"Повесть русской веры": лесковская традиция в прозе С. Н. Дурылина

Автор: Непомнящих Наталья Алексеевна

Журнал: Русско-Византийский вестник @russian-byzantine-herald

Рубрика: История русской культуры

Статья в выпуске: 3 (6), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрено, как личность Н. С. Лескова и его книги повлияли на творчество С. Н. Дурылина: на его концепцию памяти, на его образ России и образы мирских праведников, на его жанровые предпочтения. Впервые проанализированы отдельные лесковские эпизоды и мотивы, сюжетные ситуации, параллели, цитации, реминисценции в повестях «Чертог памяти моей (Записки Ельчанинова)», «Хивинка», рассказе «Троицын день», а также показано, что общего между дурылинской концепцией памяти и «мнемоническими элементами» поэтики Лескова. В литературно-критических работах о писателе Дурылин анализирует личность, творчество и его религиозные убеждения, делая вывод, что весь его жизненный путь был мучительным поиском веры и идеала. Дурылин одним из первых отметил, что лесковские мирские праведники отличают созданный им мир ушедшей России от иных литературных, по большей части критических, образов русской действительности. Лесков для него - прежде всего автор «повести русской веры», что близко философии, сюжетам, образам прозы самого Дурылина. В центре внимания - прямые отсылки к имени и текстам Лескова, жанровые предпочтения: выбор «записок», «мемуаров», «хроник» («Колокола» - «Соборяне»), сходство сюжетов и мотивов, следование некоторым лесковским нарративным стратегиям. В итоге показано, каким образом фигура Лескова, а также его эстетические принципы оказывали воздействие на мировоззрение и тексты Дурылина, как именно лесковские идеи были переосмыслены им в свете его собственных убеждений.

Еще

Н. с. лесков, с. н. дурылин, проза, сюжет, мотив, традиция, мемуары, поэтика памяти, русская литература

Короткий адрес: https://sciup.org/140294781

IDR: 140294781   |   DOI: 10.47132/2588-0276_2021_3_154

Список литературы "Повесть русской веры": лесковская традиция в прозе С. Н. Дурылина

  • Бойм С. Конец ностальгии? Искусство и культурная память конца века: Случай Ильи Кабакова [Электронный ресурс] // Новое лит. обозрение. 1999. № 39. URL: http://magazines. russ.ru/nlo/1999/39/boym.html (дата обращения: 19.12.2021).
  • Дурылин С.Н. В одном углу: чем жила и дышала старая Москва. М., 2017. 592 с.
  • Дурылин С.Н. В своем углу. М., 1991. 336 с.
  • Дурылин С. Н. Рассказы. Повести и хроники / Составители А. И. Резниченко, Т. Н. Резвых. Т. 1. СПб.: Владимир Даль, 2014. 777 с.
  • Дурылин С. Н. Статьи и исследования 1900-1920-х годов. / Статья и коммент. А. И. Резниченко, Т. Н. Резвых. Т. 2. СПб.: Владимир Даль, 2014. 861 с.
  • Евдокимова О. В. Мнемонические элементы поэтики Н. С. Лескова. Спб: Алетейя, 2001. 314 с.
  • Едошина И.А. Мифологема угла: тексты С. Н. Дурылина в пространстве русской культуры начала ХХ века // С. Н. Дурылин и его время: Исследования. Тексты. Серия «Исследования по истории русской мысли». Т. 14. М., 2010. С. 290-330.
  • Лихачев Д. С. Прием ложной этической оценки у Лескова // Лихачев Д. С. Литература — реальность — литература. Л., 1988. С. 158-165.
  • Майорова О.Е. Н. С. Лесков: структура этноконфессионального пространства // Тыняновский сборник. Вып. 10. Шестые, Седьмые, Восьмые Тыняновские чтения. М., 1998.
  • Мотеюнайте И.В. Юродские слезы, колокольный звон и русская история (о способах символизации в романе-хронике Дурылина «Колокола» на примере образа юродивого) // Теория традиции христианство и русская словесность. Ижевск, 2009. С. 328-337.
  • Мотеюнайте И. В. С. Н. Дурылин о «Шерамуре» Н. С. Лескова // Литературный факт. 2018. № 10. С. 307-320.
  • Мотеюнайте И. В. Чтение как беседа: концепция литературы С. Н. Дурылина (На Материале Книги «В Своем Углу») // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 1 (2). С. 197-202.
  • Непомнящих Н.А. Притчевые сюжеты в творчестве Н. С. Лескова 1880 годов // Притча в русской словесности. Новосибирск, 2014. С. 319-341.
  • Непомнящих Н.А. Фигура Лескова в рефлексии Дурылина: «писатель-воспоминатель» // Сюжетология и сюжетография. 2020. № 1. DOI 10.25205/2410-7883-2020-1-104-116.
  • Ранчин А.В. Трансформации агиографического кода в «Очарованном страннике» и принцип амбивалентности в поэтике Н. С. Лескова // Slovene. 2017. № 2. С. 414-443.
  • Резвых Т.Н. «Апокалипсис и Россия»: эсхатологическая тема у С.Н. Дурылина // Вестник ПСТГУ. Богословие. Философия. 2015. Вып. 3. С. 83-118.
  • Резвых Т.Н. «Таинство понуждения»: доклад Сергея Дурылина о Константине Леонтьеве: «Писатель-послушник» // Христианское чтение. 2017. №3 (74). С. 159-182.
  • Резвых Т.Н. Религия и культура в прозе и поэзии С.Н. Дурылина // Христианское чтение. 2015. № 3. С. 198-225.
  • Резвых Т.Н. Сергей Дурылин об эстетике К.Н. Леонтьева // Христианское чтение. 2016. № 1. С. 64-144.
  • Резниченко А.И. Дурылин С. Н. «Брожу по взгорьям в дни глухонемые». Пропущенные «углы». Публикация МДМД. Подготовка текста, предисловие и примечание Анны Резниченко // Новый мир. 2008. № 12. С. 144-162.
  • Телегина С.М. С.Н. Дурылин — исследователь творчества М.Ю. Лермонтова // Христианское чтение. 2014. № 5. С. 169-199.
Еще
Статья научная