Потребительские практики времен второй мировой войны как опыт для современных практик осознанного потребления и "медленной моды"
Автор: Ермилова Дарья Юрьевна, Ляхова Надежда Борисовна, Немчинова Елена Евгеньевна, Кепа Юрий Никитович
Журнал: Сервис plus @servis-plus
Рубрика: Культура и цивилизация
Статья в выпуске: 3 т.15, 2021 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию моды и потребительских практик времен Второй мировой войны. Предмет исследования - практики использования одежды в экстремальных условиях военного времени. Цель исследования - выявить особенности моды в историческом контексте. Задачи - рассмотреть, как нормированное распределение повлияло на отношение людей к одежде. Мода военного времени была исследована на примере СССР, Германии, Великобритании, США, Франции. Гипотеза исследования - мода может быть трактована как результат распространенных потребительских практик, вызванных экстремальными условиями жизни, базирующимися на опыте предшествующих периодов и от которых отказались после войны. Идеи «замедлить» моду впервые появились во время Второй мировой войны, чтобы не тратить на производство одежды для мирного населения ресурсы, необходимые для военных целей. Основные характеристики военной моды были общими для всех стран и были порождены мерами по рационированию. Минимальное количество одежды, которую можно было приобрести по купонам (карточкам, талонам, маркам), вынуждало людей шить одежду самим, переделывать старые вещи, использовать для изготовления одежды, обуви, аксессуаров, украшений необычные материалы. Во всех странах экономное потребление оценивалось как «потребительский патриотизм», «патриотический шик». Опыт разнообразных взаимодействий людей с одеждой в условиях военного времени возможно использовать в современных практиках в контексте актуальных тенденций «медленной моды» (Slow fashion) и «осознанного потребления», кастомизации и продления жизни вещей. В статье были предложены примеры применения этого опыта как производителями (дизайнерами), так и современными потребителями. В таком ракурсе мода военного времени до сих пор не рассматривалась, как и не проводились параллели между военной модой в СССР и странах Запада. Дальнейшие исследования потребительских практик военного времени с точки зрения концепций «замедления потребления» представляются весьма перспективными.
Вторая мировая война, мода, потребительские практики, нормированное распределение ресурсов, кастомизация
Короткий адрес: https://sciup.org/140290078
IDR: 140290078 | DOI: 10.24412/2413-693X-2021-3-61-72
Список литературы Потребительские практики времен второй мировой войны как опыт для современных практик осознанного потребления и "медленной моды"
- Cawtorne N. The New Look: The Dior Revolution Hamlyn, 1996. — 175 p.
- Seeling C. Fashion: The Century of the Designer 1900-1999. Published by Konemann, Cologne, 2000. — 656 p.
- Mendes V., De la Haye A. 20th Century Fashion. — London: Thames & Hudson, 2005. — 288 p.
- Biddle-Perry G. Dressing for Austerity: Aspiration, Leisure and Fashion in Post-War Britain. — London: I. B. Tauris, 2016.
- Gilbert D. The Looks of Austerity: Fashions for Hard Times // Fashion Theory. The Journal of Dress, Body and Culture. — Vol. 21. — No. 4. — 2017. — P. 477-499.
- Arnold R. The American Look: Fashion, Sportswear and Images of Women in New York in the 1930s and 1940s. Bloomsbury Academic, 2009. — 237 p.
- Drost J. Mode Unter Dem Vichy Regime: Frauenbild Und Frauenmode In Frankreich Zur Zeit Der Deutschen Besatzung (1940 1944). Centaurus 1998. — 119 p.
- Veillon D. Fashion under the Occupation. — New York: Berg, 2002. — 205.
- Guenther I. Nazi Chic?: Fashioning Women in the Third Reich. — Oxford, New York: Berg, 2004. — 499 p.
- Васильченко А. В. Мода и фашизм. — М. Вече, 2009. — 288 с.
- Бартлетт Дж. FashionEeast: призрак, бродивший по Восточной Европе. — М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 360 с.
- Лебина Н. Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. — М: Новое литературное обозрение, 2015. — 483 с.
- Ермилова Д. Ю. Советская мода // Советский стиль. Научно-популярное издание. — М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2012. — С. 10-37.
- Кринко Е. Ф., Тажидинова И. Г., Хлынина Т. П. Повседневный мир советского человека 1920-1940-х гг.: жизнь в условиях социальных трансформаций. — Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2011. — 360 с.
- Кринко Е. Ф., Тажидинова И. Г., Хлынина Т. П. Частная жизнь советского человека в условиях военного времени: пространство, границы и механизмы реализации (1941-1945). — Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2013. — 362 c.
- Журавлев С., Гронов Ю. Мода по плану: история моды и моделирования одежды в СССР, 1917-1991. — М.: ИРИ РАН, 2013. — 496 с.
- Ермилова Д. Ю. История костюма. Учебник для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 392 с.
- Hatherley O. The Ministry of Nostalgia. — London: Verso, 2016. — 232 р. P. 13-33.
- Gilroy P. After Empire: Melancholia or Convivial Culture? — London: Routledge, 2004. — P. 96-97.
- Brown S. Eco Fashion. — London: Laurence King, 2010. — 208 p.
- Fletcher K., Grose L. Fashion and Sustainability: Design for Change. — London: Laurence King, 2012. — 192 p.
- Gregson N., Crewe L. Second-hand Cultures, Materializing Culture. — Oxford: Berg, 2003. — 288 p.
- Gregson, N. & Crang M. Made in China and the new world of secondary resource recovery. Environment and Planning A. 2019; 51:1031-1040.
- Бинотто К., Пейн Э. Поэтика мусора: современные практики моды в контексте неоправданной расточительности // Теория моды. — № 53 (3/2019) — С. 61-91.