Полиэтничное пространство: система современных межкультурных коммуникаций (на примере Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республик)

Автор: Базиева Гульфия Джамаловна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 7, 2017 года.

Бесплатный доступ

Этнические культуры стремятся к максимальной актуализации наследия на фоне глубоких инновационных процессов, модернизации и глобализационных вызовов. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема научно-объективного анализа этнокультурного пространства в контексте коммуникативных стратегий, направленных не на этноцентризм, а на поиск общих ценностных ориентиров, воспитание толерантности как важного условия стабильности общества. Объектом настоящего исследования выступают формы культурной деятельности, способствующие сохранению и развитию конструктивных взаимоотношений между представителями различных этносов и этнических групп, - деятельность национально-культурных объединений и регионального телевидения по пропаганде национальных и общечеловеческих ценностей в полиэтничных регионах Северного Кавказа: Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках. Цель работы - определить значение межкультурных коммуникаций в межнациональном полилоге, в котором принимают активное участие не только титульные этносы, но и представители национальных меньшинств. Новизна исследования обусловлена системным культурологическим подходом к изучению межкультурных коммуникаций как важного канала не только межличностных, но и межэтнических отношений.

Еще

Межкультурные коммуникации, межэтнический полилог, национально-культурные объединения, региональное телевидение, культурная политика, карачаево-черкесская республика, кабардино-балкарская республика

Короткий адрес: https://sciup.org/14941327

IDR: 14941327   |   DOI: 10.24158/fik.2017.7.5

Текст научной статьи Полиэтничное пространство: система современных межкультурных коммуникаций (на примере Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республик)

Неоднородность современного культурного пространства требует системного описания, так как культурное многообразие представляет собой дискретную среду, состоящую из определенных культурных систем. В сравнительно-типологическом изучении моделей культурной идентичности важным методологическим ключом является разделение культур на восточные и западные. Особенно содержательными и вместе с тем противоречивыми оказываются отношения между Западом и Востоком в так называемых пограничных культурах, к которым относится целый ряд культур. Нас интересуют прежде всего этнокультурные процессы в двух республиках Северного Кавказа, оставшихся и после развала СССР двухсубъектными, – в Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках, на территории которых проживают представители различных национальностей: русские, карачаевцы, черкесы, абазины, ногайцы, кабардинцы, балкарцы, осетины и др.

Политические трансформации, произошедшие на постсоветском пространстве, стимулировали процессы, направленные на возникновение деструктивных межнациональных отношений. Основной фактор первичной самоидентификации - этничность, вступая в конфликт с другими видами идентичности (культурной, гражданской и др.), способствует разрушению стабильности в системе коммуникаций. В конце 1990-х гг. начинают разрабатываться новые стратегии национальной и культурной политики РФ, формируются долговременные программы по урегулированию и стабилизации межэтнических и межконфессиональных отношений. Если в начале 1990-х гг. на территории Северного Кавказа открывались национальные объединения, деятельность которых носила в основном политический характер, а в центре внимания подобных организаций находились вопросы национального самоопределения (в результате данных процессов Чечено-Ингушская автономная республика распалась на два субъекта - Чеченскую и Ингушскую республики), то в дальнейшем в республиках РФ открываются частично или полностью деполитизированные национально-культурные объединения, союзы, организации, деятельность которых направлена в первую очередь на сохранение и пропаганду этнических ценностей, изучение родных языков, истории и этнографии народов, проживающих на территории многонациональных территорий.

Исследованием проблем межкультурных коммуникаций (МКК) на междисциплинарном уровне занимается ряд дисциплин, использующих особую методологию и инструментарий: социальная психология, лингвокультурология, этнология, культурология, социальная антропология и др. [2]. В качестве исследовательской единицы межкультурной коммуникации в лингвокультуро-логии широко используются концепции культурных стандартов, символов, лакуны и др. Термин «коммуникация» в социальной психологии используется для характеристики информационного поля в целом, в том числе структуры межличностных связей между людьми.

Культурологические исследования проблем МКК подразделяются на два основных подхода: инструментальный (или адаптивный) и понимающий (или развивающий). В рамках инструментального подхода МКК рассматриваются как практический (и в первую очередь межличностный) контакт, формирующий атмосферу доброжелательности и взаимопонимания между представителями различных культур (восточной и западной, христианской и мусульманской и т. д.). Понимающий подход исходит из необходимости сохранения этнического своеобразия при широком взаимодействии различных культур не только на межличностном, но и других (межгрупповом, межнациональном, цивилизационном) уровнях и в разных сферах (политической, экономической, конфессиональной и др.). В рамках данного подхода особое значение придается разработке и реализации социокультурных программ по целому ряду направлений МКК (воспитание толерантного мышления и поведения, изучение культуры и языка других народов, межэтническое и межкультурное общение, коммеморативная практика, направленная на сохранение важных событий этнической истории не только в памяти одного этноса, но и в исторической памяти региональной культуры в целом и т. д.).

Как отмечает Д.Н. Прасолов, «историческая память и разнообразные коммеморативные стратегии являются существенным фактором социально-политического и социокультурного развития современной Кабардино-Балкарии, обеспечивая различные уровни общественной солидарности и этнической мобилизации» [3]. В деятельности политизированных национальных движений Кабардино-Балкарской Республики (КБР) в 1990-е гг., кроме вопросов суверенитета, серьезное место занимали проблемы этнической истории, возрождения аутентичности культурных традиций, учреждения памятных дат, открытия памятников и музеев, посвященных важным историческим событиям и выдающимся личностям. В современный период в КБР зарегистрировано более двадцати общественных организаций и национально-культурных центров: общество русской истории и культуры «Вече», терско-малкинская казачья община, отделение Союза армян России «Ахпюр», польский, азербайджанский, корейский, татарский, эстонский, белорусский, осетинский, дагестанский, украинский, греческий и грузинский центры, работающие под эгидой Кабардино-Балкарского фонда культуры. В работе центров большое значение имеют культурно-образовательные программы по изучению культуры родных народов, тренинги по культуре межнационального общения. Общество русской истории и культуры «Вече» совместно с Кабардино-Балкарским фондом культуры один раз в три года (с 1993 г.) проводит научные конференции «Славянские чтения», в которых принимают участие гуманитарии широкого профиля, исследующие различные проблемы межкультурных коммуникаций.

В Карачаево-Черкесской Республике (КЧР) этнополитические процессы, направленные на расшатывание межнациональных отношений, также не нашли широкой поддержки у многонационального населения, стремящегося не к конфронтации, а к мирному сосуществованию. В 2014 г. в республике был создан Союз черкесских (адыгских) общественных объединений, в который вошли Карачаево-Черкесское региональное общественное движение по сохранению самобытно- сти черкесского народа «Хасэ» (Совет), региональная национально-культурная автономия адыгов КЧР, Карачаево-Черкесская региональная общественная организация по сохранению самобытности адыгского этноса «Совет старейшин черкесского народа», общественная организация «Центр черкесской (адыгской) национальной культуры». Данный Союз был создан в целях координации деятельности черкесских общественных объединений и более широкого представления интересов черкесского народа в органах государственной власти.

Межнациональный совет общественных организаций Карачаево-Черкесской Республики, который объединил такие организации, как «Русь», Союз черкесских (адыгских) общественных объединений, «Къарачай Алан Халкъ», общественное движение «Абаза», региональную национально-культурную автономию осетин «Фарн», региональную национально-культурную автономию «Ногай Эл», общественную организацию греков «Кали Архи», также призван содействовать сохранению и развитию межнациональных и межконфессиональных отношений на территории КЧР, сохранению мира и согласия в регионе.

В 2016 г. в Карачаево-Черкесии на базе первого республиканского телеканала Карачаево-Черкесии «Архыз-24» был официально открыт первый в Северо-Кавказском федеральном округе информационно-просветительский центр Президентской библиотеки (в рамках реализации соглашения о сотрудничестве между Президентской библиотекой и Карачаево-Черкесской Республикой, подписанного 16 июня 2016 г.). Президентская библиотека, открытая в 2009 г. по решению главы государства В.В. Путина, располагается в центре Санкт-Петербурга и включает в себя электронные читальные и выставочные залы, конференц-зал, мультимедийный и телевизионный комплексы. Фонд библиотеки состоит из электронных копий редких материалов, посвященных истории России, юриспруденции, экономике, искусству, русскому языку. Электронные читальные залы Президентской библиотеки, многофункционального информационного, научно-образовательного и культурно-просветительского центра, успешно функционируют в РФ и за рубежом, так как сотрудничество с регионами и иностранными государствами является одной из главных задач. Информационно-просветительский центр Президентской библиотеки призван стать связующим звеном между прессой, обществом и властью, площадкой для презентаций и обсуждения масштабных социальных, исследовательских, культурных, научных проектов. Одна из его основных задач заключается в содействии укреплению единого информационного и культурного пространства, включении региональных проектов в федеральный информационный контекст.

В системе межкультурных коммуникаций особая роль принадлежит массовым коммуникациям: в современном мире кино и телевидение становятся той средой, тем культурным фоном, с которым человек вынужден постоянно взаимодействовать. Выполняя ряд важных культуроформирующих функций (информативную, культурно-просветительскую, познавательно-рекреативную, смыслообразующую и др.), кино и телевидение призваны способствовать не «омассовлению» аудитории, а ее «классификации» по интересам. В полиэтничных регионах большой популярностью пользуются передачи, посвященные изучению родных языков коренных народов, а также их истории и этнографии. В последнее время активизируется зрительский интерес к циклам передач о культуре народов, проживающих не только на Северном Кавказе, но и в других регионах. Так, в КБР телевизионный фестиваль «Мир, согласие, единство» позволил режиссерам из различных регионов продемонстрировать документальные фильмы об истории и этнографии народов, проживающих в РФ; в КЧР большую популярность приобрел цикл «Знание о России» и др.

Характерная черта радиотелевизионной журналистики в многонациональных республиках Российской Федерации заключается в том, что она возникла и функционирует в рамках общения не на одном, а на разных языках. Это позволяет, во-первых, беспредельно расширить само общение народов, во-вторых, охватить влиянием огромные, численно рассредоточенные национальные группы аудитории [4, с. 205].

Телевидение обладает специфическими особенностями аудиовизуального языка, неизбежно предполагает создание развернутой системы зрительных и звуковых кодов, сигналов, типов и архетипов, сливающихся в определенную картину мира, своего рода шифр, определяющий отношение к бытию и реакции на событие [5]. Современный аудиовизуальный язык (компьютерная графика, электронные игры, телевидение высокой точности) разрушает не только границы между реальностью и виртуальностью, но и географические границы. Полиэтничность, многообразие различных культур и верований должны служить не эскалации напряженности и конфликтности, а формированию мировоззрения на основе понимания окружающего пространства как целостности, основанной на дискретности личностей, наций, культур и традиций.

А.И. Тетуев отмечает: «Анализ национальных процессов в российском обществе позволяет сделать вывод, что с начала XXI в. отчетливо проявляется тенденция к социальной и политической стабилизации. Рост общей организованности и управляемости в обществе проявляется не только в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, но и в действиях институтов гражданского общества, в акциях различных общественно-политических движений» [6, с. 88].

В Стратегии государственной культурной политики РФ культура возведена в ранг национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности Российской Федерации [7]. Целевые установки современной культурной политики РФ ориентированы на обеспечение развития культур народов России как единого многонационального комплекса, так как сохранение и приумножение национальной культуры должны способствовать не самоизоляции культуры, а, напротив, ее интеграции и полноценному функционированию в мировом культурном пространстве.

Для региональной истории культуры большое значение имеет определение как внутренних, так и внешних границ этнокультурного пространства, формирующего национальное самосознание, этническую идентичность и чувство гражданской солидарности. На территории этнокультурного пространства формируется «коммуникативное поле», основанное на полилоге представителей различных этнических культур, традиций, верований и т. д. Этнокультурное пространство КБР и КЧР в современных условиях строится не по принципу самоизоляции входящих в него культур, а на основе плюралистического полилога, развитию которого способствуют культурно-образовательные программы по пропаганде общечеловеческих ценностей. Важным фактором стабилизации межнациональных отношений в РФ стала политика активной поддержки региональных инициатив по сохранению этнокультурных традиций всех народов, проживающих в полиэтничных регионах. Многомерность современного информационного поля обусловливает его особую сложность, неоднозначность, а иногда и противоречивость многих тенденций в его развитии, затрудняющих видение общей перспективы. В итоге большое значение приобретает теоретическое осмысление этнокультурных процессов, так как диалектический процесс культурного развития предполагает постоянную расшифровку предшествующего опыта, его интерпретацию и обогащение.

Ссылки и примечания:

  • 1.    Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Этнокультурные и этнополитические процессы на Северном Кавказе в период системной трансформации российского общества: особенности и основные тенденции» № 16-01-00126.

  • 2.    Leach E.R. Culture and Communication: The Logic by Which Symbols Are Connected. An Introduction to the Use of Structuralist Analysis in Social Anthropology. Cambridge (UK), 2003 ; Lewis R.D. When Cultures Collide. Leading Across Cultures. 3rd ed. Boston ; L., 2006.

  • 3.    Прасолов Д.Н. Коммеморативные практики в современной Кабардино-Балкарии [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. 2017. № 2 (112). С. 67–82. URL: http://www.nlobooks.ru/node/8680 (дата обращения: 28.06.2017).

  • 4.    Бжеников М.М. Радио и телевидение КБР: история и социология. Нальчик, 2012.

  • 5.    Утилова Н.И. Природа аудиовизуального творчества. Язык и образная система телевидения : дис. … д-ра искусствоведения. М., 2000.

  • 6.    Тетуев А.И. Национальная политика России в период системной трансформации российского общества (1990-е гг. – начало ХХI в.) // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2016. № 1 (30). С. 84–89.

  • 7.    Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства РФ от 29 февр. 2016 г. №  326-р. URL: http://government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJno-

    BuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 08.07.2017).

Список литературы Полиэтничное пространство: система современных межкультурных коммуникаций (на примере Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республик)

  • Leach E.R. Culture and Communication: The Logic by Which Symbols Are Connected. An Introduction to the Use of Structuralist Analysis in Social Anthropology. Cambridge (UK), 2003.
  • Lewis R.D. When Cultures Collide. Leading Across Cultures. 3rd ed. Boston; L., 2006.
  • Прасолов Д.Н. Коммеморативные практики в современной Кабардино-Балкарии //Неприкосновенный запас. 2017. № 2 (112). С. 67-82. URL: http://www.nlobooks.ru/node/8680 (дата обращения: 28.06.2017).
  • Бжеников М.М. Радио и телевидение КБР: история и социология. Нальчик, 2012.
  • Утилова Н.И. Природа аудиовизуального творчества. Язык и образная система телевидения: дис. … д-ра искусствоведения. М., 2000.
  • Тетуев А.И. Национальная политика России в период системной трансформации российского общества (1990-е гг. -начало ХХI в.)//Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2016. № 1 (30). С. 84-89.
  • Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 29 февр. 2016 г. № 326-р. URL: http://government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 08.07.2017).
Статья научная