Половозрастные особенности формирования популяции больных алкоголизмом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

Автор: Бохан Николай Александрович, Новиков А.П., Рахмазова Л.Д., Гильбурд О.А.

Журнал: Сибирский вестник психиатрии и наркологии @svpin

Рубрика: Клиническая наркология

Статья в выпуске: 3 (88), 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются особенности формирования популяции больных алкоголизмом в ХМАО - Югре. Установлено, что лица в возрасте 29-35 и 48-55 лет вносят наибольший вклад в формирование когорты больных с впервые установленным диагнозом, включая его психотические осложнения. В группе женщин наблюдается некоторое смещение возраста на более поздний. Максимальный пик заболеваемости алкоголизмом имеет место среди женщин 34-39 лет, живущих в сельской местности. Возраст первичной диагностики алкогольной зависимости, как правило, совпадает с возрастом начала ежедневной алкоголизации. Выявленные особенности заболеваемости алкоголизмом маркируют целевые группы населения ХМАО, в отношении которых в первую очередь должны быть ориентированы мероприятия по профилактике алкогольной зависимости.

Еще

Алкогольная зависимость, заболеваемость, алкогольные психозы

Короткий адрес: https://sciup.org/14295842

IDR: 14295842

Текст научной статьи Половозрастные особенности формирования популяции больных алкоголизмом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

ная среда которого является экологически агрессивной, определяет высокую напряжённость и хрупкость механизмов адаптации и создаёт почву для инициации и рецидивирования различных психических расстройств, включая алкогольную зависимость [3, 4]. В ХМАО уровень первичной заболеваемости алкоголизмом на 25 % выше, чем в среднем по РФ (120,9 и 96,7 на 100 000 населения соответственно, в УрФО – 113,9), что обусловлено не только известным влиянием этнокультурального, климатического и социально-трудового прессинга, но также высокой платежеспособностью населения [5—8]. Представленные в настоящей статье данные являются фрагментом комплексного исследования, ориентированного на разработку эффективной клинико-организационной модели наркологической помощи населению ХМАО.

Цель. Целью исследования является выявление региональных особенностей формирования популяции больных алкоголизмом ХМАО для оптимизации наркологического сервиса.

Материалы и методы. Были изучены половозрастные и клинические характеристики 195 больных с впервые установленным диагнозом алкогольной завиcимости в возрасте от 18 до 60 лет, постоянно проживающих в городской и сельской местности на территории ХМАО. В исследование не включались больные с ранее установленным наркологическим диагнозом и сопутствующим психиатрическим диагнозом. Обследование проводилось с использованием стандартизованной карты «Клиникобиологическое обследование больного зависимостью от психоактивных веществ». Применялись клинико-психопатологический, клиникодинамический, клинико-демографический и статистический методы исследования.

Результаты и обсуждение. При анализе половозрастной структуры группы исследования, представленной на рисунке 1, установлено достоверно большее количество мужчин, доля которых составила 76,9 % (150 мужчин и 45 женщин) от всей выборки.

мужчины        женщ ины

18- 24   25-29   30-34   35-39   40-44   45-49   50-54   55 - 60

Рис. 1. Половозрастная структура больных алкоголизмом, % от общего количества

Распределение по возрастным группам свидетельствует, что практически в 50 % случаев алкоголизм впервые диагностируется у жителей ХМАО в возрасте 30—44 лет, при этом наибольший удельный вес составляет группа 35—39 лет (20,5 % от общего числа больных).

В 25,1 % случаев уязвимы в отношении алкоголизма как мужчины, так и женщины старше 50 лет. В возрастных группах 35—39 и 55—60 лет доля женщин выше, чем доля мужчин. Весьма неожиданным и интересным оказывается долевое распределение мужчин и женщин в различных возрастных подгруппах в зависимости от места их проживания: значительное преобладание доли сельских женщин в возрасте 30—34 лет (36,4 %) в сравнении с представителями всех остальных возрастных подгрупп, что позволяет рассматривать эту когорту жителей ХМАО как имеющую повышенный риск формирования алкогольной зависимости.

Сравнительный анализ возраста первичного обращения к специалистам и ежедневного употребления спиртных напитков показал, что в 78,5 % случаев (153 чел.) наблюдается их совпадение. Мужчины и женщины к 33—35 годам имеют опыт ежедневного приема спиртных напитков (14,7 %), что практически полностью совпадает с возрастом первичного обращения в наркологическую службу (12,1 %). Существенную долю (11,6 %) представляет и группа больных молодого возраста (21—23 лет). Данная тенденция характерна как для мужчин, так и женщин. Наименьшее число больных с ежедневным употреблением алкоголя и обратившихся впервые за помощью отмечается в группе лиц 42—44 лет (2 %). Очевидно, что пиковый возраст формирования ежедневной алкоголизации приходится на 33—35 лет; второй, менее острый, пик по данному параметру выявляется в когорте лиц предпенсионного и пенсионного возрастов. К моменту первичной диагностики алкогольной зависимости у 96,9 % больных (189 чел.) был сформирован синдром отмены алкоголя (рис. 2).

Рис. 2 . Возраст формирования синдрома отмены алкоголя, % от всех случаев

Анализ графических данных показывает, что отмеченная выше тенденция в динамике алкогольной зависимости у жителей ХМАО сохраняется и при формировании алкогольного абстинентного синдрома, а именно существование двух клинико-демографических волн – более острой в молодом возрасте (27—35 лет) и более мягкой, но отчётливой, в предпенсионном возрасте.

Несомненный интерес представляют данные, касающиеся возникновения алкогольных психозов у жителей ХМАО. В соответствии с данными ВОЗ алкогольные психозы наблюдаются у 10 % больных алкогольной зависимостью, а российские авторы отмечают разброс данного показателя в широких пределах – от 2,8 до 15,0 % [3, 5]. В нашей выборке алкогольные психозы диагностированы в 16,9 % случаев (33 больных). Клиническая структура психотических состояний в 94 % случаев представлена делирием (48,5 %), галлюцинозом (45,5 %) и по одному случаю представлены алкогольный па-раноид и корсаковский синдром у мужчин. Достоверно значимо (р≤0,05) в группе женщин преобладают галлюцинозы, а у мужчин, не достигая уровня достоверной значимости, чаще отмечены делириозные состояния. Сравнительный анализ распространенности алкогольных психозов в группе впервые выявленных больных алкоголизмом показал соотношение мужчин и женщин 1:1, в то время как популяционное распределение психозов для мужчин и женщин равно 4:1. Частично данное расхождение можно объяснить тем, что группа исследования представлена стационарной выборкой больных, или же первичная обращаемость больных алкоголизмом с психотическими состояниями выше в сравнении с женщинами.

На рисунке 3 представлены данные о возрасте возникновения алкогольных психозов у жителей ХМАО.

Рис. 3 . Возраст возникновения алкогольных психозов, %

Очевидно, что и здесь сохраняется отмеченный выше двухволновый тренд, однако возрастные пики повышенного риска психотических осложнений алкоголизма у жителей ХМАО чуть смещаются к 36—38 годам и к пенсионному возрасту.

Заключение. Таким образом, анализ половозрастной структуры группы впервые зарегистрированных больных алкоголизмом жителей ХМАО позволяет сделать следующие предварительные выводы. В данной популяции имеются две возрастных когорты с наиболее частой первичной диагностикой заболевания, включая его психотические осложнения: лица в возрасте 29—35 лет, лица в возрасте 48—55 лет. В обеих вышеуказанных когортах у женщин наблюдается некоторое смещение возраста на более поздний срок.

Максимальный пик заболеваемости алкоголизмом имеет место среди женщин 34—39 лет, живущих в сельской местности. Возраст первичной диагностики алкогольной зависимости, как правило, коррелирует с возрастом начала ежедневной алкоголизации. Выявленные волны заболеваемости алкоголизмом маркируют целевые группы населения ХМАО, в отношении которых в первую очередь должны быть разработаны мероприятия по профилактике алкогольной аддикции.

Список литературы Половозрастные особенности формирования популяции больных алкоголизмом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

  • Кошкина Е. А., Киржанова В. В., Сидорюк О. В., Григорова Н. И., Ванисова Н. Г., Бобков Е. Н. Основные показатели деятельности наркологической службы в Российской Федерации в 2012-2013 годах//Статистический сборник. -М., 2014. -173 с.
  • Говорин Н. В., Сахаров А. В. Алкогольная зависимость. -Чита: Читинская ГмА, 2014.
  • Хрущов В. Л. Здоровье человека на Севере (медицинская энциклопедия северянина). -М.: Астра, 1994. -508 с.
  • Бохан Н. А., Иванов А. А., Мандель А. И. Региональная динамика и исходы заболеваемости алкогольными психозами//Наркология. -2012. -Т. 11, № 8 (128). -С. 38-43.
  • Масленников А. А., Уманский С. М., Рахмазова Л. Д., Зотов П. Б. Патоморфоз алкогольного делирия//Сибирский вестник психиатрии и наркологии. -2007. -№ 1. -С. 40-43.
  • Бохан Н. А., Семке В. Я. Коморбидность в наркологии. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. -510 с.
  • Семке В. Я., Бохан Н. А. Транскультуральная аддиктология. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. -588 с.
  • Матвеева Н. П. Распространенность, факторы риска и клиническая динамика алкоголизма и алкогольных психозов среди коренного населения Республики Саха (Якутия) (этнокультуральный, реабилитационный аспекты): автореф. дис. канд. мед. наук. -Томск, 2010. -23 с.
Еще
Статья научная