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2017. Т. 9, вып. 3. С. 96-108. doi 10.17072/2037-6681-2017-3-96-108.
  • Котелевская В. В. Томас Бернхард и модернистский метароман. Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во Южного федер. ун-та, 2018. 352 с.
  • Мирошниченко О. С. Поэтика современной метапрозы: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2001. 25 с.
  • Модиано П. Нобелевская лекция / пер. с фр. Philibert's // Звезда. 2015. № 9. С. 22-29. URL: https://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=2572 (дата обращения: 12.02.2020).
  • Модиано П. Чтобы ты не потерялся на улице / пер. с фр. Н. Хотинской. М.: Текст, 2018. 158 с.
  • Сиротин С. Улицы Патрика Модиано // Вопросы литературы. 2015. № 3. C. 19-30.
  • Трофимова Ю. С. Особенности художественной целостности тотального романа Патрика Модиано: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2004. 17 с.
  • Турышева О. Н. Роман о читателе как случай метаромана // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 63. C. 292-304. doi 10.17223/19986645/63/17.
  • Chopin S. Paris, ville fantôme: l'identité française dans les romans de Patrick Modiano // Revue critique de fixxion française contemporaine. 2019. Vol. 19. Dec 15. P. 78-90.
  • Decout M. Modiano: La voix palimpseste sur la place de l'étoile // Littérature. № 162 (2/2011). P.48-62.
  • Genette G. Palimpsests: Literature in the Second Degree / trans. by Ch. Newman, C. Doubinsky., Lincoln and London, USA: University of Nebraska Press, 1997. 492 p.
  • Kellman S. G. The Self-Begetting Novel. L.; Ba-singstoke: The Macmillan Press Ltd, 1980. 161 p.
  • Kemp S. Patrick Modiano and the Problem of Ending // Kemp S. French Fiction into Twenty-First Century: The Return Story. Cardiff: Univ. of Wales Press, 2010. P. 133-154.
  • Keypour N. D. André Gide: Ecriture et réversibilité dans Les Faux-Monnayeurs. Montréal: Presses de l'Université de Montréal; Paris: Didier Érudition, 1980. 257 р.
  • Laurent T. L'œuvre de Patrick Modiano: une autofiction. Lyon: Presses universitaires de Lyon, 1997.188 р.
  • Linder L. Le roman du roman // André Gide 5 : Sur Les Faux-Monnayeurs, par c.m. 1975 (4). № 439444. Р.81-91.
  • Modiano P. Pour que tu ne te perdes pas dans le quartier. P.: Gallimard, 2014. 155 p.
  • Nordholt A. S. Dora Bruder: le témoignage par le biais de la fiction // Patrick Modiano / ed. by John E. Flower. Amsterdam; N. Y.: Rodopi, 2007. P. 75-88.
  • Pour que tu ne te perdes pas dans le quartier de Patrick Modiano: Entretien réalisé avec Patrick Modiano à l'occasion de la parution de Pour que tu ne te perdes pas dans le quartier // Gallimard, 2014. URL : http : //www .gallimard.fr/Media/Gallimard/En-tretien-ecrit/Entretien-Patrick-Modiano. -Pour-que -tu-ne-te-perdes-pas-dans-le-quartier (дата обращения: 10.03.2020).
Еще
Статья научная