Повышение физической работоспособности легкоатлеток 14-15 лет в макроцикле тренировочного процесса
Автор: Павлова Вера Ивановна, Кислякова Светлана Сергеевна, Сарайкин Дмитрий Андреевич, Камскова Юлиана Германовна, Нагорнов Игорь Владимирович
Журнал: Человек. Спорт. Медицина @hsm-susu
Рубрика: Вопросы двигательной активности и спорта
Статья в выпуске: 4 т.15, 2015 года.
Бесплатный доступ
Цель - изучить механизмы повышения работоспособности легкоатлеток 14-15 лет в макроцикле тренировочного процесса. Физическую работоспособность определяли при помощи теста Купера, Гарвардского степ-теста и пробы Руфье-Диксона. Выявлено достоверное повышение физической работоспособности и тренированности легкоатлеток 14-15 лет в макроцикле тренировочного процесса. Это связано с методикой оптимизации специальной физической подготовленности легкоатлеток и проведением индивидуальных коррекций двигательных возможностей.
Физическая работоспособность, макроцикл, тренировочной процесс
Короткий адрес: https://sciup.org/147153467
IDR: 147153467 | DOI: 10.14529/ozfk150413
Текст научной статьи Повышение физической работоспособности легкоатлеток 14-15 лет в макроцикле тренировочного процесса
В настоящее время большое внимание уделяется воспитанию высококвалифицированных легкоатлетов. При этом действие повышенной физической нагрузки и нервноэмоционального напряжения в период тренировочной и соревновательной деятельности может вызывать нарушение гомеостаза организма юных спортсменок, которое приводит к существенным адаптационным изменениям, нередко переходящим границы целесообразного приспособления [3, 4].
Перед тренером стоит ответственная задача: повысить работоспособность спортсменов и сохранить их здоровье.
Поэтому изучение физической работоспособности является актуальной проблемой физиологии спорта для преодоления негативных тенденций в состоянии здоровья легкоатлеток 14–15 лет, а также для достижения высоких спортивных результатов и продления их профессионального долголетия. Это и послужило основанием выбора темы исследования.
Цель исследования: изучить механизмы повышения работоспособности.
Материалы и методы исследования. Изучение работоспособности осуществляли на 20 спортсменках, которые имели высокий уровень физического развития (выше третьего разряда). Контрольная группа была того же возраста (14–15 лет), она обучалась по основной программе физической культуры общеобразовательной организации. Все исследова- ния проводились в фолликулярную фазу овуляторно-менструального цикла.
Физическую работоспособность определяли при помощи теста Купера, Гарвардского степ-теста и пробы Руфье–Диксона. Для оценки тренированности спринтеров в динамике тренировочного процесса мы использовали систему контрольных упражнений.
Полученные результаты было подвергнуты статистической обработке при помощи программы Statistiсa 6.0. Показатели достоверности различий определяли по Стьюденту.
Организация исследования. Для достижения поставленной цели была разработана и апробирована программа макроцикла тренировочного процесса для юных легкоатлеток 14–15 лет. Каждая тренировка рассматривалась в контексте возможностей для восстановления. Поскольку чрезмерная тренировочная нагрузка может вызывать неполную адаптацию, и у спортсменок могут возникнуть проблемы с восстановлением от стимулирующего воздействия тренировки. План тренировочного процесса модифицировался в зависимости от физического состояния и физической подготовленности легкоатлеток [4–6].
Так, в годичном тренировочном процессе были выделены этапы: зимний и летний (табл. 1).
На каждом этапе спортивной подготовки акцент делался на изменение параметров объема и интенсивности нагрузок.
Таблица 1
Схема годичного планирования тренировок для легкоатлеток 14–15 лет
Периоды подготовки |
Временные периоды |
Общей физической подготовки (1) |
Август – октябрь |
Специально подготовительный (2) |
Октябрь – декабрь |
Соревновательный (3) |
Январь – февраль |
Переходный |
2 недели февраля |
См. период 1 |
Март |
См. период 2 |
Апрель – май |
См. период 3 |
Май – июль |
Период восстановления |
Июль |
Тренировка в зимнем сезоне формировала физическую подготовленность, а именно развитие скоростных способностей и технического мастерства спортсменок.
Продолжительность данного этапа составила 5-6 недель, который характеризовался максимальным увеличением беговой нагрузки анаэробной направленности в середине цикла [4–6].
Во время летнего цикла тренировочного процесса реализовались задачи по совершенствованию техники старта и стартового ускорения, а также повышению максимальной скорости бега и улучшению показателей в специально-подготовительном этапе тренировочного процесса. Скоростно-силовая работа осуществлялась в поддерживающем режиме [1, 2, 5, 6].
Таким образом, в соответствии с современными требованиями, тренировка во всех периодах годичного цикла носила комплексный характер, обеспечивающий рост технического мастерства и повышение специальной физической подготовленности легкоатлеток.
Результаты и их обсуждение. На рис. 1 представлены показатели физической работоспособности легкоатлеток 14–15 лет в макроцикле тренировочного процесса. В зимнем специально-подготовительном этапе средняя величина пробегаемой дистанции контрольной группы в тесте Купера составляла 2320 м, а экспериментальной – 2400,4 м. В зимнем соревновательном этапе у экспериментальной группы наблюдалось общее повышение средней величины пробегаемой дистанции на 5,4 % по сравнению с контрольной группой. Средняя величина пробегаемой дистанции достоверно увеличилась на 9,4 % (p ≤ 0,05) в летнем специально-подготовительном этапе и на 21,4 % (p ≤ 0,01) в летнем соревновательном этапе. По нашим данным подобная динамика результатов бега по тесту Купера легкоатлеток 14–15 лет в макроцикле тренировочного процесса отражает положительную реакцию организма на характер выполняемой работы.
Для надежности определения физической работоспособности мы использовали у исследуемых групп подростков нагрузочный комплекс – пробу Руфье–Диксона [4]. В зимнем специально-подготовительном этапе общий индекс в контрольной группе составлял 7,0 и соответственно 6,9. В зимнем соревновательном этапе у экспериментальной группы наблюдалось общее повышение индекса пробы Руфье–Диксона на 10 % (p ≤ 0,05) по сравнению с контрольной группой. Динамика показателей индекса пробы Руфье–Диксона у легкоатлеток 14–15 лет в летнем специальноподготовительном этапе характеризовалась тенденцией к повышению уровня тренированности. Так, общий индекс пробы Руфье– Диксона достоверно увеличился на 9 % (p < 0,05) в летнем специально-подготовительном этапе и на 22 % (p ≤ 0,01) в летнем соревновательном этапе. Полученные результаты индекса пробы Руфье–Диксона у экспериментальной группы соответствовал хорошему уровню физической работоспособности.
Индекс Гарвардского степ-теста не имел достоверных различий у контрольной и экспериментальной групп в зимнем специальноподготовительном этапе. Вместе с тем, в зимнем соревновательном этапе у легкоатлеток 14–15 лет наблюдалось повышение индекса Гарвардского степ-теста на 10 % (p ≤ 0,01) по сравнению с контрольной группой. Средняя величина индекса Гарвардского степ-теста достоверно увеличилась на 12 % (p < 0,01) летнем специально-подготовительном этапе и на 19,5 % (p ≤ 0,01) в летнем соревновательном этапе. Полученные значения соответствовали отличному уровню физической работоспособности. Установленный факт свидетельствует о формировании адаптационных перестроек к физическим нагрузкам у легкоатлеток 14–15 лет в макроцикле тренировочного процесса.
Для оценки тренированности спринтеров
Вопросы двигательной активности и спорта
в динамике тренировочного процесса мы использовали систему контрольных упражнений. Результаты исследования представлены на рис. 2. При анализе результатов контрольных тестов, представленных на рис. 2, можно предполагать о возрастании спортивного мастерства, физической подготовленности легкоатлеток 14–15 лет в динамике тренировочного процесса. Результаты бега на 30 м у экспериментальной группы достоверно улучшились на 8 % (р ≤ 0,05) к зимнему соревновательному этапу по сравнению с контрольной груп- пой. Средняя величина результатов бега на 30 м достоверно увеличилась на 13 % (p ≤ 0,01) в летнем специально-подготовительном этапе и на 16,4 % (p ≤ 0,01) в летнем соревновательном этапе. Результаты бега на 60 м имели аналогичную динамику. В зимнем соревновательном этапе наблюдалось достоверное улучшение на 6,6 % (р ≤ 0,05), в летнем специальноподготовительном этапе – на 7 % (p ≤ 0,05) и на 11 % (p ≤ 0,01) в летнем соревновательном этапе по сравнению с контролем [4].
В зимнем специал ь но-подготовительном

Рис. 1. Показатели физической работоспособности легкоатлеток
14–15 лет в макроцикле тренировочного процесса: а – зимний этап, б – летний; достоверность отличий от соответствующего контроля: * – р ≤ 0,05; ** – р ≤ 0,01
этапе тренировочного процесса средний показатель количества сгибания и разгибания рук в контрольной группе составлял 13,9 повторений, а в экспериментальной группе – 14,2 повторений и не имел достоверных отличий. В зимнем соревновательном этапе у легкоатлеток 14–15 лет наблюдалось повышение значений на 5,6 % (p ≤ 0,05) по сравнению с контрольной группой. Общий прирост количества сгибания и разгибания руку спортсменок в летнем специально-подготовительном этапе составил 10,5 % (p ≤ 0,01) и соответственно 21,3 % (p ≤ 0,001) в летнем соревновательном этапе по сравнению с контролем.
При адаптации к физ и ческим наг р узкам в мак р оцикле тренировочного процесса у легкоатлеток 14–15 лет результаты прыж к а в длину с места в зимнем соревновательном этапе достоверно увеличились на 8,5 % (p ≤ 0,05) по сравнению с контрольной группой. При повторном тестировании результаты прыжка в д л ину с места также имели достоверное уве л ичение на 11,3 % в л етнем специальноподготовительном этапе (p ≤ 0,01) и на 17,3 % (p ≤ 0,01) в летнем соревн о вательном этапе по сравнению с контрольной группой.
Результаты в наклоне вперед из положения стоя в экспериментальной группе не имели

места, см.
положения положения стоя,см лежа на старта под команду, с.
старта сходу, с.
спине, кол-во раз рук, кол-во раз
-
□ контроль
-
□ СПЭ_спорт.
-
□ СЭ_спорт.
а)

места, см.
положения положения стоя, см лежа на старта под команду, с.
старта сходу, с.
спине, кол-во раз рук, кол-во раз
-
□ контроль
DСПЭспорт.
-
□СЭспорт.
б)
Рис. 2. Результаты изучения тренированности легкоатлеток 14–15 лет в макроцикле тренировочного процесса: а – зимний этап, б – летний; достоверность отличий от соответствующего контроля: * – р ≤ 0,05; ** – р ≤ 0,01; *** – p ≤ 0,001
Вопросы двигательной активности и спорта
достоверных отличий в зимнем специальноподготовительном и соревновательном этапах тренировочного процесса по сравнению с контрольной группой. В летнем сезоне спортивной подготовки легкоатлеток 14–15 лет наблюдалась тенденция к улучшению данного показателя. Так, в летнем специальноподготовительном этапе результаты в наклоне вперед из положения стоя в экспериментальной группе увеличились на 7 % (p ≤ 0,05) и на 8 % (p ≤ 0,05)по сравнению с контролем. Нами было выявлено достоверное увеличение результатов в подъеме из положения лежа на спине у легкоатлеток 14–15 лет в зимнем специально-подготовительном этапе на 10,2 % (p ≤ 0,01), в летнем специально-подготовительном этапе – на 12 % (p ≤ 0,01) и на 12,3 % (p ≤ 0,01) в летнем соревновательном этапе по сравнению с контролем.
Выводы. Таким образом, результаты проведенных функциональных проб и контрольных тестов свидетельствуют о росте физической работоспособности и тренированности легкоатлеток 14–15 лет в макроцикле тренировочного процесса. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что рост физической работоспособности характеризуется существенным наращиванием функциональных резервов организма спортсменок, а также связан с методикой оптимизации специальной физической подготовленности легкоатлеток, включающей индивидуализированную оценку и коррекцию степени реализации их двигательных возможностей.
Список литературы Повышение физической работоспособности легкоатлеток 14-15 лет в макроцикле тренировочного процесса
- Алабин, В.Г. Спринт/В.Г. Алабин, Т.П. Юшкевич. -Минск: Беларусь, 1977. -128 с.
- Бугачаев, А.В. Кинематические характеристики и функциональное состояние спринтеров в беге на 100 м/А.В. Бугачаев//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, СПб. -2009. -№ 2 (48). -С. 3-6.
- Влияние физических нагрузок при занятиях легкоатлетическим спринтом на физическую работоспособность подростков/В.И. Павлова, С.С. Кислякова, Д.А. Сарайкин, Ю.Г. Камскова//Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды: материалы IV междунар. науч.-практ. конф. -Челябинск, 2012. -С. 336-339.
- Исаев, А.П. Стратегии адаптации человека: учеб. пособие/А.П. Исаев, С.А. Личагина, Т.В. Потапова. -Тюмень: Изд-во ТГУ, 2003. -248 с.
- Кузьмин, М.А. Эффективность технологии ускорения адаптации спортсменов игровых и циклических видов спорта к условиям соревнований/М.А. Кузьмин//Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, СПб. -2012. -№ 10 (92). -С. 69-73.
- Щеглов, В.Н. Пути повышения специальной работоспособности юных спринтеров/В.Н. Щеглов//Актуальные проблемы и пути повышения спортивной работоспособности: межвуз. сб. науч. трудов. -Воронеж, 2007. -Вып. 1. -С. 64-75.