Понятие неслитного и нераздельного соединения в церковном вероучении

Автор: Горячев Даниил Аркадьевич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Богословие

Статья в выпуске: 1 (104), 2023 года.

Бесплатный доступ

Цель данной статьи заключается в том, чтобы прояснить логическую структуру вероучительных формулировок. Методологией исследования служит теория антиномии, изложенная свящ. Павлом Флоренским. Исходный тезис исследования: логическое значение понятия неслитного и нераздельного соединения не сводится к противоречию (противоречием была бы совместная слитность и неслитность или раздельность и нераздельность), однако смысл этого словоупотребления в догматах представлен утверждением двух истин, находящихся в логическом противоречии. Обосновывается данная идея с помощью привлечения текстов из святоотеческого наследия и современных христианских мыслителей. Исследование проходит в сферах триадологии, христологии, пневматологии, экклезиологии, мариологии, агиологии, сотериологии, сакраментологии и антропологии. В основном выводе говорится о присутствии в вероучительных формулах Церкви бинарного мышления и его способности устанавливать равновесную позицию, уклонения от которой чреваты еретическими заблуждениями. Обозначенный в статье как антиномический баланс, данный метод, с одной стороны, вскрывает содержательную сложность догматов, а с другой стороны, дает простую и устойчивую схему совместного утверждения двух истин, находящихся в противоречии. При этом противоречие сохраняется только на рациональном, формально-логическом уровне, на уровне же верующего разума антиномия находит примирение. Совместность обоих условий (тождество противоречия) позволяет говорить о логической структуре догмата как об идеальном равновесии тезиса и антитезиса.

Еще

Антиномия, догмат, лицо, природа, сущность, энергия, смысл, значение, бинарные оппозиции

Короткий адрес: https://sciup.org/140297609

IDR: 140297609   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2023_1_32

Список литературы Понятие неслитного и нераздельного соединения в церковном вероучении

  • Афанасий Великий (2015) — Афанасий Великий, свт. Против ариан слово третье // Афанасий Великий, свт. Творения: в 3 т. М., 2015. Т. 1.
  • Афанасиев символ веры (2003) — Афанасиев символ веры // Православная энциклопедия. М., 2003. Т. 3. С. 696-697.
  • Блж. Августин (2001) — Августин Иппонский, св. блаж. О Троице // Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов ^УШ веков. Новый Завет. Т. 2: Евангелие от Марка. Тверь, 2001.
  • Боэций (1990) — Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990.
  • Василий Великий (2009) — Василий Великий, свт. Письма к кесарийским монахам // Творения: в 2 т. М., 2009. Т. 2.
  • Василий Кривошеин (2011) — Василий (Кривошеин), архиеп. Богословские труды. Н. Новгород, 2011.
  • Григорий Богослов (2010) — Григорий Богослов, свт. Слова 25, 28, 30 // Григорий Богослов, свт. Творения: в 2 т. М., 2010. Т. 1.
  • Григорий Богослов (2007) — Григорий Богослов, свт. Письмо первое к пресвитеру Кле-донию, против Аполлинария // Григорий Богослов, свт. Творения: в 2 т. М., 2007. Т. 2.
  • Деяния (1908) — Деяния Вселенских Соборов: в 7 т. Казань, 1908. Т. 4.
  • Иларион Троицкий (2004) — Иларион (Троицкий), сщмч. Церковно-публицистические труды // Иларион (Троицкий), сщмч. Творения: в 3 т. М., 2004. Т. 3.
  • Иларий Пиктавийский (2001) — Иларий Пиктавийский, свт. О Троице // Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. Т. 2: Евангелие от Марка. Тверь, 2001.
  • Иоанн Дамаскин (2019) — Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М., 2019.
  • Иоанн Златоуст (2010) — Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея. М., 2010.
  • Иоанн Кронштадтский (2006а) — Иоанн Кронштадтский, св. прав. Мысли о Церкви и православном богослужении // Иоанн Кронштадтский, св. прав. Собр. соч.: в 6 т. Киев, 2006. Т. 2.
  • Иоанн Кронштадтский (2006б) — Иоанн Кронштадтский, св. прав. Вероучительные беседы // Иоанн Кронштадтский, св. прав. Собр. соч.: в 6 т. Киев, 2006. Т. 3.
  • Иустин Попович (2014) — Иустин (П0пович), прп. Толкование на Евангелие от Матфея. М., 2014.
  • Максим Исповедник (2010) — Максим Исповедник, прп. Вопросы и недоумения. М., 2010.
  • Никифор Константинопольский (2009) — Никифор Константинопольский, свт. Послание ко Льву III, папе Римскому // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: в 2 т. М.; СПб, 2009. Т. 2.
  • Симеон Новый Богослов (2017) — Симеон Новый Богослов, прп. Гимн 45 // Творения в 3 т. СТСЛ, 2017. Т. 3.
  • Софроний Сахаров (2000) — Софроний (Сахаров), архим. Рождение в Царство непоколебимое. М., 2000.
  • Требник (2014) — Требник: в 2 ч. М., 2014. Ч. 1.
  • Maximus Confessor — Maximus Confessor. Ambigua ad Thomam // PG. Т. 91. Col. 1032-1060.
  • Андроник Трубачев (2015) — Андроник (Трубачев), иг. Путь к Богу. Сергиев Посад, 2015. Кн. 3.
  • Асмус (2005) — Асмус В., прот. Богословие Собора / Вселенский IV Собор // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9.
  • Бальтазар (2021) — Бальтазар Г. У. Космическая литургия. М., 2021.
  • Бальтазар (2018) — Бальтазар Г. У. Теологика. М., 2018. Т. 2.
  • Бибихин (2007) — Бибихин В. В. Язык философии. СПб., 2007.
  • Бирюков (2021) — Бирюков Д. С. Использование темы проникновения огня в железо для описания соединения с Богом в восточно-христианском богословии: путь от Оригена до свт. Григория Паламы // Библия и христианская древность. 2021. № 3. С. 140-159.
  • Болотов (2008) — Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви: в 4 т. Минск, 2008. Т. 2.
  • Евдокимов (2002) — Евдокимов П.Н. Православие / Пер. с фр. С. Гриб. М., 2002.
  • Давыденков (2014) — Давыденков О., прот. Догматическое богословие: Уч. пособие. М., 2014.
  • Каллист Уэр (2002) — Каллист (Уэр), митр. Паламитские споры / Пер. с англ. К. Б. Михайлов // Альфа и Омега. 2002 №4(34). С. 190-212.
  • Кьеркегор (2009) — Кьеркегор С. Философские крохи. М., 2009.
  • Ларше (2021) — Ларше Ж.-К. Лицо и природа. Православная критика персоналист-ских теорий Христоса Яннараса и Иоанна Зизиуласа. М., 2021.
  • Лопухин (2006) — Толковая Библия. Новый Завет / Под ред. А. П. Лопухина. М., 2006. Т. 1.
  • Лосев (2009) — Лосев А. Ф. Избранные труды по имяславию и корпусу сочинений Дионисия Ареопагита. СПб., 2009.
  • Лосский (2003) — Лосский В.Н. Боговидение. М., 2003.
  • Мейендорф (1997) — Мейендорф И., прот. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. СПб., 1997.
  • Новиков (2014) — Новиков В.В. и др. Кирилл // Православная энциклопедия. М., 2014. Т. 34. С. 273-279.
  • Резвых (2017) — Резвых Т.Н. Кантианские мотивы в обосновании идеи спасения в книге «Столп и утверждение Истины» // «Философствовать в религии»: материалы конференции, посвященной столетию выхода книги «Столп и утверждение Истины» о. Павла Флоренского / (Сост. К. М. Антонов, Н. А. Ваганова). М., 2017. С. 51-63.
  • Сидоров (2011) — Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. М., 2011. Т. 1.
  • Сидоров (2022) — Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. М., 2022. Т. 6.
  • Трубецкой (2001) — Трубецкой Е. Н.. Свет Фаворский и преображение ума // П. А. Флоренский: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. С. 285-315.
  • Флоренский (2017) — Флоренский П., свящ. Столп и утверждение Истины. М., 2017.
  • Флоровский (2008) — Переписка архимандрита Софрония (Сахарова) с протоиереем Георгием Флоровским. Сергиев Посад, 2008.
  • Хоружий (1999) — Хоружий С. С. Миросозерцание Флоренского. Томск, 1999.
  • Цыпин (2012) — Цыпин В., прот. Каноническое право. М., 2012.
  • Anderson (2007) — Anderson J. Paradox in Christian Theology: An analysis of its presence, character, and epistemic status. Milton Keynes, 2007.
  • Noble (1993) — Noble T.A. Paradox in Gregory Nazianzen's Doctrine of the Trinity // Studia Patristica. 1993. No. 27. Р. 94-99.
  • Toronen (2007) — Toronen M. Union and Distinction in the Thought of St Maximus the Confessor. Oxford, 2007.
Еще
Статья научная