Последний опус Александра Скрябина как музыкальный "эскиз" мистерии

Бесплатный доступ

Статья посвящена последнему фортепианному опусу А.Н. Скрябина - Пяти прелюдиям соч. 74 - в музыке которого можно усмотреть определенную художественную интенцию, связанную с генеральной идеей Скрябина - музыканта и мыслителя. На протяжении ряда лет композитор был всецело поглощен идеей Мистерии. Грандиозный план предполагал вовлечение всего человечества в синтетическое действо, в котором цивилизация и культура пришли бы к концу своего существования. Экстатическое чувство должно было стать условием всеединства в последнем акте творчества. Явная неосуществимость Мистерии выразилась в компромиссе - создании Предварительного действа. В последние годы жизни Скрябин все больше времени отдавал сочинению музыки и поэтических текстов для своего мистериального плана. Отказавшись от сочинения крупных симфонических произведений, Скрябин работал над фортепианными миниатюрами и сонатами, сочинение которых считал промежуточным результатом на пути к своей главной цели. Исследователи отмечают значительное изменение музыкального языка в этот период творчества. Круг образов, волновавших композитора в это время, связан с Мистерией. Стихотворные тексты Предварительного действа и музыка, сочиненная на протяжении последнего года жизни, своеобразно резонируют. Особенно это касается цикла миниатюр - Пяти прелюдий соч. 74. Их звучание обнаруживает экстрамузыкальное содержание, в котором можно усмотреть идеи и образы Мистерии в свернутом виде или в «эскизах».

Еще

Александр скрябин, мистерия, предварительное действо, прелюдии соч. 74, экстрамузыкальное содержание

Короткий адрес: https://sciup.org/148325589

IDR: 148325589   |   DOI: 10.37313/2413-9645-2022-24-86-63-73

Список литературы Последний опус Александра Скрябина как музыкальный "эскиз" мистерии

  • А.Н. Скрябин: Сборник статей. К столетию со дня рождения (1872-1972). - М.: Советский композитор. - 1973. - 548 с.
  • Александр Николаевич Скрябин. Альбом. Второе изд. Сост. Е.Н. Рудакова. - М.: Музыка. 1980. - 216 с.
  • Бобровский, В. О драматургии скрябинских сочинений // Советская музыка. - 1972. - №1. - С. 114-119
  • Дельсон, В. Ю. Скрябин. Очерки жизни и творчества. - М., «Музыка», 1971. - 430 с.
  • Дернова, В. П. Последние прелюдии Скрябина: Исслед. - М.: Музыка, 1988. - 94 м., нот.
  • Мандельштам, О. Собрание сочинений в четырех томах. Том II. - М.: ТЕРРА, 1991. - 730 с.
  • Месхишвили, Э. Фортепианные сонаты Скрябина. М.: Советский композитор. - 1981. - 272 с.
  • Нижегородский скрябинский альманах: Сборник. - Н. Новгород: Издательство «Нижегородская ярмарка», 1995. - 256 с. + 16 с. вкл.
  • Николаева, А. Особенности фортепианного стиля А.Н. Скрябина. На примере произведений малой формы. -М.: Советский композитор. - 1983. - 104 с.
  • Павчинский, С. Э. Произведения Скрябина позднего периода. - М.: Музыка, - 1969, - 102 с.
  • Павчинский, С. Э. Сонатная форма произведений Скрябина. Ред. В.П. Бобровский. - М.: Музыка, 1979. - 236 с., нот., схем.
  • Ровнер, А. «Мгновенья пыл рождает вечность». «Предварительное действо» Александра Скрябина в обработке Сергея Протопопова / А. Ровнер // Музыкант-Классик. - 2006. - № 1. - С. 26.
  • Рубцова, В. В. Александр Николаевич Скрябин. - М.: Музыка, 1989. - 447 с.: ил.: нот.: портр. - (Классики мировой муз. культуры).
  • Русские Пропилеи. Т. 6. Материалы по истории русской мысли и литературы. Собрал и приготовил к печати М. Гершензон. Москва: Издание М. и С. Сабашниковых. - 1919. - 250 с.
  • Сабанеев, Л. Л. Воспоминания о Скрябине. - М.: «Классика-XXI», 2003. - 400с., ил.
  • Сахалтуева, О. Е. О гармонии Скрябина. - М.: Музыка. - 1965. - 52 с.
  • Скворцова, И. А. Скрябин и стиль модерн / И. А. Скворцова // Научный вестник Московской консерватории. -2012. - № 3. - С. 078-082.
  • Смирнова, Н. М. Разноцветный мир музыки А. Скрябина / Н. М. Смирнова // Культура в фокусе научных парадигм. - 2022. - № 14-15. - С. 81-87.
  • Федоровцев, В. Г. Влияние теософии на мировоззрение и творчество А.Н. Скрябина / В. Г. Федоровцев // Colloquium-Journal. - 2019. - № 1-2(25). - С. 32-33.
  • Шумилин, Д. А. Музыкальные символы Скрябина / Д. А. Шумилин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 85. - С. 136-141.
  • Щербакова, Е. В. Проблема сверхчеловека в русской музыкальной культуре Серебряного века: Скрябин и Ницше / Е. В. Щербакова // Вопросы культурологии. - 2009. - № 10. - С. 71-74.
Еще
Статья научная