Понятие и сущность уголовного преследования

Автор: Якушева Т.В., Якушев И.И.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Актуальные вопросы политики и права

Статья в выпуске: 1 (20), 2016 года.

Бесплатный доступ

Упк рф, уголовное преследование, прокурор, государственное обвинение, назначение уголовного судопроизводства

Короткий адрес: https://sciup.org/140115777

IDR: 140115777

Текст статьи Понятие и сущность уголовного преследования

Вопрос о понятии и сущности уголовного преследования находится постоянно в центре внимания, но до настоящего времени нет единого подхода к определению и соотношению с обвинением. Для определения основного направления деятельности прокурора необходимо определиться с их содержанием.

Функция уголовного преследования как общая обязанность прокурора закреплена в ст. 37 УПК РФ и в ст. 13 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 17 ноября 1995 г. № 168 с изм. на 28 ноября 2015 г.). Сущность ее заключается в принятии прокурором предусмотренных законом мер к привлечению лица, совершившего преступление, к уголовной ответственности.

Уголовное преследование выступает способом реализации охранительной функции государства, представляет собой деятельность специально уполномоченных должностных лиц прокуратуры по формированию и выдвижению обвинения лицам, изобличаемым в совершении преступления, представляет собой выражение публичности в уголовном процессе.

Следует по данному вопросу поддержать мнение Ю.В. Козубенко [1.с.7-8].о необходимости рассматривать уголовное преследование как правоприменительную деятельность, что позволяет абстрагироваться от традиционного представления об уголовном преследовании как сугубо обвинительной функции, и утверждать, что уголовное преследование осуществляется и на предварительном расследовании, и в судебном разбирательстве, и в стадии исполнения приговора суда.

Мы солидарны также с З.Д. Еникеевым, отмечающим, что в УПК РФ понятие уголовного преследования разъясняется неполно, уточняя: «…уголовное преследование – гораздо более емкое понятие, многофакторное, многостадийное явление, имеющее масштабную структуру и сложный механизм. Оно охватывает все стадии уголовного судопроизводства и не сводится только к обвинению или преследованию конкретного человека в лице подозреваемого либо обвиняемого, а включает в себя всю деятельность по раскрытию преступления, изобличению лица, его совершившего, и обеспечению надлежащей ответственности виновного за содеянное им». [2, с. 277].

С учетом содержания понятия «уголовное преследование», которое дает законодатель, можно сделать вывод, что оно включает в себя деятельность, связанную с применением мер процессуального принуждения в целях обеспечения реализации назначения уголовного судопроизводства, иных ограничений конституционных прав и свобод граждан, вовлекаемых в уголовное судопроизводство, подозрение и обвинение.

Функция обвинения является составной частью уголовного преследования, в содержании которого в частности входит поддержание государственного обвинения в суде первой инстанции.

.В этой связи, следует согласиться также с мнением В.И. Безрядина, который считает, что в судебных стадиях по УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор осуществляет только одну функцию – функцию государственного обвинения. Эта функция производна от функции уголовного преследования. Поддерживая государственное обвинение в суде, прокурор продолжает осуществлять уголовное преследование.[3, с.93].

Таким образом, приведенная точка зрения подтверждает, что функция поддержания государственного обвинения является составной частью уголовного преследования.

Представляется, что наиболее точной является точка зрения, высказанная О.В. Ворониным, который считает, что в суде первой инстанции реализация функции уголовного преследования прокурором осуществляется путем поддержания государственного обвинения. Прокурорское уголовное преследование реализуется через непосредственную обвинительную деятельность, выражающуюся в утверждении прокурором в ходе судебного разбирательства о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом. Такой вывод вытекает из системного анализа положений п. 22, 45 и 55 ст. 5 и ч. 1 ст. 37, 246 УПК РФ. Кроме того, ч. 2 ст. 35 Закона о прокуратуре прямо устанавливает, что, осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Функционально поддержание обвинения является производным от уголовного преследования направлением деятельности и по своему логическому содержанию сливается с ним применительно к рассматриваемому этапу судопроизводства. В этом смысле можно вести речь о правовой тождественности понятий прокурорского уголовного преследования и поддержания обвинения на этапе разрешения уголовного дела по существу [4, с.29].

Согласно уголовно-процессуальному законодательству функцию поддержания государственного обвинения осуществляет специальный субъект – государственный обвинитель, которым в соответствии с п. 6 ст. 5 УПК РФ может быть только должностное лицо органа прокуратуры. В этой связи следует критически отнестись к высказываемым предложениям о расширении субъектного состава государственной обвинительной деятельности путем распространения полномочий по поддержанию государственного обвинения на иных должностных лиц и органы, не входящих в прокурорскую систему.

Должностными лицами прокуратуры, могущими выступать в качестве государственных обвинителей, являются прокуроры, а также их заместители и помощники. В процессуальной литературе выдвигается тезис о том, что помощник прокурора - спорная фигура. По мнению одних ученых, это должностное лицо обладает всеми полномочиями прокурора, включая право поддерживать государственное обвинение. Другие полагают, что помощники прокурора не вправе принимать участие в уголовном судопроизводстве, в том числе поддерживать обвинение, поскольку не обладают всей полнотой прокурорской власти, включая право утверждать обвинительное заключение или акт. С учетом сложившейся практики в настоящий момент более предпочтительной представляется первая позиция

Подтверждением того, что помощник прокурора это должностное лицо обладающее полномочиями поддерживать государственное обвинение является анализ судебной практики, который показывает, что в

93% рассматриваемых судом первой инстанции уголовных дел государственное обвинение поддерживают старшие помощники и помощники прокурора [5, с.53].

Говоря об иных функциях государственного обвинителя в суде первой инстанции, считаем, что им осуществляется и правозащитная функция. Наиболее четко она сформулирована в ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», где сказано, что «прокурор разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина….».

С учетом изложенного полагаем.

  • 1.    Основным направлением деятельности прокуратуры в уголовном судопроизводстве является обеспечение выполнения назначения уголовного судопроизводства.

  • 2.    Уголовное преследование на различных стадиях уголовного процесса прокурором осуществляется в различных формах. В суде первой инстанции оно осуществляется путем выступления прокурора в качестве государственного обвинителя и поддержания государственного обвинения.

  • 3.    Правозащитная функция осуществляется прокурором во всех стадиях уголовного судопроизводства, в том числе и в суде первой инстанции.

Список литературы Понятие и сущность уголовного преследования

  • Козубенко, Ю.В. Уголовное преследование: вопросы теории и практики: автореф. дис.. канд.юрид.наук. -Екатеринбург, 2006.
  • Еникеев, З.Д. Проблемы уголовного преследования в современной России//Пятьдесят лет кафедре уголовного процесса УрГЮА (СЮИ):международ, науч.-практ. конф.-Екатеринбург, 2005. -Ч. 1.
  • Безрядин, В.И. Процессуальное положение прокурора в уголовном судопроизводстве: некоторые дискуссионные вопросы//Юридическая наука: история и современность.-2012.-№ 10.
  • Воронин, О.В. К вопросу о признании поддержания государственного обвинения в качестве отдельной функции современной российской прокуратуры//Вестник Томского государственного университета. Право.-2013.-№2 (8).
  • Сазин, Д.С. Ошибки государственного обвинителя в уголовном судопроизводстве:: дис... канд. юрид. наук.-Воронеж. 2012.
Статья