Потенциал дальневосточного профессионального PR-сообщества в развитии гражданского общества

Автор: Маркина Юлия Михайловна, Пестова Яна Николаевна

Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 3, 2021 года.

Бесплатный доступ

В настоящее время все больше актуализируется проблема роли и потенциала профессиональных сообществ в развитии гражданского общества. При этом остается за кадром деятельность тех из них, чей функционал напрямую связан с выстраиванием коммуникации между всеми заинтересованными группами общества: властью, СМИ, бизнес-структурами, некоммерческими организациями -сообществами специалистов по связям с общественностью. Данная статья посвящена анализу функций профессионального PR-сообщества Дальневосточного региона и его потенциала в развитии гражданского общества. Эмпирической базой исследования послужили результаты экспертного опроса специалистов по связям с общественностью Дальневосточного федерального округа. Сделан вывод о том, что сегодня существует готовность самоорганизованного PR-сообщества к консолидации своих функций в решении социальных вопросов и выстраиванию диалога среди ключевых акторов гражданского общества, однако данный процесс нуждается в координации и ресурсах.

Еще

Профессиональное сообщество, pr-сообщество, функции профессионального сообщества, гражданское общество, дальний восток России

Короткий адрес: https://sciup.org/149133586

IDR: 149133586   |   DOI: 10.24158/spp.2021.3.5

Текст научной статьи Потенциал дальневосточного профессионального PR-сообщества в развитии гражданского общества

Современная ситуация развития гражданского общества в России связана с ростом неин-ституционализированной активности населения, под которой понимается деятельность неформальных сообществ и объединений. Именно усиление низовой самоорганизации является сегодня трендом, в рамках которого создаются механизмы для участия граждан в процессе выработки и принятия решений [1]; продолжается и процесс становления основных общественных институтов.

В российской науке можно выделить несколько исследовательских групп и научных школ, которые занимаются изучением проблематики гражданского общества и роли профессиональных сообществ в его развитии. Они функционируют на базе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Института социологии Российской академии наук, Санкт-Петербургского государственного университета и др. В исследовательские коллективы входят такие ученые, как И.В. Мерсиянова, Л.И. Якобсон, Н.В. Ковалева, Е.В. Исраелян, Л.Г. Ионин, А.Л. Нездюров, А.Ю. Сунгуров, Г.И. Абдрахманова, Н.В. Ковалева, С.В. Санович и другие [2]. Отмечается, что самоорганизованные профессиональные сообщества могут быть актором гражданского общества, когда «выполняют роль посредника между ним и властью в интересах профессиональной сферы» [3].

Профессиональные сообщества – это неформальные объединения специалистов одной сферы деятельности, связанных общими ценностями и интересами и ориентированных на развитие профессиональных навыков. Подобные структуры являются результатом самоорганизации представителей одной профессии и решают широкий круг задач: от узкой ориентации на достижение узкопрофессиональных целей до активного участия в решении общественно-значимых вопросов.

Также подобное объединение специалистов может рассматривать членов гражданского общества как партнеров и/или объектов для реализации своей социальной ответственности. К примеру, профессиональное PR-сообщество может оказывать консультационные и/или образовательные услуги некоммерческим организациям по продвижению и повышению значимости гражданских инициатив, реализовывать коммуникационные проекты по популяризации лучших практик некоммерческого сектора и многое другое.

В современных научных исследованиях эмпирической базой для изучения профессиональных сообществ и их самоорганизации в России чаще всего выступают объединения специалистов классических профессий – врачей, учителей, юристов, в поле зрения социологов находятся также политологи, специфика деятельности которых связана с изучением общественной ситуации [4]; журналисты, оперирующие социальной информацией, то есть касающейся общества и человека [5]. Однако сегодня коммуникационные специальности должны рассматриваться шире, нежели в рамках одной журналистской среды. В условиях развития информационного общества приобретает значимость изучение объединения специалистов по связям с общественностью [6], а также проблема самоорганизации профессионального PR-сообщества.

Можно обозначить стратегически важную закономерность функционирования профессионального PR-сообщества, которая повышает ценность изучения его потенциала в развитии гражданского общества в двух параметрах. С одной стороны, это связано с самой миссией и ценностями деятельности по формированию общественного мнения и сознания, выстраиванию доверительных связей с людьми и двусторонних коммуникаций, диалога между всеми субъектами, что является ценностями гражданского общества. С другой стороны, процесс самоорганизации и самоидентификации самих специалистов по связям с общественностью является подтверждением высокого уровня развития, ответственности, самоконтроля и рефлексии данной профессиональной группы, что позволяет говорить о формировании именно сообщества.

Сегодня профессиональные PR-сообщества объединяют представителей профессии специалиста по связям с общественностью организаций, работающих в органах власти, СМИ, коммерческих и некоммерческих организациях, то есть обеспечивают взаимодействие между представителями разных сфер деятельности. Более того, тенденция развития профессионального PR-сообщества направлена на вовлечение в дискуссии и проекты журналистов, социологов, политологов и т. д. Следовательно, подобные объединения являются территорией межсекторального социального партнерства. Объединение активов каждого из его участников может обладать синергетическим эффектом в реализации инициатив профессионального сообщества, в том числе направленных на решение общественно-значимых вопросов.

Таким образом, профессиональные сообщества обладают потенциалом развития гражданского общества и как его акторы, и как партнеры.

Представляет интерес опыт локальных объединений и реализация функций профессионального PR-сообщества Дальневосточного региона в развитии гражданского общества.

В ходе проведенного исследования был задействован метод экспертного опроса в форме онлайн-интервью PR-специалистов Дальневосточного федерального округа (n = 281) по теме «Профессиональная самоорганизация специалистов по связям с общественностью ДФО». География респондентов: Хабаровский край – 19 %, Приморский край – 15 %, Республика Саха (Якутия) – 12 %, Амурская область – 10 %, Сахалинская область – 9 % Забайкальский край – 8 %, Республика Бурятия – 7 %, Камчатский край – 6 %, Чукотский автономный округ – 6 %, ЕАО – 5 %, Магаданская область – 3 %. Опрос проходил в августе – ноябре 2020 года. Эксперты отмечают, что тенденция к самоорганизации профессионального сообщества в регионе наблюдается с 2015 года и приобрела уже осязаемые формы. На момент проведения исследования в Дальневосточном федеральном округе функционировали три профессиональных PR-сообщества – «Дальневосточная гильдия работников пресс-служб», «Дальневосточная школа PR», «Медиашкола: дальневосточный репортер».

В ходе опроса респондентам было предложено проранжировать степень задействования известных им региональных сообществ в области связей с общественностью Дальнего Востока России в реализации функций профессиональных сообществ, в том числе как акторов гражданского общества. Указанные функции условно можно разделить на две группы по целевому признаку:

  • 1.    Функции, направленные на развитие профессионального PR-сообщества и ориентированные на внутреннюю аудиторию (актуализация профессионального стандарта, формирование, реализация, корректировка образовательного стандарта при обучении студентов по направлению PR, формирование внутрипрофессионального комьюнити, нетворкинг, выполнение функций профсоюза: оказание повсеместной помощи представителям профессии, повышение квалификации).

  • 2.    Функции, способствующие повышению статуса профессии во внешней среде (формирование престижа профессии, лоббирование интересов отрасли в органах власти, оценка уровня компетенций представителей профессии: проведение сертификаций, развитие сферы публичных коммуникаций, анализ и продвижение трендов, популяризация лучших практик, реализация благотворительных проектов, формирование этических норм и трансляция моральных ценностей).

Экспертный опрос показал, что представители профессии «Специалист по связям с общественностью» оценивают функционал региональных PR-сообществ как широкий (табл. 1).

Таблица 1 - Распределение ответов респондентов на вопрос «В реализации каких функций участвуют известные вам региональные профессиональные PR-сообщества?», %

Вариант ответа

Принимают активное участие

Участвуют,

но не в пол

ной мере

Не участвуют, а участвовать необходимо

Не участвуют, и это не требуется

1

Влияние на повышение социального статуса профессии, формирование престижа профессии

47

22

22

9

2

Формирование, реализация, корректировка образовательного стандарта при обучении студентов по направлению PR

45

27

17

11

3

Актуализация профессионального стандарта

44

34

12

10

4

Формирование внутрипрофессионального комьюнити, нетворкинг

40

29

24

7

5

Развитие сферы публичных коммуникаций, анализ и продвижение трендов, популяризация лучших практик и т. п.

38

32

22

8

6

Повышение квалификации

34

38

18

10

7

Формирование этических норм и трансляция моральных ценностей

33

29

23

15

8

Оценка уровня компетенций представителей профессии: проведение сертификаций и т. п.

26

36

23

15

9

Лоббирование интересов отрасли в органах власти

26

31

22

21

10

Реализация благотворительных проектов

25

38

25

12

11

Выполнение функций профсоюза: оказание повсеместной помощи представителям профессии

18

22

34

26

Каждый третий респондент видит еще не в полной мере реализованный потенциал профессиональных сообществ в осуществлении таких функций, как лоббирование интересов отрасли в органах власти, оценка уровня компетенций, реализация благотворительных проектов и повышение квалификации. По мнению экспертов, оказание разносторонней помощи представителям PR-профессии является значимым, но игнорируется отраслевыми сообществами.

Среди анализируемых функций нет ни одной, которая была бы оценена экспертами как принципиально неактуальная. При этом стоит отметить, что наблюдается небольшое противоречие в ответах об участии в осуществлении функции лоббирования интересов отрасли в органах власти: четверть респондентов считает, что профессиональные сообщества не реализуют эту функцию, при этом половина опрошенных отмечает необходимость такой деятельности, а оставшиеся не считают ее целесообразной. Позиция респондентов по этому вопросу объясняется сферой дея- тельности эксперта: специалисты по связям с общественностью государственных и муниципальных организаций указывают на необязательность выполнения рассматриваемой функции, в то время как их коллеги из коммерческого сектора отстаивают обратное, и это логично.

Стоит отметить, что есть и другие существенные различия в ответах экспертов при срезе по сферам деятельности. По мнению респондентов, работающих в коммерческой сфере, профессиональные сообщества в области PR принимают активное участие в формировании, реализации, корректировке образовательного стандарта при обучении студентов по направлению «Сязи с общественностью» (55 %), обеспечении внутрипрофессионального комьюнити и нетворкинга (54 %), актуализации профессионального стандарта (53 %). При этом PR-специалисты, работающие в государственной сфере, настаивают на активном участии профессиональных сообществ в реализации функций, направленных на внешнюю среду: влияния на повышение социального статуса профессии, формирования престижа профессии (38 %), развития сферы публичной коммуникации, анализа и продвижения трендов (38 %).

Интересен и тот факт, что PR-специалисты государственного сектора не видят потенциальной значимости участия профессиональных сообществ в реализации функций профсоюзов (40 %), в то время как их коллеги из коммерческого сектора считают, что именно это и необходимо (41 %). Обнаруженный факт может быть объяснен выраженной профсоюзной деятельностью в государственных структурах и абсолютным отсутствием таковой в коммерческих организациях.

В реализации таких функций, как организация благотворительных проектов, формирование и трансляция этических норм, помощь коллегам по цеху в решении личных и рабочих вопросов эксперты видят еще одно проявление потенциала профессиональных сообществ в роли актора гражданского общества. Здесь профессиональные компетенции данного сообщества могли бы способствовать развитию системной благотворительности, ответственного общества. Результаты экспертного опроса показывают, что данные функции оцениваются представителями профессии «Специалист по связям с общественностью» как важные, но реализуемые не в полном объеме.

Таким образом, можно сделать несколько выводов.

Во-первых, дальневосточное самоорганизованное PR-сообщество уже сейчас осознает свою готовность к консолидации функций, касающихся решения социальных вопросов и выстраивания диалога среди ключевых акторов гражданского общества, однако данный процесс нуждается в координации. Представители PR-профессии осознают важность участия в гармонизации общества, выражающегося в повышении уровня ответственности в вопросах этики и морали, в заботе и поддержке коллег по цеху, в реализации благотворительных инициатив.

Во-вторых, дальневосточные PR-специалисты отмечают роль профессиональных сообществ в развитии сферы связей с общественностью: прежде всего, в формировании престижа профессии, участии в корректировке образовательных вузовских программ, актуализации профессионального стандарта специалиста по связям с общественностью. Все это позволяет охарактеризовать дальневосточное PR-сообщество как профессиональное объединение, нацеленное на реализацию своих приоритетных функций и намеренное участвовать в развитии коммуникационной отрасли и гражданского общества.

Ссылки:

Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Герасимова Валентина Евгеньевна

Список литературы Потенциал дальневосточного профессионального PR-сообщества в развитии гражданского общества

  • Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2017 год. М., 2017. 100 с.
  • Гражданское общество в модернизирующейся России: аналитический доклад Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" по итогам реализации проекта "Индекс гражданского общества - СМСЫв" / Л.И. Якобсон [и др.]. М., 2011. 60 с.
  • Мерсиянова И.В., Чешкова А.Ф., Краснопольская И.И. Самоорганизация и проблемы формирования профессиональных сообществ в России. М., 2011. 196 с.
  • Карягин М.Е., Сунгуров А.Ю. Современное российское политологическое сообщество - первые шаги к анализу // Полис. Политические исследования. 2016. № 2. С. 8-20. DOI: 10.17976/jpps/2016.02.02
  • Дзялошинский И.М., Дзялошинская М.И. Журналистское сообщество в оценках журналистов // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2005. № 5. С. 78-94.
  • Абрамов Р.Н. Связи с общественностью: профессиональные объединения и их влияние на сферу PR // Социологические исследования. 2020. № 11. С. 96-106. DOI: 10.31857/S013216250012552-0
Статья научная