Полиция как субъект правоприменительной деятельности

Автор: Нилова В.В.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 11 (15), 2017 года.

Бесплатный доступ

Данная статья посвящена актуальной в современный период и сложной теме определения административно-правового статуса полиции как субъекта правоприменительной деятельности. В связи с этим в ней анализируются проблемы осуществления полицией ее прав и обязанностей в процессе непосредственного правоприменения, эффективности нормативно-правового регулирования ее деятельности. Автор статьи в ходе исследования приходит к выводу, что реформирование полиции необходимо продолжать, при этом должны проводиться постоянный мониторинг и общественные обсуждения эффективности нормативно-правового обеспечения правоприменительной деятельности полиции.

Еще

Полиция, правоприменительная деятельность, правоохранительные функции, права, обязанности, ответственность, административно-правовой статус полиции, законодательство о полиции, нормативно-правовое регулирование, нормативно-правовое обеспечение

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/140277362

IDR: 140277362

Текст научной статьи Полиция как субъект правоприменительной деятельности

Правоприменительная деятельность, если ориентироваться на достижения правовой науки, представляет собой совокупность находящихся во взаимосвязи организационно-правовых средств уполномоченных органов публичной власти по правовому воздействию посредством реализации правовых предписаний на субъектов правоотношений1.

Правоприменительная деятельность ‒ особый вид государственно-правовой деятельности. Ее субъектами могут выступать не все участники правоотношений, а только управомоченные органы государственной и муниципальной власти. Связано это с тем, что по своей специфики правоприменительная деятельность есть специально-юридическая деятельность, имеющая цель упорядочивания общественных отношений в конкретной жизненной ситуации при учете юридически значимых обстоятельств путем принятия в регламентированном на нормативноправовом уровне порядке индивидуально-правовых актов, обязательных для исполнения теми субъектами правоотношений, в отношении которых они были вынесены.

Однако, предваряя вопрос о субъектном составе правоприменительной деятельности, стоит сказать, что законодательного определения правоприменительной деятельности в Российской Федерации нет. При установлении круга субъектов, которые вправе осуществлять этот вид деятельности, необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность органов государственной и местной власти.

К субъектам правоприменительной деятельности, в частности, будут относиться органы прокуратуры, судебные органы, полиция, таможенные органы, органы юстиции и другие органы публичной власти. Анализ правовых норм, содержащихся как в законодательных актах о конкретном органе государственной власти, так и в правовых актах общего назначения, в частности, в Указе Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. № 6572, показывает, что законодатель четко относит правоприменительную деятельность к функциям органов исполнительной и судебной власти (п. 4, 5).

Деятельность полиции в настоящее время регулируется отдельным нормативным правовым актом ‒ Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»3 (далее ‒ Федеральный закон «О полиции»). В самом этом законе термины «правоприменение» или «правоприменительная деятельность» не используются. В тоже время изучение его норм позволяет сделать вывод, что полиция является субъектом правоприменительной деятельности.

Во-первых, в п. 1 ст. 1 Федерального закона «О полиции» в числе целей деятельности полиции перечисляются защита нематериальных благ человека (жизни и здоровья), прав и свобод граждан Российской Федерации и иных государств, противодействие преступности, обеспечение общественной безопасности. Реализация данных целей полиции происходит в рамках осуществления ею правоохранительной функции правоприменительной деятельности. Полиция посредством реализации охранительных правовых норм регулирует общественные отношения, в каждом случае правонарушения, как отмечают исследователи4 и указывается в п. 3 ст. 1 Федерального закона «О полиции», помогает во взаимодействии с судебными и иными органами защитить и восстановить нарушенные права и законные интересы человека и гражданина.

Во-вторых, в ст. 2 Федерального закона «О полиции» в круге законодательно закрепленных основных направлений деятельности полиции можно найти такие правоприменительные функции полиции как противодействие правонарушениям, выявление и раскрытие преступлений, производство дознания, производство по делам об административных правонарушениях, создание условий для безопасности дорожного движения, принятие мер в сфере реализации системы государственной защиты отдельных категорий граждан, должностных лиц, поддержание мира, мирового правопорядка, и другие.

Поэтому полиция, безусловно, выступает субъектом правоприменительной деятельности и закономерно рассматривается в современном обществе в мире в качестве структуры, стоящей на защите прав человека5.

Положения Федерального закона «О полиции» согласуются с положениями ст. 1 Европейского кодекса полицейской этики6, определяющей, что основными целями полиции являются:  обеспечение общественного спокойствия, соблюдения закона и порядка в обществе;

защита и соблюдение основных прав и свобод человека. С.Ю. Чапчиков справедливо поясняет, что Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации7 учитывает опыт применения европейского акта об этики полицейских8.

Полиция должна защищать права и свободы каждого человека, гражданина, лица без гражданства, иностранного гражданина на территории страны независимо ни от каких их различий.

Полиция как субъект правоприменительной деятельности в процессе ее осуществления производит:

  • 1)    конкретизацию юридических норм, закрепленных в общем виде в нормативных правовых актах;

  • 2)    разъяснение заинтересованным субъектам понятий, содержащихся в нормативных правовых актах и (или) используемых в процессе правоприменения;

  • 3)    принятие актов правоприменения в пределах своих полномочий.

Необходимо отметить, что функции полиции как правоприменительного органа отличаются многообразием и увязаны с ее компетенцией, содержащей предметы ведения (юридически определенные сферы и объекты воздействия) и властные полномочия. В процессе осуществления служебных обязанностей сотрудниками полиции реализуются две основные вариации применения права: оперативно-исполнительная и правоохранительная.

Оперативно-исполнительная       деятельность       полиции       как правоприменительных органов ‒ повседневное (оперативное) применение права, точнее диспозиции юридической нормы, с целью возникновения, изменения или прекращения регулятивных правоотношений, в частности, в процессе кадрового обеспечения органов полиции.

Правоохранительная деятельность полиции состоит в охране и защите прав и свобод человека и гражданина, производстве дознания, применении мер административного пресечения и принуждения к правонарушителям, обеспечении исполнения назначенных мер наказаний (взыскания) и принятии комплекса общепревентивных мер.

В правовой литературе новейшего периода некоторыми исследователями, например, И.Ф. Амельчаковым, высказывается мнение о том, что полиция выполняет возложенные на нее обязанности, что ее административноправовой статус в рамках реформирования всей правоохранительной системы России в целом остается прежним, но требующим уточнения относительно деятельности полиции в сфере правоприменения9.

Соглашаясь с данной позицией, со своей стороны, добавим, что на данном этапе в условиях модернизации системы в Российской Федерации органов внутренних дел повышается значение четкого исполнения полицией возложенных на нее правоохранительных задач и обеспечения прозрачности, гласности, информационной открытости органов полиции. Полиция как орган, отвечающий за обеспечение безопасности и поддержание порядка в государстве, не всегда эффективен в реализации своих обязанностей в правоприменительной деятельности. По официальным данным Прокуратуры Ульяновской области в 2015 г. в этом регионе было привлечено к дисциплинарной ответственности по мерам прокурорского реагирования 1607 сотрудников Управления Министерства внутренних дел России по Ульяновской области, осуществлявшим производство дознания10, а в 2016 г. ‒ 1815 сотрудников, исполняющих полномочия по производству дознания11. Очевидно, что реформирование полиции необходимо продолжать, при этом должны проводиться постоянный мониторинг и общественные обсуждения эффективности нормативно-правового обеспечения правоприменительной деятельности полиции. Как известно, в 2018 г. планируется ликвидация Государственной инспекции безопасности дорожного движения12 путем ее слияния с дорожно-постовой службой, есть данные о вхождении в состав Федеральной службы безопасности Федеральной службы охраны и службы внешней разведки. В таких условиях кардинальных изменений в правоохранительной системе, включая ее часть – полиции, результативность предпринимаемых реформаторских мер напрямую зависит от удовлетворенности населения качеством работы полиции и иных органов государственной власти, выполняющими правоохранительные функции.

Таким образом, заканчивая обсуждение вопроса о полиции как субъекте правоприменительной деятельности, делаем выводы, что:

‒ построение и формирование высокоэффективной полиции подразумевает постоянное выдвижение новейших задач и строгое неукоснительное исполнение нормативно-правовых актов, определяющих объем функций и характер задач, выполняемых на различных уровнях территориальными органами полиции;

‒ ближайшей стратегической задачей на пути развития организационного построения системы органов внутренних дел необходимо признать усиление горизонтали управления на уровне базовых звеньев данной системы - городских, районных, линейных отделов внутренних дел; ‒ с целью результативного решения поставленных перед полицией социально значимых задач, сопряженных с защитой прав и интересов личности и населения, обеспечением их безопасности, необходимо внести поправки в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел (полиции), в части расширения полномочий полиции по оказанию помощи гражданам (в рамках своей компетенции) и усиления их открытости, доступности в плане получения обратной связи для населения.

Список литературы Полиция как субъект правоприменительной деятельности

  • Швецов, С.Б. Эффективность правоприменительной деятельности: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.01. - СПб., 2004. - 156 с.
  • Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» (вместе с «Положением о мониторинге правоприменения в Российской Федерации», в ред. Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2014 г. № 529) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 21.
  • Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 272-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900; 2017. - № 31 (ч. I). - Ст. 4821.
  • Воскобитова, Л.А. Судопроизводство по делам об административных правонарушениях и его место в системе реализации судебной власти // Мировой судья. - 2017. - № 2. - С. 28-34.
  • Оссе Аннеке Принципы деятельности полиции: методическое пособие по правам человека / Перевод Н. Ишевской, М. Кузнецовой, О. Шарп. - Амстердам: Amnesty International Nederland, 2006. - 344 с.
  • Европейский кодекс полицейской этики (Рекомендации Rec.(2001)10, прин. Комитетом министров Совета Европы 19 сентября 2001 года, не опубл.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://os.x-pdf.ru/20yuridicheskie/542467-1-evropeyskiy-kodeks-policeyskoy-etiki-rekomendaciya-rec200110-prin.php.
  • Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_85884.
  • Чапчиков С.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (постатейный). - М.: Юстицинформ, 2012. - 400 с.
  • Амельчаков И.Ф. Современная концепция административно-правового статуса полиции // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2017. - № 2(28). - С. 6-11.
  • Отчет Прокуратуры Ульяновской области о надзоре за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства (за январь-декабрь 2015 г.) (документ не опубл.) // Официальные данные Прокуратуры Ульяновской области.
  • Отчет Прокуратуры Ульяновской области о надзоре за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства (за январь-декабрь 2016 г.) (документ не опубл.) // Официальные данные Прокуратуры Ульяновской области.
  • Реформа МВД России 2017-2018 года (Новости от 30.07.2017 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://2018god.net/reforma-mvd-rossii-2017-2018-goda.
Еще
Статья научная