Повышение популяционного здоровья России в целях развития традиций отечественной философии космизма, науки и образования
Автор: Баркова Элеонора Владиленовна
Журнал: Вестник Международной академии наук (Русская секция) @vestnik-rsias
Рубрика: Проблемы экологии, науки о земле
Статья в выпуске: 1, 2025 года.
Бесплатный доступ
В логике экофилософии, развивающей традиции философии космизма, включая концепцию Н. Н. Моисеева, показана востребованность исследования популяционного здоровья как философской, медицинской, культурной и просветительско-образовательной задачи, в связи с чем актуализирован ряд философско-мировоззренческих, общенаучных и праксеологических направлений анализа, необходимых для оздоровления России.
Н. н. моисеев, экофилософия, оздоровление мира человека, целостность, связь внутренней и внешней среды, популяционное здоровье, Россия, космическое измерение экоантропологии
Короткий адрес: https://sciup.org/143184536
IDR: 143184536
Текст научной статьи Повышение популяционного здоровья России в целях развития традиций отечественной философии космизма, науки и образования
Развитие концепции академика Н. Н. Моисеева и, в частности, круг самых социально-значимых проблем, центрированных заботой о развитии России и отечественного образования, казалось бы, достаточно хорошо изучены в отечественной научной литературе. Особая роль в их рефлексии, оценке и продвижении связана, бесспорно, с деятельностью профессора С. А. Степанова, его единомышленников и последователей [2].
Однако стремительное изменение социального времени и проблемы современного мира, в т. ч. трудно предсказуемые еще два-три десятилетия назад, актуализируют даже в ставшем почти хрестоматийном положении системы Н. Н. Моисеева «Учитель» новые и исключительно важные теоретические вопросы и повороты мысли. Главные из них — сохранение физического, психического, культурного популяционного здоровья России, условия самосохранения, восходящего развития культуры, нормативности, адекватных реакций и психического здоровья населения всего мира.
Врачи-психиатры не без оснований уже поставили вопрос не просто о росте психических заболеваний, а эпидемии. «Сегодняшняя ситуация в стране и мире может стать началом длительного периода, когда посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) станет едва ли не самым частым диагнозом. Все больше случаев развития синдрома у людей разных категорий. Если у человека есть ресурс преодоления трудностей, веры в себя и вообще веры, то ПТСР у него, скорее всего, не разовьется. Если в ситуации угрозы жизни попадают люди с погранично-аномальной структурой психики, у них чаще всего развивается ПТСР, и в достаточно тяжелой форме» [3].
Система «Учитель» Н. Н. Моисеева и основы экофилософии
Сегодня, когда современная Россия стоит перед труднейшими вызовами, связанными с необходимостью укрепления здоровья нации — предпосылки дальнейшего социокультурного прогресса, в хорошо известной и не раз цитируемой мысли Н. Н. Моисеева о сущности системы «Учитель», я бы выделила другие слова. Напомню: «Когда я произношу слово «Учитель», то имею в виду не только педагогов, работающих в средней или высшей школе, а саму систему формирования, сохранения и развития коллективных знаний, нравственности и памяти народа, передачи всего накопленного следующим поколениям и всем тем людям, кото- рые ее создают и которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за их будущность и будущность своего народа, а в нынешних условиях и будущность планетарной цивилизации» [4].
Сегодня есть все основания для того, чтобы подчеркнуть здесь значение слов, которые, как правило, выносились на периферию внимания: система Учитель с необходимостью предполагает субъекта, «способного внести в мир элементы душевной тревоги за их будущность и будущность своего народа». Подчеркну, —искренней, неподдельной тревоги и заботы, переживания за тех, кто завтра будет достойным наследником человечества. А для этого необходима не только информация и технологии, но развитие Человека в единстве всех его интеллектуальных и чувственно-эмоциональных способностей.
Цель и основная проблема. Поэтому в развитии наследия Н. Н. Моисеева, его системы «Учитель» и шире — всего отечественного образования — актуализируется раскрытие тех парадигм и проблемных полей, которые работают на оздоровление мира человека и всей среды его жизни, как внешней — природной и социокультурной, так и внутренней — культурной, психической, физиологической в их органическом единстве.
Такая постановка вопроса определяет новизну данного исследования. Отрефлексировать и изучить эти проблемы необходимо и возможно только в контексте логики философии космизма и ее развития в пространстве экофилософии, понятой на основе принципиально нового синтеза всех эко-ориентированных дисциплин: философии экологии природы, человека, общества, культуры и космоса. [5]. Эко — этимологически — Дом, и сохранить наш единственный и дорогой Земной Дом — значит сохранить здоровым Экомир Человека и планетарного бытия.
Наукой, начиная с исследований мыслителей-космистов XIX в., развитых в XX столетии — К. Э. Циолковского, Н. Ф. Федорова, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского и др. — убедительно доказано единство, объективно существующая и непрерывно изменяющаяся сложно-организованная гармония всех ритмо-волновых процессов, частью которых является человек и общество. Пульсация общественной, индивидуальной жизни и «жизни» системы образования, как и все уникально-неповторимые процессы, всех социальных институтов «встроены» в пространство большой системы, где все отношения оказываются взаимосвязанными элементами единого целого, получая свою неслучайную энергию, направленность и траектории развития [6]. Организация жизни всей России, каждого региона, сообщества, нации и отдельного человека, как и их динамика — части, аспекты или свойства бытия жизни Земли, которая в свою очередь органически связана с ритмическими и энергетическими пульсациями Вселенной. И особенность жизни субъекта в том, что все изменения в ней всегда соответствуют нашей гибкости, способности адаптироваться к изменениям в природнокультурной структуре нашего мира. Но верно и обратное: жизнь, бытие, вся природно-культурная целост- ность — результат и упорядочивание наших мыслей, идей, проектов, направленности деятельности и ее изменений.
Вопрос о сохранении и укреплении популяционного здоровья России, включая психическую устойчивость населения в стрессогенных условиях современной жизни — проблема не только медиков и психологов, а всего общества. И одно из первых мест здесь занимает аспект организации экологически чистой среды, в которой формируется человек: среды природной, культурной, образовательной.
Между тем, сегодня, как отмечают С. А. Степанов и А. М. Тарко, «следствием недостаточности мер по устранению причин крайне неблагополучного состояния окружающей среды и снижению накопленного экологического ущерба является то, что 55 млн. человек (более 1/3 населения страны) проживают в экологически неблагоприятных условиях… происходят существенные потери здоровья населения в виде увеличения смертности и заболеваний, а также сокращения продолжительности жизни» [7].
Для оздоровления человека и всего духовно-культурного мира России, развития системы отечественного образования чрезвычайно актуально освоение и развитие экофилософии — мировоззрения, базирующегося на понимании смысла космизма, включая космизацию человеческой деятельности.
Экофилософия — путь к пониманию значения и жизне-спасительного смысла популяционного здоровья как философской категории, в своем содержании концентрирующей не только медицинские, но и социальные, экономические, экологические и культурные аспекты жизни общества. А отсюда — востребованность многочисленных междисциплинарных исследований, объединяющих на этой жизнесохраняющей и человеко-развивающей основе достижения экологии, медицины, социологии, экономики, психологии, физиологии, этики, эстетики, логики и т. д.
Популяционное здоровье — это интегральный показатель, отражающий меру благополучия населения во всех измерениях жизни — физических, психических и социокультурных.
Интеграция стратегий научного анализа популяционного здоровья России
Очевидно, что сегодня исследование этого концептуального пространства в России связано с решением ключевых экономических, политических и образовательных вызовов, что детерминирует сложный «клубок» взаимно переплетающихся проблем, требующих системноцелостного решения.
Прежде всего, по всем каналам СМИ, образования, культуры необходима правдивая и достаточно полная информация о реальном состоянии популяционного здоровья и демографической ситуации в России, открывающей не только количественные, но и ее качественные параметры. Это — условие дальнейших правильных шагов в оценке ситуации и разработке междисциплинарной системы оздоровления.
Второе, это изучение традиций философии целостности, диалектики, холизма, русского и мирового космизма, на которые можно надежно положиться как на методологическую базу. Тогда проясняется смысл высказывания Гиппократа, на котором традиционно базировалась вся медицинская культура: болезни излечивает природа, врач только помогает ей.
+
Фундаментальная основополагающая мысль в аспекте методологии, например, сформулированная Н. Ф. Федоровым: «через нас, через разумные существа природа достигнет полноты самосознания и самоуправления» [8].
Не случайно это положение — одно из самых важных и в концепции развития России и отечественного образования Н. Н. Моисеева, поскольку в нем показана роль интеллекта и способности представляющего его Разума не допускать нарушений логики универсальноэволюционного процесса развития, которые возникают от спонтанной активности или узко-прагматических задач субъектов, не осознающих связи своей деятельности с направлениями и ритмо-волновыми процессами универсальной эволюции.
Возможность и необходимость корректировки наших связей с миром основана на том, что, по Н. Н. Моисееву, «человек, погруженный в эти связи, способен, сам того не желая, влиять на происходящее… Вот почему мне представляется, что в основе всех построений современного рационализма должно лежать утверждение: Вселенная представляет собой некую единую систему, т. е. все ее элементы, все явления так или иначе связаны между собой хотя бы силами гравитации… И человек является неотделимой частью этой суперсистемы» [9].
Отсюда вытекает и более глубокое понимание мысли В. И. Вернадского, высказанной в работе «Несколько слов о ноосфере» об ответственности человека, когда он осознал роль науки в контексте ноосферы, себя в качестве реальной геологической силы, способной изменить лик Земли [10].
Вот почему в контексте традиций философии космизма, экофилософии, науки и образования популяционное здоровье становится не только медицинской, но и философской, культурной и просветительско-образовательной категорией.
Однако очевидно, что только повторение уже накопленного опыта в этой работе по укреплению популяционного здоровья страны недостаточно: нужны и новые знания. И одним важных направлений здесь может оказаться, например, экологическая медицина — «новое направление медицинской науки, находящееся на стыке медицины и экологии; комплексная научная дисциплина, рассматривающая все аспекты воздействия окружающей человека среды на его здоровье… с центром внимания на средовых заболеваниях, изучающая общие закономерности взаимодействия окружающей среды с людьми в сфере их здоровья, а так же взаимодействия между факторами риска внешней среды и здоровьем человека. Экологическая медицина может рассматриваться как медицинская специальность или отрасль более широкой области гигиены окружающей среды» [11].
Но еще более важным направлением нового знания, направленного на решение проблем популяционного здоровья современной России и отечественного образования, является экофилософское осмысление экоантропологии в ее космическом измерении. Эта работа, начатая под руководством новосибирского академика В. П. Казначеева, дала основания для недооцениваемых сегодня открытий и выводов.
«Социально-демографическое, социально-этическое будущее человечества, его выживание, здоровье на планете Земля вместе с биосферой — это космофизическая проблема, …это проблема космофизического будущего человечества, оно должно быть продолжено в том же стиле, в каком начиналось в отечественной космогонии, начиная от Н. А. Умова, В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского и других ученых, — это новое поле науки, космическая антропоэкология» [12].
Доступным и понятным всему обществу в логике космической экоантропологии должен стать главный вывод, касающийся популяционного здоровья: здоровье нашей страны, системы образования, нации, каждого человека — это звено в развитии Жизни Земли, а не автономная структура. И здоровье каждого человека, как и популяционное здоровье России — не только индивидуальная, но и общественная задача, связанная с преодолением хаоса и установлением, обновлением типа гармонии в мире и во всей Вселенной.
А потому и целью развития науки, философии и образования становится развитие таких форм и разработка таких технологий, которые ориентированы на изучение, осуществление и укрепление популяционного здоровья России. И тут Н. Н. Моисеев, безусловно, прав, настаивая: «наука должна быть направлена не только на удовлетворение сиюминутных потребностей, но и на формирование стратегических целей, связанных с сохранением жизни на Земле» [13]. А главная стратегическая цель — сохранение Разумной Жизни Человека на Земле.
Наука, культура и образование, следовательно, оказываются формами профилактики и укрепления популяционного здоровья, в то время как медицинские технологии, основанные на достижениях информатики, искусственного интеллекта, генетики, нано- и биотехнологий позволяют лечить заболевания, но не предотвращать их. Эти направления науки и деятельности, следовательно, взаимно дополняют друг друга.
И что еще более важно: связывая перспективы развития России и всей современной цивилизации с этими философско-космическими требованиями и заботой о сохранении Эко — родного дома землян, Н. Н. Моисеев показывает, что самым перспективным путем выхода из современного кризиса является разработка «переходной программы изменения общества и окружающей среды, которая должна опираться как на программу технического перевооружения общества, так и на множество социальных программ — образования и переустройства общества, его потребностей, менталитета и выработки некоторого нравственного императива… Другими словами, необходима некоторая стратегия человечества» [14].
Иначе говоря, стратегия России, как и всего человечества должна иметь два основных аспекта: это — технико-технологическое перевооружение и преобразование самого человека, т.е. утверждение в сознании людей новой культуры и нравственности.
Кроме того, важной частью в проекте укрепления популяционного здоровья России, естественно, становится и забота обо всей окружающей природной среде и шире — о биосфере, последовательное формирование ориентиров на гармонизацию всех отношений человека с природой — как аспектами повышения здоровья населения. Улучшение экологической ситуации в России, таким образом, — также исключительно востребованное условие повышения популяционного здоровья.
Напомню в этой связи мысль Н. Н. Моисеева о том, что государство не может решить все проблемы в одиночку, здесь совершенно необходимо включение и активное участие гражданского общества, также осознающего ответственность за будущее страны [15]. Общественные инициативы, экологическое просвещение и развитие волонтерских программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни, — все это крайне востребованные «инструменты» повышения популяционного здоровья России.
Таким образом, даже при первом приближении проясняется потенциал философии космизма, экофилософии, науки и образования, объединяющих свою направленность на основе общей цели оздоровления внутренней жизни страны. Качественное образование и широкая просветительская система, как видим, имеют основания для того, чтобы стать своего рода драйвером или программой управления всем многообразием процессов, влияющих на популяционное здоровье, необходимых и достаточных для профилактики и оздоровления всей внутренней жизни России.
Но эффективность модели этого типа управления может быть достигнута только на основе экорациональ- ности — нового типа теоретического мышления и деятельности, в основе которой лежит сформулированный Н. Н. Моисеевым экологический императив — требование новой разумно-этической нормы [16].