Повышение качества образования - необходимое условие структурной перестройки экономики

Автор: Филиппова Н.А., Кормишкина Л.А.

Журнал: Интеграция образования @edumag-mrsu

Рубрика: Модернизация образования

Статья в выпуске: 2 (31), 2003 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблемам реформирования системы образования в России. Они рассматриваются через призму происходящих технологических изменений в обществе, которые, в свою очередь, вызывают структурную перестройку экономики. Эта новая ситуация предъявляет и новые требования к профессиональному образованию и обучению, которые должны соответствовать преобразованиям, осуществляемым в последние годы, и не должны выпадать из напряженного ритма реформ.

Короткий адрес: https://sciup.org/147135747

IDR: 147135747

Текст научной статьи Повышение качества образования - необходимое условие структурной перестройки экономики

Статья посвящена проблемам реформирования системы образования в России. Они рассматриваются через призму происходящих технологических изменений в обществе, которые, в свою очередь, вызывают структурную перестройку экономики. Эта новая ситуация предъявляет и новые требования к профессиональному образованию и обучению, которые должны соответствовать преобразованиям, осуществляемым в последние годы, и не должны выпадать из напряженного ритма реформ.

The article is devoted to the problems of educational system reformation in Russia. The last is analyzed through the technological changes in the society, that lead to structural rebuilding of economics. The new situation produces new requirements to professional education and teaching which have to correspond to the reformations brought up for the last years and should keep up with major concept of the reformation, therefore it is necessary to rebuild our educational system.

Переход к рыночной экономике создает принципиально новую ситуацию на рынке труда России и предъявляет принципиально новые требования к государственной политике занятости. Сложность данной проблематики усугубляется спецификой нынешнего общественного исторического времени, в котором совершается этот переход. Отличительной чертой современной эпохи стало формирование постиндустриального общества на фоне глобализации, развертывания всеобщей взаимосвязи экономического, социального, политического, культурного развития всех стран мира под определяющим воздействием инноваций, присущих наиболее развитым странам. Изменяются функциональная, технико-технологическая и отраслевая структура экономики, территориальное размещение производства, вслед за этим изменяется социально-экономическая структура общества. Уходит в прошлое доминирование традиционных индустриальных отраслей, и на первый план выдвигается информатика, новейшие наукоемкие отрасли, разностороннее маркетинговое, консалтинговое, страховое сопровождение производства, развитое бытовое обслуживание населения. Услуги становятся не менее важными, чем выпуск материального продукта.

Постиндустриальное общество — это в значительной мере общество услуг, как сложных, так и простейших. Например, внедрение высоких технологий в производство привело к тому, что в перерабатывающих отраслях в США в настоящее время осталось всего 15 % трудового потенциала, в странах ЕС — 20, а 70— 80 % работает в сфере услуг. В итоге последняя сегодня — наиболее динамичный сектор экономики. В нем производится всевозрастающая доля ВВП и концентрируется все большая часть работающих.

В России до таких пропорций пока далеко, однако за 2000 г. 3/4 прироста численности занятых обеспечили торговля, общественное питание, материальнотехническое снабжение и сбыт (см.: Починок А. О трудовом потенциале России, перспективах его сохранения, развития и улучшения использования // Общество и экономика. 2001. № 7/8. С. 13). Таким образом, мы постепенно отходим от советского наследия в сфере структурного распределения трудового потенциала, где 3/4 рабочей силы было занято в производстве и только 1/4 — в социальной сфере. Сейчас ситуация меняется. Оптимальным для России должно быть соотношение: 1/4 занятых в промышленности и 3/4 в сфере услуг.

В настоящее время начинают развиваться технологии, характерные для общества, в котором доминирует человеческий капитал. Для них свойственны постоянная изменчивость и самосовершенствование. Поэтому возникает необ-

ходимость в новых знаниях, являющихся неисчерпаемым источником инноваций, человеческий капитал становится основной формой богатства, образование превращается в главный производственный процесс. Инвестиции в образование могут считаться новой формой подхода к рассмотрению знаний как нового ресурса экономики.

Сегодня проблема занятости населения не может быть решена в рамках прежней парадигмы, когда большинство людей, высвобожденных из одних производств, могли найти себе работу по той же специальности на других. Некоторые отрасли фактически «закрываются» с приходом новых технологий. В быстро меняющейся экономике найти работу по «вчерашней» специальности все труднее. По опросам, только 52,1 % работников имеют работу, соответствующую их образованию. Что же касается соответствия работы специальности и квалификации, то цифры эти составляют 32,3 и 34,6 %.

Рассмотренные выше процессы, происходящие в мире и экономике России, определяют масштабы задач, стоящих перед системой образования и профессиональной подготовки. Ее реформирование должно адекватно реагировать на ужесточение требований к качеству рабочей силы экономики в целом и рынка труда в частности.

Сущностной чертой последнего является ориентация на квалифицированного человека — работника. Одним из основных принципов трудовой деятельности становится необходимость постоянного обновления знаний и освоения новых специальностей. Уровень образования выступает основополагающим показателем качества рабочей силы, определяющим конкурентоспособность работника на рынке труда.

Между тем качество трудового потенциала, имеющегося ныне в России, снижается. В значительной степени в этом повинна политика скрытой безработицы, проводившаяся предприятиями с целью сохранить коллективы в надежде на будущий подъем экономики. В процессе застоя требования к работникам, эффективности их труда были резко снижены

(так же как и оплата труда). Сохранить «квалифицированный костяк» такими методами оказалось сложно — многие уходили с производства, нередко это были наиболее квалифицированные работники.

Кроме того, за годы реформ в силу ряда обстоятельств как финансового, так и организационного характера большинство предприятий свернули внутрифирменную подготовку и повышение квалификации рабочих. Периодичность повышения квалификации сегодня — 13— 15 лет (в развитых странах — 3—5 лет). Устаревшие технологии и оборудование снизили общий уровень мастерства. В результате, по оценкам специалистов, доля рабочих высшей квалификации в нашей стране составляет 5 %, в то время как в США — 43, в Германии — 56 %. Экономике требуются мобильные профессионалы, а сегодня средний возраст высококвалифицированного рабочего — 53—57 лет. 60 % безработных нуждаются либо в повышении квалификации, либо в получении новой специальности (см.: Топилин М. Ключевые проблемы рынка труда и очередные задачи службы занятости // Человек и труд. 2003. № 1. С. 53).

На рынке труда наблюдается та же явная несбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Если в первые пореформенные годы в учреждениях начального профессионального образования готовилось около половины квалифицированных рабочих, то к 2000 г. — 30 %. Количество принятых в техникумы практически не изменилось, а в высшие учебные заведения — возросло с 23 до 40 %. По прогнозам, численность выпускников вузов по всем группам специальностей в следующие пять лет увеличится в 1,8 раза (см.: Чижова Л. Реструктуризация экономики усиливает необходимость балансировки спроса и предложения рабочей силы // Там же. 2002. № 9. С. 45).

То, что большее количество российских граждан получит высшее образование, безусловно, положительное явление. Однако возникает опасность неэффективного использования труда дипломированных специалистов. Опыт развитых экономик свидетельствует о том, что существует масса профессий, для овладения которыми достаточно одно- , двухгодичного обучения(медицинские сестры, техники и технологи, организаторы туристического, рекламного, рекреационного обслуживания и т.д.). Их подготовка значительно дешевле, нежели специалистов высшей квалификации, при этом труд этой категории работников стабильно востребован.

Ожидается, что к 2005 г. выпуск молодых специалистов, получающих инженерные специальности, сократится вдвое. Тем не менее данная группа останется одной из самых крупных (примерно 22 % всех выпускников высшей школы), уступая по численности только группе специалистов в области управления. Для развитых стран такая ситуация нетипична: на долю инженеров там приходится не более 10—15 % выпускников. Зато система их подготовки гораздо более гибко реагирует на изменения спроса на рабочую силу.

Сокращение масштабов подготовки инженерных кадров происходит в нашей стране без увязки с перспективными потребностями экономики. Так, начавшееся в 1994 г. уменьшение приема студентов по 22 инженерным специальностям в первую очередь затронуло область информационных технологий. Более 40 % совокупного снижения объемов подготовки пришлось на специальности: «Информатика и вычислительная техника», «Радиотехника и связь», «Приборостроение». Стоит напомнить, что именно эти специальности в развитых экономиках наиболее востребованы и количество таких специалистов в составе занятого населения увеличивается.

Вместе с тем сохраняется опасность перепроизводства инженерных кадров по ряду традиционных специальностей («Энергетика и энергомашиностроение», «Машиностроение и металлообработка», «Технологические машины и оборудование»), а значит, и увеличения безработицы среди них.

Подготовка кадров по специальности «Экономика и управление» увеличится в наибольшей степени: количество выпускников возрастет почти в 2,6 раза; по гуманитарно-социальным специальностям — в 1,7 раза. Такая динамика находится в русле общемировых тенденций гуманитаризации образования и в целом соответствует потребностям экономики. Правда, следует иметь в виду, что к моменту завершения обучения выпускники не застрахованы от безработицы, поскольку в подготовке именно этих специалистов большое место занимают не дневные формы обучения, а заочные, вечерние и экстернат. Причем значительная часть студентов, руководствуясь конъюнктурными соображениями, получает второе высшее образование.

Указанные тенденции характерны и для системы образования, в частности высшего, в Республике Мордовия. Интересны в этом отношении результаты исследований, проведенных Центром содействия занятости молодежи при Мордовском госуниверситете.

Как показали результаты анкетного опроса, в 2002 г. больше всего трудоустроенных было по следующим специальностям: «Дирижирование» — 100 %; «Финансы и кредит» — 87,6; «Бухгалтерский учет и аудит» — 83,6; «Хореографическое искусство» — 79,0; «Менеджмент» — 76,6 %.

Довольно высок процент студентов, которых устраивает их специальность, что свидетельствует о ее правильном выборе, о неразочарованности в ней за время учебы. Вместе с тем по сравнению с 2000 г. вырос удельный вес тех, кого специальность не устраивает, — с 5 до 15 %. Особенно низкий процент удовлетворенных своей специальностью на филологическом факультете и факультете национальной культуры; именно на этих специальностях почти 100 % уровень трудоустроившихся.

Меньше всего довольных и больше всего нетрудоустроенных — по специальности «Социальная работа» (13 % трудоустроенных, 9 % зарегистрировано на бирже труда).

Немаловажную роль в трудоустройстве молодежи играют формы поиска работы, к которым относятся биржи труда, объявления, через друзей, по связям, с помощью университета и др. При этом на биржу труда надеются в среднем 5 % выпускников всех специальностей, 18 % биологов, 17 % строителей. Многие возлагают надежду при трудоустройстве на университет, в частности 46 % выпускников светотехнического факультета, что неудивительно, так как они трудоустраиваются на ОАО «Лисма». Высок процент доверия к друзьям и родственникам на специальностях «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», «Журналистика», «Библиотековедение» и «Социальная работа».

Среди приоритетов выбора профессии на первом месте — заработная плата, затем — интерес, соответствие специальности, престиж профессии, удаленность от места проживания.

Заработная плата при поступлении на работу имеет важное значение для студентов, обучающихся на филологических, сельскохозяйственных, экономических специальностях. Довольно низок процент тех, для кого заработная плата — решающий фактор, среди студентов, обучающихся на специальностях юридических, ИСИ. Это свидетельствует о том, что представителям данных профессий прежде всего важен сам факт получения работы и увеличения заработной платы в процессе трудовой деятельности и повышения квалификации. Это также говорит о насыщенности рынка данных специальностей, о согласии на любую работу и др.

Таким образом, структурная перестройка экономики влечет за собой изменения в характере спроса на рабочую силу и в ее профессионально-квалификационном составе. Соответственно должны трансформироваться объемы и профили подготовки специалистов в системе профессионального образования.

Проблема достижения сбалансированности между количеством и качеством (определяемым уровнем профессиональной подготовки) рабочей силы и возможностями трудоустройства чрезвычайно актуальна. От ее решения зависит не только эффективность структурной перестройки и модернизации, но и перспективы развития экономики.

Одна из сложнейших задач, связанных с предстоящими структурными пе ременами, — согласование потребности рынка труда в рабочей силе определенного уровня квалификации, обладающей нужными работодателю профессиями и специальностями, с возможностью ее подготовки в рамках системы профессионального образования. В этих условиях значение образования и производственной подготовки резко возрастает. Они должны быть нацелены прежде всего на развитие познавательных способностей работников и продолжаться, по существу, в течение всей трудовой жизни. Это означает, что современный работник, если он не желает быть вытесненным из сферы трудовой деятельности, должен обладать широкими знаниями, уметь выполнять разнообразные функции. Последнее является гарантией устойчивой занятости в современном высокотехнологичном производстве.

Сегодня стратегия образования, структурная переориентация системы образования определяют перспективы социально-экономических преобразований в России вообще и занятости в частности. Стоит задача не просто вернуть образованию приоритетность, но и наращивать образовательный потенциал, совершенствовать его структуру, а главное — создать в обществе обстановку признания образования, его востребованности. Крупные корпорации на Западе, имеющие свою систему подготовки кадров, вынуждены тратить огромные суммы на повышение качества образования. Реализация этой задачи на практике — важное направление деятельности государства в нашей стране.

Вся система образования и профессионального обучения должна адаптироваться к рыночным отношениям, необходимо включать естественные регуляторы, приводящие количественные и качественные показатели подготовки новой рабочей силы от рабочего до специалиста в соответствие с конъюнктурой рынка труда (см.: Филиппова Н.А. Формирование рынка труда и механизм реализации политики занятости: федеральный и региональный аспекты. Саранск, 2001. С. 206).

Таким образом, перемены и новая ситуация в мире и стране, сложившаяся в ходе событий 1990-х гг., приводят к возрастанию роли образования в жизни об- щества и человека, предъявляют к нему новые требования. Если не учитывать их, образование не сможет выполнить свои функции и как важнейшего социального института, и как средства формирования человеческой личности. Перечислим некоторые из этих требований (см.: Егоров Ю.Л., Ларионов Н.М. Проблемы интеллектуализации образования // Материалы междунар. конф. 27—28 ноября 2002 г. Воронеж; М., 2002. С. 141).

Во-первых, качество образования должно быть связано прежде всего с фун-даментализацией. Вместо того чтобы учить молодежь узкой специальности, необходимо готовить ее к универсальной деятельности. Сегодня важен перенос акцента с узкого профессионала-специалиста на фундаментально образованного, коммуникативного человека, творческую личность, способную к смене специализации и рода деятельности в соответствии с теми изменениями, которые происходят не только на рынке труда, но и в других сферах. Это, в свою очередь, предполагает отказ от прагматизма, узкой специализации, ориентацию на интеллект, инновации, творчество, предприимчивость.

В современных условиях на первый план выходит принцип ЮНЕСКО «образование через всю жизнь», который сменяет сформированный прежней идеологией традиционный принцип «образование на всю жизнь». В быстро меняющемся мире, в условиях неопределенности и динамического хаоса нужно учить самой способности учиться, умению принимать самостоятельные решения, эффективно работать с постоянно меняющейся информацией в условиях как ее дефицита, так и информационного взрыва.

Во-вторых, меняется само понятие фундаментальности, фундаментализа-ции образования. Оно теперь включает в себя не только естественно-математическую составляющую, связано не только с информатизацией и компьютеризацией учебного процесса. Как бы мы ни оценивали роль и значение компьютера, исходным является понимание его как социокультурного феномена и общечеловеческой ценности. Главным и определяющим следует признать то, что образование — это придание человеку человеческого образа, формирование той общечеловеческой шкалы ценностей, которая должна составлять основу гуманистической морали XXI в.

В-третьих, необходимо понимание того, что характер образования как системы, его цели и идеалы, набор учебных дисциплин, программы, стандарты, способы взаимоотношений, коммуникации в учебном процессе, нормы, традиции и т.д. определяются соответствующим типом культуры, характером и особенностями и национального менталитета. Ведь изменение знаний не определяется самими знаниями, а является творческим процессом. Кроме того, ситуация неопределенности в мире становится доминирующей, и это исключает готовые стандартные действия и решения. Поэтому задача обучения самостоятельному мышлению, творчеству, возможной смене профессий и рода деятельности становится особенно актуальной.

В-четвертых, очень важно понимание нового места и роли образования в современном мире. С одной стороны, образование трактуется как стратегически важная сфера человеческой жизни, закладывающая фундамент самореализации человека, его достойного существования. С другой стороны, необходима действенная система непрерывного образования, в которой само оно рассматривается как реализация неотъемлемого права человека на образование, как существенная часть его образа жизни.

В-пятых, в центре внимания образования оказывается прежде всего человек как личность, его интересы, ценности, реальный, а не мифический «новый человек».

Все сказанное означает, что образование должно быть важнейшим способом социализации человека, средством обеспечения его целостности, а для этого ему нужно ориентироваться на коренной пересмотр всей системы ценностей, характерной для техногенной цивилизации.

Поступила 31.03.03.

Статья научная