Последняя фортепианная соната Ф. Шуберта: образ пограничного бытия

Бесплатный доступ

Статья посвящена последней фортепианной сонате Франца Шуберта. Соната си-бемоль мажор написана в последний год жизни композитора. Первый крупный представитель эпохи музыкального романтизма унаследовал от венских классиков сонатную форму, принципы музыкальной драматургии, характерные особенности фактуры, способы организации полифонизированной ткани. Вместе с тем в сонату он вносит элементы вариационного развития, которые экстенсивно расширяют сонатное аллегро. Важную роль в Сонате си-бемоль мажор играют жанры песни и танца, характерные для инструментальной музыки Ф. Шуберта. Полижанровость углубляет образную сферу, усложняет музыкальную драматургию. На границе венского классицизма и формирующегося романтизма возникает особое напряжение. Здесь становятся возможны переходы через непроходимые ранее границы - тональные, ладовые, жанровые, образные. Предчувствия близкого конца жизни наложили особый отпечаток на всю музыку Сонаты си-бемоль мажор. Содержательный мир наполняется экстрамузыкальными значениями, каждое из которых становится ракурсом одной темы - перехода от бытия к инобытию. Первая часть повествует о жизненном пути лирического героя, стоящего у последней черты. Вторая говорит о переходе через эту границу, рассказывает о воображаемой переправе через реку. Река эта отделяет мир живых от мира мертвых. Третья часть - Скерцо - призрачный мир воспоминаний. Финал посвящен преодолению ладового императива минора, поиску дороги в светлый мир, освещенный лучезарной тональностью си-бемоль мажор.

Еще

Франц шуберт, соната си-бемоль мажор, музыкальный романтизм, жанр, образ, граница, бытие

Короткий адрес: https://sciup.org/148330146

IDR: 148330146   |   DOI: 10.37313/2413-9645-2024-26-97-51-58

Список литературы Последняя фортепианная соната Ф. Шуберта: образ пограничного бытия

  • Воспоминания о Шуберте. — М.: Музыка. 1964. — 412 с.
  • Вульфиус, П. Франц Шуберт: Монография. — М.: Музыка. 1983.— 447 с., ил., нот. — (Классики мировой музыкальной культуры).
  • Гольдшмидт, Г. Франц Шуберт. Жизненный путь. Второе, дополненное русское издание. — М.: Музыка. 1968. — 452 с.
  • Дамс, В. Ф. Шуберт. Пер. с нем. В. Э. Фермана. — М. Государственное издательство «Музыкальный сектор». — 1928. — 199 с.
  • Жизнь Франца Шуберта в документах. Сост., общ. ред., введ. и примеч. Ю. Хохлова. — М.: Музгиз. 1963. — 840 с.
  • Задерацкий, В. Музыкальная форма в 2-х вып. Вып. 2., — М., Музыка, 2008. — 528 с., нот.
  • Кандаурова, Л. Предсмертная соната Шуберта [Электронный ресурс]. — URL: https://levelvan.ru/pcontent/schubert-2/poslednvava-sonata (дата обращения 02.07.2024).
  • Конен, В. Шуберт. — М.: Гос. муз. из-во. 1953. Ч. 1. — 241 с.
  • Кудряшов, А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII-XX вв.: Учебное пособие. 2-е изд., стер. — СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010. — 432 с.
  • Русанова, Т. М. Последние сонаты Франца Шуберта. Композиция и интерпретация. Монография. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. — 212 с., ил., нот. ил.
  • Хохлов, Ю. Н. Франц Шуберт. Жизнь и творчество в материалах и документах. — М.: «Совесткий композитор». 1978. — 256 с.; с ил.
  • Хохлов, Ю. Н. Шуберт. Некоторые проблемы творческой биографии. — М. — Музыка. 1972. — 424 с.
  • Ширинян, Рузана. Заметки о фортепианном творчестве Шуберта // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. — 2022. —№ 2 (41). — С. 17-28.
  • Sir Andras Schiff. Schubert Lecture-recital — Live at Wigmore Hall [Электронный ресурс]. — URL: https://www.voutube.com/watch?v=ViZu8ATTqc8&t=7873s (дата обращения 02.07.24).
Еще
Статья научная