Популяризация философии в технизированном обществе: возможности и риски

Бесплатный доступ

Данная статья посвящена процессу популяризации философского знания в современной культуре. Автор выявляет основные тенденции популяризации философии, которые ведут к упрощению понимания философского знания, потере его «академической» составляющей, а также к идеологизации и политизации философии. В качестве актуальной составляющей популяризации философии автором анализируется позиция традиционализма. Также автор обращается к истокам рассмотрения статуса философского знания в учениях Платона, Аристотеля, М. Хайдеггера. Если Платон и Аристотель понимали под философией по большей части рациональное знание, то в условиях ХХ в. понимание сущности философии становится невозможным без обращения к человеческому мышлению, которое связывает философию с действительностью, обществом и культурой. Отмечается, что популяризация философии должна сочетаться с сохранением ее статуса в качестве особого рода знания. Эту возможность призваны обеспечить образовательные и просветительские ресурсы. Автор указывает на необходимость ревизии содержания философского знания, критического и скептического отношения к мировым и глобальным процессам, происходящим в современном мире. В условиях подобной ревизии, связанной с кризисом философского знания, становится актуальным новый антропологический поворот в философии - поворот к человеческой духовности, открывающий новые возможности для популяризации и развития философии сегодня, особенно в России, не только с помощью онлайн-платформ и интернет-образования, но и за счет создания авторских курсов и развития книжной культуры.

Еще

Популяризация философии, философское знание, антропологический поворот в философии, духовность, человеческое существование, культура

Короткий адрес: https://sciup.org/149147480

IDR: 149147480   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2024.4.8

Текст научной статьи Популяризация философии в технизированном обществе: возможности и риски

DOI:

Цитирование. Плужникова Н. Н. Популяризация философии в технизированном обществе: возможности и риски // Logos et Praxis. – 2024. – Т. 23, № 4. – С. 61–65. – DOI:

В настоящее время философия как особый вид знания и критики мышления становится крайне востребованной. С 5 по 8 июня 2024 г. в России проходил Петербургский Международный экономический форум, на котором был поднят вопрос о востребованности философии сегодня, о необходимости сосуществования многополярных взглядов и интеллектуальных традиций в философии [Винокуров web]. Данный процесс указывает на то, что философия становится если не ведущим, то, по крайней мере, элитарным видом знания, несущим сакральный и политический смысл.

Какая философия сегодня нам необходима? Сторонники традиционализма полагают, что исчерпание западной философией лимита однополярности поставило на повестку дня вопрос об «эпохе большого перехода» к переосмыслению многополярности [Дугин 2024а] и в этом контексте вопрос о переосмыслении роли русской философии в мировой истории. Согласно традиционалистам, философия сегодня должна стать новым культурным кодом русской цивилизации, открытым для общения с другими цивилизациями. Данная тенденция переосмысления роли философского знания восходит как к философии диалога [Buber 1990], так и к идеям русских мыслителей, в частности, Л.Н. Гумилева [Гумилев 2020].

Безусловно, в условиях современной геополитической ситуации философия как часть мировой культуры становится оплотом и механизмом конструирования идентичности. Набирает силу тенденция популяризации философии, что положительно сказывается на ее развитии в качестве особого вида знания. Одновременно возрастает риск идеологизации и политизации философского знания, что противоречит его сущностной характеристике – полипарадигмальности. В условиях многопо- лярности философия оказывается в трудных условиях поиска собственной идентичности и выживания. С одной стороны, философия уходит в сторону политической и даже политизированной философии, с другой – «спускается» на обыденный уровень, так что все более распространенным становится убеждение, что философией может заниматься каждый. Философия оказывается лишенной эксклюзивности. В этом смысле позиция традиционалистов создает философии «сильный тыл» со стороны политики. Ведь философия, как и культура, развивается сегодня в ситуации острого цивилизационного противоречия между Россией и Западом. Поэтому необходима ревизия самой философии, подобно той, которую осуществила в свое время немецкая классическая философия, переосмыслив наследие философии Нового времени и эпохи Просвещения. Это должно быть критическое переосмысление при одновременном сохранении философии на профессиональном, элитарном уровне. Именно поэтому А.И. Дугин пишет, что сегодня необходимы новые учителя философии, патриоты и носители Русской идеи [Дугин 2024 б, 8].

Подобная позиция требует популяризации философии, за которой сохраняется статус особого рода знания. Популяризация не должна стать упрощением, сведением философии до уровня «диванной аналитики», в которой упражняются люди без философского образования. В этом случае философия превращается в «философию идущего к реке» [В чем заключается философия… web]: она близка и понятна обывателю, однако теряет статус познания, осуществляемого с позиций критики, то есть задающего и осмысливающего свои границы в смысле, сформулированном Сократом, и имеющего своим основанием конструктивный скептицизм. Философия в условиях популяризации рискует утратить академичность по причине вульгаризации, упрощения, снижения сложности. В этом случае она превращается в «контент», компилируемый неспециалистами. Поэтому не так редки случаи, когда на образовательных платформах, например, человек, который занимается археологией, размышляет над сложным философским вопросом о сознании, или специалист по нейрофизиологии переосмысливает философское понятие любви. Популяризация оборачивается атакой на философию как науку, приводит к размыванию ее границ и смешению с другими видами знания, в том числе с псевдонаучными.

Философия связана с мировоззрением человека. Однако мировоззрение как система убеждений, взглядов и установок представляют собой продукт рефлексии человека. С одной стороны, человек при восприятии действительности как бы «отзеркаливает», упрощает ее, но, с другой стороны, данное «отзеркали-вание» необходимо, чтобы найти точку опоры и обретения смысла индивидуального существования. В этом смысле философия есть поиск индивидуальной точки опоры, поскольку философы стремятся выстраивать картину мира самостоятельно, отказываясь от коллективных и навязанных обществом или властью идеологий. Философия контрарна идеологии, она выходит за пределы идеологических описаний действительности, подвергая эти описания рефлексии и скепсису.

Философская рефлексия и скепсис, результатом которых становится конструирование собственных смыслов, осуществляются, как правило, в условиях острых социальных и экзистенциальных противоречий. М. Хайдеггер указывал, что характерной чертой философии является ее стремление делать вещи более сложными для мышления, поскольку она вводит ненаблюдаемые сущности для того, чтобы объяснить наблюдаемое [Heidegger 1964]. Поэтому с практической точки зрения философия бесполезна и всегда несвоевременна. Представление о том, что философия представляет собой некое избыточное знание, связана с ее спецификой. Философ не открывает истину, но указывает путь к находящейся в бытии истине и выступает ориентиром для ищущего ее мышления.

Философское мышление всегда связано с личной ответственностью философа перед собственным мышлением, которое позволяет ему абстрагироваться от повседневности в условиях острого духовного напряжения мысли. Платон считал, что мудрецу в этом мире делать нечего [Платон 2015, 241]. Речь здесь не столько об абстрагировании от мира, сколько о специфике философского мышления, которое обречено на постоянную попытку соединения сложных для созерцаний идей, категорий и понятий и обыденного утилитарного мышления, лишенного созерцательного характера. Примечателен сюжет мифа о пещере Платона, в котором философ выходит из пещеры, в которой находится большая часть людей, созерцающих тени на стене пещеры. Люди довольствуются этими тенями, не прилагая усилий, чтобы выйти из пещеры и увидеть солнце. Для Платона только философ способен подняться в подлинный истинный мир духовных ценностей. При этом наиболее трудной задачей является возвращение к людям, донесения до них истинных смыслов. В этом заключается предназначение философии, артикулированное Платоном и актуальное до сих пор.

Другой античный философ Аристотель полагал, что философия начинается с удивления [Аристотель, 2018, 21]. Чтобы удивиться новому, необходимо быть готовым идти навстречу новым знаниям. Поэтому философия всегда связана с открытостью и диалогичностью мышления.

Философия представляет собой форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого существования, а также о законах развития общества и культуры, о специфике отношения мышления к общественным и духовным сторонам жизни. Философия представляет собой рациональную форму знания, поскольку пытается выработать предельно обобщенную картину мира и места человека в ней. Данный процесс осуществляется на основе научных методов (что роднит философию с конкретными науками) и связан с использованием аргументации и логических приёмов мышления.

Современное развитие общества, характеризующееся использованием технологий искусственного интеллекта, машинного обучения, нейросетей, все менее связано с осмыслением происходящего с нами сейчас. Естественное все больше заменяется искусственным, продукты человеческой деятельности все больше отчуждаются от человека, появляется риск утраты контроля над технологиями. В этом плане философия как сфера свободного мышления, ставящая перед человеком жизненно важные вопросы, предлагает человеку остановиться и задуматься, переоценить роль того, что было создано и спрогнозировать то, что будет существовать. Тем самым она создает «островки» устойчивости в условиях технологических рисков и неопределенности будущего.

В условиях неопределенности важным становится поиск самоопределения, идентичности в мире, обращение к собственному культурному и национальному наследию. В этом плане философия как особый тип мышления позволяет критически оценивать собственную позицию, осознавать значимость своей культуры и своей истории в условиях глобальных международных противоречий и культурных конфликтов. В современных условиях философия становится смыслообразующим вектором развития собственной культуры. Философские идеи и смыслы отражают трансформацию образа мира современного человека, его отношение к действительности и его ценностные ориентации. Философские вопросы обладают особой значимостью для каждого человека, поскольку касаются существования всех людей. Это вопросы о сущности любви и смысле смерти, о понимании власти и экзистенциальных противоречий.

Согласно М. Хайдеггеру, Dasein (бытие) раскрывается в своей подлинности именно благодаря тревожному состоянию ума в качестве особого настроения, позволяющего человеку осуществлять движение к подлинности как к возможности. Благодаря тревоге возможно движение человека к Dasein [Хайдеггер 1997], которое позволяет ему обрести и осуществить собственное бытие и нести за это бытие ответственность. Данная мысль отчетливо представлена у современных экзистенциальных психологов, например у И.Д. Ялома [Yalom 1985] и Дж. Бьюдженталя [Бьюджен-таль 2017]. В современных условиях именно такая миссия, на наш взгляд, и возложена на философию.

В настоящее время существует много возможностей популяризации академической философии. Так, крупнейшее российское издательство АСТ уже несколько лет выпускает серию книг «Философия на пальцах», направленную на популяризацию философского знания [Плужникова 2023; Плужникова 2024]. В университетах существуют открытые образовательные платформы, позволяющие желающим расширить свой философский кругозор. Многочисленные телеграмм-каналы объединяют людей, проявляющих интерес к философии искусства, философии политики и т. д. Перспективна популяризация философии в форме оригинальных жанров, ориентированных на конкретную аудиторию (например, в форме комиксов подростков [Snider web]). Станут ли эти широкие перспективы «местом силы» для философии – покажет время.

Список литературы Популяризация философии в технизированном обществе: возможности и риски

  • Аристотель 2018 - Аристотель. Метафизика. М.: РИПОЛ-классик, 2018.
  • Бьюдженталь 2017 - Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. М.: Корвет, 2017.
  • В чем заключается философия... web - В чем заключается философия идущего к реке? // https://artforintrovert.ru/materials/tpost/ lm9sxg13n1-v-chem-zaklyuchaetsya-filosofiya-idusche? ysclid=lxawc0esjw684366947
  • Винокуров web - Винокуров А. Глубина отрицания. Участники ПМЭФ обсудили духовные и идеологические аспекты многополярности // https:// kommersant-ru.turbopages.org/kommersant.ru/s/ doc/6748080
  • Гумилев 2020 - Гумилев Л.Н. От Руси к России. М.: АСТ, 2020.
  • Дугин 2024а -Дугин А.И. Теория многополярного Мира. Плюриверсум. М.: Академический проект, 2024.
  • Дугин 2024б - Дугин А.И. Многополярный мир: от идеи к реальности. М.: Академ. проект, 2024. Платон 2015 - Платон. Государство. М.: Академ. проект, 2015.
  • Плужникова (авт.-сост.) 2023 - Плужникова Н.Н. (авт.-сост.). Мышление. Что о нем думают философы: Сократ, Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Иммануил Кант, Георг Гегель и другие. М.: АСТ, 2023.
  • Плужникова (авт.-сост.) 2024 - Плужникова Н.Н. (авт.-сост.). Любовь. Что о ней говорят философы: Платон, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Фридрих Ницше, Эрих Фромм и другие. М.: АСТ, 2024.
  • Хайдеггер 1997 -Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997.
  • Buber 1990 - Buber M. Oerdistantie en relatie: bijdragen tot een filosofische antropologie. Utrecht: Bijleveld, 1990.
  • Heidegger 1964 - Heidegger M. Das Ende der Philosophie und die Aufgabe des Denkens // Zur Sache des Denkens. GmbH: Max Niemeyer Verlag, 1964. P. 67-90.
  • Snider web - Snider J. Action Philosophers by Fred Van Lente and Ryan Dunlavey // https:// philosophynow.org/issues/57/Action_Philosophers_ by_Fred_Van_Lente_and_Ryan_Dunlavey
  • Yalom 1985 - Yalom I. D. The Theory and Practice of Group Psychotherapy 3rd ed. N. Y.: Basic books, cop., 1985.
Еще
Статья научная