Понятие и сущность договора поставки

Автор: Арнаева Б.В.

Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 5 (47), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются актуальные проблемы, связанные с определением понятия договора поставки. Проводится анализ предмета и срока договора поставки с учетом сложившейся правоприменительной практики. В качестве примеров используются арбитражные дела, делаются выводы, вносятся предложения по изменению понятия договора поставки.

Договор поставки, предмет, цена, судебная практика, срок поставки, предмет поставки

Короткий адрес: https://sciup.org/140274674

IDR: 140274674

Текст научной статьи Понятие и сущность договора поставки

Scientific adviser PhD in law, docent

Azukaeva B.А.

CONCEPT AND ESSENCE

OF THE SUPPLY

AGREEMENT

Annotation:

The article analyzes the current problems associated with the definition of the concept of a supply contract. The analysis of the subject and the term of the supply contract, taking into account the established law enforcement practice. Arbitration cases are used as examples, conclusions are drawn, suggestions are made to change the concept of a supply contract.

Keyword: delivery contract, item, price, court practice, delivery date, subject of delivery.

Как отмечают исследователи, в настоящее время поставка представляет собой один из видов договора купли-продажи, регулирующего отношения по реализации различных товаров в предпринимательских целях, складывающихся в основном между профессиональными участниками имущественного оборота, которые занимаются производством и оптовой торговлей [1].

Договор поставки по своей правовой природе является разновидностью договора купли-продажи, из которого следует, что на него распространяются общие правила договора купли-продажи товаров. Между договорами купли-продажи и поставки настолько много общего, что отграничение одной правовой формы от другой весьма проблематично, и это вызывает определенные сложности в применении указанных правовых форм на практике. В.Ф. Яковлева в этой связи отмечала, что «общественно-экономические отношения, регулируемые договорами поставки и купли-продажи, в основном тождественны: они лежат в сфере обращения и представляют собой куплю-продажу в ее экономическом значении» [2].

О.С. Иоффе также отмечал общность указанных договоров: «Договоры поставки и купли-продажи сходны в том смысле, что оба они юридически опосредствуют возмездно-денежную реализацию имущества, которая по своей экономической сущности есть не что иное, как купля-продажа» [3].

Таким образом, даже в период плановой экономики, когда договор поставки являлся, как правило, плановым договором, а договор купли -продажи лишь испытывал некоторое влияние плановых начал хозяйствования, ученые отмечали не только экономическую, но и значительную юридическую общность названных договоров. Впрочем, известную условность поставки отмечал еще Г.Ф. Шершеневич, поскольку, по его мнению, данный договор от договора купли -продажи отличался «по едва уловимым признакам» [4]. В частности, продавец по договору купли-продажи должен был являться собственником продаваемой вещи, тогда как в поставках к продавцу таких требований не предъявлялось.

В настоящее время на практике вопросы отграничения договора поставки от иных видов договоров вызывают значительные трудности, обусловленные коллизией правовых норм. В связи с этим только анализ признаков позволит определить конкретный вид договора как договора поставки [5].

На первый взгляд, отличительными признаками такого договора являются правовой статус поставщика и цель приобретения товара, из которого вытекает его главная особенность - назначение товара или вещи. В современном экономическом обороте поставщиком может быть любая коммерческая организация, деятельность которой связана с производством и выпуском товаров для рынка. Часто полагают, что предметом договора поставки могут быть только новые вещи, не бывшие в употреблении. Однако это утверждение является спорным, поскольку предметом договора поставки обычно являются вещи, характеризуемые родовыми признаками, тогда как по договору купли-продажи отчуждаются вещи, определяемые не только родовыми признаками, но и индивидуальноопределенные.

К сущностным критериям отграничения договора поставки от купли -продажи, казалось бы, можно отнести цель использования приобретаемого имущества: только для предпринимательской деятельности или, во всяком случае, в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным потреблением. Однако как быть, если в связи с изменением обстоятельств покупатель стал использовать товар по другому назначению? Предположим, организация закупила большую партию муки для выпечки хлебобулочных изделий и продажи их населению в целях получения дохода. Мука небольшими партиями поставлялась в течение нескольких месяцев. Однако данная мука так и не была использована по предполагавшемуся назначению и была выдана работникам организации в частичное погашение долга по заработной плате. Или, наоборот, муку закупали с целью раздачи работникам или в порядке благотворительности для учреждений социальной защиты населения, но в связи с благоприятной конъюнктурой она была использована для выпечки хлебобулочных изделий для продажи населению в целях извлечения дохода. Можно предложить и такой вариант, когда часть муки будет роздана работникам, а оставшаяся часть товара - для выпечки хлебобулочных изделий с последующей их реализацией. Или еще один пример, когда гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, приобрел автомобиль для перевозки пассажиров, но передумал и стал его использовать исключительно в интересах своей семьи. Такие ситуации могут сложиться и со многими другими товарами. И что в итоге: от изменения субъективного усмотрения будет изменяться и правовая природа: то договор купли-продажи, то поставка? Каким же образом участникам договора и суду устанавливать это самое субъективное усмотрение?

Можно было бы предположить, что достаточным отличием купли -продажи от поставки является срок договора. В ст. 506 ГК о сроке прямо указано: поставщик-продавец обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары. В этой связи некоторые исследователи относят условие о сроке в договоре поставки к существенным условиям договора. Противоречивую позицию по данному вопросу занимает и судебная практика: в отдельных случаях признавая срок в качестве существенного условия договора поставки [6], в других -не признавая [7].

На наш взгляд, срок не является существенным условием договора поставки. Согласно п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 18 от 22 октября 1997 г. «О некоторых вопросах, связанных с 5

применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» в случаях, когда моменты заключения и исполнения договора не совпадают, а сторонами не указан срок поставки товаров и из договора не вытекает, что она должна осуществляться отдельными партиями, при разрешении споров необходимо исходить из того, что срок поставки определяется по правилам ст. 314 ГК РФ.

Анализируя нормы, регулирующие поставочные отношения (§ 3

главы 30 ГК РФ), можно сделать вывод, что вопрос о сроках по договору поставки имеет большое значение: ст. ст. 506, 508, 511, 512, 521, 523 и др. ГК РФ, в то время как в ст. 454 ГК срок не упоминается и, казалось бы, вот тот признак, который позволит уверенно отграничить поставку от купли-продажи. Однако в соответствии с п. 2 ст. 455 ГК РФ договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем. В таком договоре также будет присутствовать некий период времени между заключением договора и его исполнением, следовательно, срок. Ситуация осложняется еще и тем, что в ст. 506 ГК говорится о передаче товара «в обусловленный срок или сроки», а такая редакция предполагает отсутствие длительности в отношениях между поставщиком и покупателем и, по сути, уравнивает ситуацию с куплей-продажей будущих вещей, следовательно, срок также не может быть использован для дифференциации анализируемых правовых форм.

Таким образом, ни субъектный состав договоров, ни цель приобретения товара, ни срок не являются, ни в отдельности, ни в совокупности, критериями отграничения договора купли-продажи от поставки. Правда, данные договоры могут отличаться по своему предмету, поскольку в соответствии со ст. 454 ГК РФ предметом купли-продажи могут быть не только вещи, но и имущественные права, тогда как 6

предметом поставки - только товары, то есть вещи, однако применительно к дифференциации исследуемых правовых форм это различие ничего не дает, так как и в купле-продаже, и в поставке предметом могут быть товары.

Легальное определение договора поставки отражено в Гражданском кодексе Российской Федерации, так, согласно статье 506 ГК РФ, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Данное определение предполагает, что договор поставки, во-первых, является консенсуальным, когда между сторонами достигнуто соглашение по всем его существенным условиям, во-вторых, возмездным, в-третьих, двусторонне обязывающим.

Выделение договоров поставки в отдельную (относительно самостоятельную) разновидность сделок купли-продажи характерно, в основном, для российской правовой теории и практики.

Разграничение договора поставки от собственно договора поставки и других разновидностей (контрактация, снабжение энергетическими и иными ресурсами) проводится по ряду признаков:

  • -    Договор поставки характеризуется особым субъектным составом. На стороне поставщика или покупателя может выступать несколько лиц (организаций, граждан-предпринимателей). Однако договор с множественным числом участников не может признаваться многосторонним в общепринятом значении данного понятия, поскольку

каждый участник обладает правами и обязанностями, присущими либо поставщику, либо покупателю.

  • -    Договор поставки является двусторонним. Его участники именуются «поставщик» и «покупатель». В тех случаях, когда договор заключается на поставку машин и оборудования индивидуального изготовления, в соответствии с существующей практикой покупатель может называться заказчиком. В отличие от этого в многосторонних договорах каждый участник обладает правами и обязанностями по отношению не к одному, а ко всем или нескольким другим участникам обязательства. Поэтому договоры поставки с участием нескольких лиц на стороне поставщика или покупателя являются долевыми, а не многосторонними.

Важным отличительным признаком договора поставки считается несовпадение во времени между заключением договора и передачей товара, которая обычно должна происходить позднее. Указанная особенность обусловливается двумя причинами. Во-первых, подлежащий поставке товар ко времени оформления договора зачастую отсутствует в натуре, он должен быть произведен либо заготовлен поставщиком в соответствии с заказом покупателя. Во-вторых, договор поставки обслуживает процесс материального или товарного снабжения покупателей, что нередко требует систематической, неоднократной передачи товара отдельными партиями в течение длительных сроков.

Выделение договора поставки может проводиться исходя из особенностей реализуемого товара. Предметом купли-продажи может быть любая вещь, не изъятая из оборота. В отличие от этого поставке подлежат вещи, как правило, относимые к категории движимых. Не могут быть предметом поставки ценные бумаги, имущественные права.

Договор носит взаимный характер, поскольку каждый из контрагентов наделен как правами, так и обязанностями по отношению к другому. Это возмездный договор. Покупатель обязуется уплатить за полученный товар определенную денежную сумму. Договор поставки относится к числу консенсуальных. Для возникновения обязательства необходимо и достаточно достижения сторонами соглашения по существенным условиям. Наличие соглашения порождает для поставщика обязанность передать соответствующий товар в обусловленный срок, а для покупателя - принять товар и оплатить его стоимость.

Товар приобретается по договору поставки для дальнейшего производительного использования, т. е. такого его использования, в ходе которого товар либо непосредственно сохраняет свою стоимость (в результате перепродажи), либо переносит на другие товары (в процессе производства). Это и позволяет характеризовать цели использования товаров по договору поставки как хозяйственные [8].

Итак, основываясь на изложенных фактах, а также практики применения договора поставки, предлагаем ст. 506 ГК РФ изложить в следующей редакции:

Статья 506. Договор поставки

«Договором поставки признается вид договора купли-продажи, в котором продавец (поставщик), осуществляющий предпринимательскую или иную деятельность, приносящую доход, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары (вещи и иное имущество, за исключением недвижимого), обладающие определенной стоимостью, и предназначенные для реализации покупателю в целях использования, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным потреблением.»

Список литературы Понятие и сущность договора поставки

  • Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / под ред. О.Н. Садикова. М.: ИНФРА-М, 2008. 987 с. С. 76
  • Яковлева В.Ф. О понятии договора поставки по советскому гражданскому праву // Проблемы гражданского и административного права. Л.: Изд-во ЛГУ, 1962. С. 243.
  • Иоффе О.С. Избранные труды: В 4 т. СПб., 2004. Т. 3: Обязательственное право. С. 267.
  • Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1912. С. 540.
  • Малеина М.Н. Отграничение договора купли-продажи от смежных правовых институтов // Гражданское право. - 2015. - № 6. - С. 3-5.
  • Лахман, А. Г. Коммерческое право / А. Г. Лахман // Договор поставки, его роль в торговом обороте. - Хабаровск, 2005. - С. 112.
  • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 марта 2011 г. по делу № А58-2815/10 // СПС Консультант Плюс. 2019
  • Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 января 2011 г. по делу № А03-12936/2009 // СПС Консультант Плюс. 2019
  • Постановление ФАС Уральского округа от 17 января 2011 г. по делу № А50-11254/2010 // СПС Консультант Плюс. 2019
  • Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18 февраля 2011 г. по делу № А53-4291/2010 // СПС Консультант Плюс. 2019
  • Постановление ФАС Московского округа от 27 мая 2010 г. по делу № А40-65955/09-118-516 // СПС Консультант Плюс. 2019
  • Постановление ФАС Поволжского округа от 20 января 2010 г. по делу № А06-3089/2009 // СПС Консультант Плюс. 2019
Еще
Статья научная