Понятие коммерческого представительства в современном российском гражданском праве

Автор: Лабзова Т.Н., Антощишен Р.А.

Журнал: Мировая наука @science-j

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 6 (27), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются подходы к определению «коммерческое представительство», устанавливается правовая природа данного института гражданского права. В результате исследования было установлено, что среди всех имеющихся позиций по поводу правовой природы коммерческого представительства наиболее верной выглядит мнение, согласно которому такое представительство понимается как правоотношение.

Коммерческое представительство, посредническая деятельность, признаки коммерческого представительства

Короткий адрес: https://sciup.org/140264746

IDR: 140264746

Текст научной статьи Понятие коммерческого представительства в современном российском гражданском праве

Общая конструкция представительства преобразовывалась на различных этапах становления и развития общества, принимая во внимание естественный процесс появления потребностей в представительных отношениях, включая предпринимательскую сферу. В Древнерусском государстве институт профессионального коммерческого (торгового) представительства в его нынешнем понимании не существовал, хотя при ведении торговли уже наличествовали отношения, напоминающие современное коммерческое представительство. Формирование гражданско-правового института представительства в российском государстве произошло в советский период в нормах Гражданского кодекса РСФСР 1964 г.61, однако окончательно данный институт закрепился в действующем Гражданском кодексе Российской Федерации62.

В настоящее время в гражданском обороте институт представительства имеет довольно широкое распространение. Как отмечает С. М. Гришин, посредническая деятельность очень разнообразна. Она может подразумевать совершение определенных фактических действий, которые, хотя и не приводят к правовым последствиям, но содействуют реализации другими лицами своих прав. Вместе с фактическими посредники могут совершать для других лиц юридические действия от своего собственного или от их имени; иногда они отстраняют своих представляемых (доверителей, комитентов и принципалов) от прямого участия в торговом и гражданском обороте полностью. Отдельные виды посредничества имеют сугубо профессиональный характер (например, биржевое посредничество)63.

Вся эта посредническая деятельность, по мнению С. М. Гришина, во всем ее многообразии должна именоваться посредничеством в его широком значении. С этой точки зрения, термин «посредничество» подразумевает и важнейшую форму посреднической деятельности, и представительство в качестве одного из своих видов. Другими словами, посредничество в широком понимании с представительством будет соотноситься как общее и частное, родовое и видовое понятия64 [3, с. 12].

Еще в 1972 г. А. Ф. Сохновский указывал, что посредничество представлено узким (простым посредничеством) и широким смыслом, который, кроме названного, охватывает еще и представительство [4, с. 8].

В узком смысле посредничество при заключении сторонами договоров и совершении прочих юридических действий ограничивается содействием сторонам (совершением фактических действий).

Представительство дает возможность совершать юридические и иные значимые действия заинтересованным лицам в отношениях с третьими лицами посредством представителя, а не самостоятельно. Суть представительства и его юридическая природа продолжает оставаться в российской цивилистической науке предметом длительного спора.

Среди множества концепций о гражданско-правовом представительстве выделяются три основные теории: представительство рассматривается с точки зрения сделки, действия и правоотношения65.

Сторонники первой концепции приходят к выводу, что представительство подразумевает совершение в пределах своих полномочий одним лицом (представителем) сделок и иных юридических действий в интересах и от имени другого лица (представляемого)66. С точки зрения данной теории особенности представительства сводятся к тому, что совершенная таким образом сделка базируется на доверенности (отзывной по общему правилу; имеющей безотзывных характер в некоторых случаях67), указании закона либо акте уполномоченного государственного органа (органа местного самоуправления) и создается, изменяет или прекращает гражданские обязанности и права представляемого68.

Еще Г. Ф. Шершеневич указывал, что «в понятие представительства входит прежде всего совершение одним лицом в интересе другого юридических сделок»69. Иначе говоря, суть представительства подразумевает совершение юридических действий и заключение договоров.

Толкование представительства в качестве сделки следует из смысла ст. 182 ГК РФ, однако в научной юридической литературе указанная концепция подвергается критике, поскольку такое толкование в значительной мере сужает границы представительства в гражданском праве70. Так, анализируя представительство с точки зрения деятельности по совершению сделок, не представляется возможным дифференцировать совершаемую от имени представляемого сделку и представительство, поскольку «совершение сделки» и «сделка» по содержанию практически не отличаются.

М. Н. Илюшина полагает, что именно это тождество является причиной определения в некоторых источниках представительства в качестве совершаемой представителем сделки71. Однако, как видится, само представительство и сделка, совершенная представителем, не являются тождественными понятиями. Суть представительства состоит в том, что совершаемые представителем в пределах своих полномочий сделки и прочие юридические действия становятся юридическими фактами, формирующими правоотношения, субъектами которых являются третьи лица и представляемый. При этом М. Д. Овчаренко отмечает, что действия представителя формируют юридические последствия не для представителя, а для представляемого им лица72.

Правоведы,    придерживающиеся    мнения    об    отнесении представительства как действия, почти не отклоняются от понимания сути представительства как сделки73. Анализ представительства в качестве действия следует из легального определения сделки, данного в ст. 153 ГК РФ, где указывается, что сделкой является действия физических и юридических лиц, имеющие своей направленностью установление, изменение или прекращение гражданских обязанностей и прав.

Что касается сторонников анализа представительства в качестве правоотношения, они видят в данном институте гражданского права систему правоотношений, а не какое-то единичное правоотношение. Указанный подход закрепляет свои особенности представительства. Среди них: создание, изменение или прекращение гражданских обязанностей и прав для представляемого путем совершения представителем юридических действий; базирование деятельности представителя на основании полномочий правомерных действий от имени представляемого; совершение представителем в силу имеющихся у него полномочий сделок и иных юридически значимых действий в отношениях с третьими лицами в интересах и от имени представляемого74.

С. М. Гришин в своем диссертационном исследовании приходит к выводу, что сводить представительство к правоотношению и отождествлять его то единым правоотношением с участием трех лиц, то с «внутренним отношением» между представляемым и представителем нецелесообразно. По его мнению, в ходе представительства вместе с правоотношением между представляемым и представителем всегда имеет место внешнее правоотношение вследствие совершения сделок с третьим лицом представителем. Однако в данном случае главным должно быть внутреннее правоотношение, в пределах которого и формируются полномочия представителя, что обусловлено законом или волей представляемого. Представитель совершает с третьим лицом юридические действий в силу таких полномочий. Таким образом, внутреннее правоотношение является только предпосылкой представительства как конкретного вида деятельности75. Автор также указывает, что представительство является деятельностью, показывающей динамику имущественных отношений, вследствие чего оно не может быть правоотношением, трехсторонним правоотношением либо комплексом правоотношений, как и прочая деятельность.

Однако, именно теория представительства, рассматривающая его как правоотношение, на наш взгляд, является наиболее верной.

Одним из видов профессионального представительства является коммерческое представительство, под которым, по мнению М. Д. Овчаренко, понимается такое правоотношение, согласно которому одно лицо (коммерческий представитель) в интересах и от имени другого лица (представляемого) самостоятельно, добросовестно и постоянно управляет полномочиями представляемого, чем напрямую создает, изменяет или прекращает для него обязанности и права при заключении договоров и прочих сделок в области предпринимательства. Правовую природу коммерческого представительства при этом характеризуют такие его признаки, как направленность деятельности субъектов коммерческого представительства (предпринимательская), основные гражданско-правовые регуляторы указанных отношений (ГК РФ, гражданско-правовые договоры, правовые позиции судов, обычаи делового оборота), а также полномочия, которыми наделяется коммерческий представитель76.

М. В. Гришина под коммерческим представительством понимает разновидность представительства общегражданского. Отсюда следует схожая правовая природа рассматриваемых правоотношений. Вместе с тем, наличествуют некоторые отличия, присутствие которых позволяет вычленить коммерческое    представительство    как    особую разновидность общегражданского     представительства.     Отличия     коммерческое представительства от общегражданского заключаются в субъектном составе, характере полномочий представителя и объеме прав и обязанностей представляемого и представителя, а также в характере совершаемых коммерческим представителем сделок77.

По сути представительство связывает трех самостоятельных субъектов гражданского права: представляемого, обязанности и права которого осуществляются представителем; самого представителя, реализующего эти обязанности и права; третьего лица, по отношению к которому данные обязанности и права устанавливаются (реализуются). В этом отношении представительство, по мнению О. А. Красавчикова, является средством «юридической трансмиссии прав и обязанностей между представляемым и третьим лицом»78, т. е. средством упорядочения, организации (возникновения, изменения или прекращения) конкретного правоотношения между третьим лицом и представляемым. Названный признак, как полагает Д. М. Гущина, является определяющим для установления места представительства в общей системе гражданских правоотношений79.

Е. А. Мельник и С. В. Мельник полагают, что наиболее полное понятие профессионального коммерческого (торгового) представительства тяготеет больше к системе общего права. В ней данный термин означает такое трехстороннее правоотношение, в котором одно лицо (профессиональный коммерческий (торговый) представитель) за определенное вознаграждение на основе и в пределах полномочий, ему предоставленных, совершает с третьими лицами сделки и оказывает прочие услуги возмездного характера в интересах представляемого; при этом юридические последствия действий, совершенных таким представителем, для представляемого возникают либо непосредственно (в случае прямого представительства), либо опосредованно (в случае косвенного представительства, когда профессиональный коммерческий (торговый) представитель перед третьими лицами своего статуса не раскрывает)80.

Коммерческое представительство считается видом добровольного представительства. Его легальное определение в действующем гражданском законодательстве отсутствует, однако вычленение данного института производится с указанием его признаков, которые показывают его особый, самостоятельный характер81.

Из положений о коммерческом представительстве, закрепленных в ст. 184 ГК РФ, можно выделать следующие его признаки:

  • -    во-первых, коммерческое представительство всегда устанавливается на основании договора и (или) доверенности по воле представляемого и представителя;

  • -    во-вторых, коммерческое представительство характеризуется особым субъектным составом (представитель и представляемый в обязательном порядке должны быть предпринимателями – индивидуальными предпринимателями или коммерческими организациями);

  • -    в-третьих, коммерческое представительство применяется лишь для заключения договоров предпринимательского характера, имеющих своей направленностью получение прибыли.

Кроме того, как квалифицирующие признаки коммерческого представительства можно выделить самостоятельность и постоянность представительской деятельности, возмездность и фидуциарность отношений между представляемым и коммерческим представителем, а также наличие функции управления в отношениях коммерческого представительства.

Необходимо указать и на то, что для коммерческого представителя является характерным осуществление представительских функций как единственного (одного из основных) видов профессиональной деятельности82.

Как юридическая конструкция, коммерческое представительство, по мнению М. В. Сергеевой-Левитан, является структурированной совокупностью направленных на возникновение, изменение или прекращение гражданских обязанностей и прав субъекта предпринимательской деятельности правовых средств в результате совершения коммерческим представителем, который действует в силу основанного на договоре и (или) доверенности полномочия, от его имени сделок с третьими лицами на возмездной, постоянной и самостоятельной основе в предпринимательской области83.

Б. Д. Завидов утверждает, что российское законодательство идет по пути, рассматривающем правила о коммерческом (торговом) представительстве при регулировании ГК РФ договора поручения, которым в Западной Европе традиционно оформлялось представительство. Подобная ситуация некоторым правоведом дала повод для отождествления коммерческого представительства с договором коммерческого представительства, который заключается по правилам поручения84.

Такое мнение, как полагают Е. А. Мельник и С. В. Мельник, хотя и не является верной, однако имеет рациональный подход при установлении общих прав и обязанностей сторон по договору, которые должны применяться ко всем договорным отношениям с коммерческим представителем85.

Самостоятельность рассматриваемых отношений, кроме того, подтверждается и целым рядом международных документов, например, Гаагской Конвенцией о праве, применимом к агентским соглашениям, от 14 октября 1978 г.86 и Директивой Совета ЕС от 18 декабря 1986 г. № 86/65387.

Существование института профессионального коммерческого (торгового) представительства свидетельствует о более-менее развитом состоянии имущественного оборота, разнообразии и осложнении правовых отношений. При этом его становление обусловливается тем, что субъект хозяйственного оборота уже не может довольствоваться своими собственными действиями, вследствие чего прибегает к услугам посторонних лиц.

Что касается правовой природы института гражданско-правового представительства, по данному вопросу существуют различные точки зрения, среди которых наиболее верной выглядит позиция, в соответствии с которой представительство, в том числе коммерческое представительство, понимается как правоотношение, несмотря на то, что легальное определение коммерческого представительства отсутствует.

Сфера применения института коммерческого представительства в условиях распространения посреднической коммерческой деятельности постоянно расширяется. Это в свою очередь требует более четкой правовой регламентации. Между тем, нормы о коммерческом представительстве в настоящее время содержатся во всем массиве российского законодательства. Представляется, что указанные нормы необходимо привести в соответствие с международными стандартами и дополнить ГК РФ положениями, регулирующими отношения коммерческого представительства, в разделе о представительстве, закрепив их либо в отдельной статье, либо в главе 10.1 «Профессиональное коммерческое (торговое) представительство».

Список литературы Понятие коммерческого представительства в современном российском гражданском праве

  • Гражданский кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11 июня 1964 г.) (в ред. 26.11.2001) // Ведомости ВС РСФСР. - 1964. - № 24. - Ст. 407 (утратил силу).
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. 03.08.2018) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
  • Гришин, С. М. Коммерческое представительство и посредничество в правопорядках Российской Федерации и стран континентальной Европы: автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2011.
  • Сохновский, А. Ф. Правовое регулирование торгового посредничества в советском гражданском обороте: автореф. дис.. канд. юрид. наук. - Саратов, 1972.
  • Стружинская, О. С. Некоторые гражданско-правовые вопросы о представительстве // Гражданское законодательство РФ: современное состояние, тенденции и перспективы развития: материалы конференции. - 2016. - С. 103-107.
  • Гражданское право. В 3-х т. Т. 1: учебник / Под ред. А. П. Сергеева. - М.: Велби, 2012. - 1006 с.
  • Руденко, Е. Ю. Безотзывная доверенность: перспективы применения // Власть закона. - 2015. - № 4 (24). - С. 135-140.
  • Российское гражданское право. В 2-х т. Т. 1: учебник / под ред. Е. А. Суханова. - М.: Статут, 2016. - 960 с.
  • Шершеневич, Г. В. Учебник торгового права (по изданию 1914 года). - М.: Спарк, 1994. - 335 c.
  • Перепелкина, Н. В., Кусаков, А. С. Эволюция и правовая сущность представительства в гражданском праве и процессе // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - № 9. - С. 92-97.
  • Илюшина, М. Н. Актуальные вопросы формы сделок и института представительства юридических лиц // Юрист. - 2006. - № 1. - С. 2-5.
  • Овчаренко, М. Д. Общественные отношения коммерческого представительства и их отражение в российском гражданском праве // Право и государство: теория и практика. - 2013. - № 10 (106). - С. 61-65.
  • Гражданское право. В 3-х т. Т. 1: учебник / отв. ред. В. П. Мозолин. - М.: Проспект, 2015. - 815 с.
  • Гражданское право. В 3-х ч. Ч. 1: учебник / Под ред. В. П. Камышан-ского, Н. М. Коршунова, В. И. Иванова. - М.: Эксмо, 2009. - 719 с.
  • Овчаренко, М. Д. Коммерческое представительство в гражданском праве: основные виды и регуляторы: дис. … канд. юрид. наук. - М., 2014.
  • Гришина, М. В. К вопросу о понятии и основаниях возникновения коммерческого представительства // Наука и практика. - 2014. - № 3 (60). - С. 166-170.
  • Красавчиков, О. А. Юридические факты в гражданском правоотношении. - М.: Госюриздат, 1958. - 183 с.
  • Гущина Д. М. К вопросу о сущности представительства в российском гражданском праве // Российский судья. - 2014. - № 1. - С. 11-14.
  • Мельник, Е. А., Мельник, С. В. Коммерческое (торговое) представительство в современной России: научная монография. - Орел: Издательство ОФ РАНХиГС, 2015. - 120 с.
  • Сергеева-Левитан, М. В. Коммерческое представительство как юридическая конструкция в гражданском праве: дис. … канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2008.
  • Завидов, Б. Д. Договоры посреднических услуг в России. - М.: ФБК-ПРЕСС, 1997. - 96 с.
  • Конвенция о праве, применимом к агентским соглашениям (заключена в г. Гааге 14.03.1978).
  • Директива № 86/653/ЕЭС Совета Европейских сообществ «О сближении законодательств государств-членов ЕС в отношении независимых коммерческих агентов» (принята в г. Брюсселе 18.12.1986).
Еще
Статья научная