Позднеэнеолитические керамические комплексы лесостепного Заволжья

Бесплатный доступ

В работе дается технико-типологическая характеристика основных комплексов позднеэнеолитической посуды лесостепного Заволжья. Выделяются три различных комплекса: чекалинский, гундоровский и «керамика с внутренним ребром». Керамика чекалинского типа представлена слабопрофилированными сосудами с примесью раковин в тесте, орнамент составлен в основном из оттисков короткого и среднего гребенчатого штампа, ямочных вдавлений. Посуда гундоровского типа имеет слабопрофилированную и горшковидную формы, примесь в виде раковин и пера в тесте, орнаментирована отпечатками среднего гребенчатого, рамчатого штампов, веревочкой. Сосуды типа «керамика с внутренним ребром» горшковидной и баночной формы, в тесте раковины и перо, орнамент состоит из отпечатков мелкой гребенки, гладкого штампа, насечек, ямок. Определяется круг аналогов чекалинской керамики - материалы энеолита лесной и лесостепной полосы Поволжья и Приуралья. Прослежены черты сходства гундоровской посуды с лесостепными воротничковыми энеолитическими изделиями, а также с комплексами волосовской культуры лесной зоны Среднего Поволжья. Отмечены параллели между «керамикой с внутренним ребром» и среднестоговскими, алтатинскими, турганикскими материалами лесостепи, однако полного сходства по всему набору признаков не обнаружено. Определено время бытования указанных позднеэнеолитических комплексов: последняя четверть V- первая половина IVтыс. до н.э. Сделан вывод о генетической связи чекалинской керамики с поздними гребенчатыми сосудами средневолжской неолитической культуры. Гундоровская посуда восходит к воротничковым энеолитическим комплексам типа Лебяжинка III. Формирование «керамики с внутренним ребром» происходило на основе лесостепных культур развитого энеолита.

Еще

Поздний энеолит, хронология, керамика, лесостепное заволжье, радиоуглеродная дата, орнаментация

Короткий адрес: https://sciup.org/145145852

IDR: 145145852   |   DOI: 10.17746/1563-0102.2018.46.1.027-033

Текст научной статьи Позднеэнеолитические керамические комплексы лесостепного Заволжья

Об энеолите лесостепного Заволжья стало возможным говорить после исследования в 70-е гг. XX в. Съезжинского и Хвалынского могильников, а также Алексеевской и Старо-Елшанских стоянок. На основе этих комплексов выделены два этапа: ранний – мариупольский и поздний – древнеямный [Васильев, 1978]. Поздний этап представлен находками со стоянок со смешанным культурным слоем. Круг аналогов им очерчивался артефактами лесных культур Поволжья и Прикамья. Несколько позднее по коллекциям памятников в бассейне р. Ток Н.Л. Моргуновой были выделены токский и турганикский типы [1995]. Часть позднеэнеолитических материалов, обнаруженных в бассейне р. Сок, связывалась с волосовской и но-воильинской культурами лесного Поволжья и Прикамья. На данных лесостепных памятниках была отмечена также керамика репинского и алексеевского культурных типов степного ареала. Следует отметить, что многие характеристики токского и турганикского типов совпадали. Описания некоторых комплексов не соответствовали характеристике посуды основного ареала культуры. Ввиду отсутствия радиоуглеродных дат хронологическая принадлежность большинства комплексов определялась на основании сопоставления с материалами сопредельных территорий. Поздний энеолит лесостепной зоны Среднего Поволжья рассматривался как достаточно продолжительный период сосуществования различных по происхождению типов культур [Васильев, 1990; Васильев, Овчинникова, 2000; Овчинникова, 2006]. В последние годы был выделен особый тип позднеэнеолитической посуды – «керамика с внутренним ребром» [Королев, Овчинникова, 2009].

Характеристика комплексов

В лесостепном Заволжье известно 14 памятников, содержащих позднеэнеолитические материалы. Они рас-

положены в бассейне рек Сок и Самара, а также ее притоке р. Ток (рис. 1). Все стоянки содержат материалы не только периода позднего энеолита, но и других эпох. Данное обстоятельство затрудняет выделение в коллекциях каменных орудий, относящихся к позднему энеолиту, и вынуждает уделять основное внимание керамическому инвентарю. Наиболее представительные серии позднеэнеолитической посуды имеются в коллекциях Гундоровского поселения, Ивановской, Большера-ковской II, Чекалинской IV стоянок. Энеолитические комплексы токского и турганикского типов Ивановской стоянки всесторонне рассмотрены в ряде работ Н.Л. Моргуновой [1989, 1995, 2011], поэтому целесообразно сосредоточить внимание на материалах Гун-доровского поселения, стоянок Чекалино IV, Большая Раковка II, делящихся по технико-типологическим характеристикам на три группы.

Первый комплекс керамической посуды представлен в о сновном материалами стоянок Чекалино IV и Большая Раковка II. Небольшое количество данной керамики обнаружено на стоянках Чесноковка II, Попово Озеро и Лебяжинка IV. Посуда серо-коричневого цвета. В качестве примеси в тесто добавлялась дробленая раковина. На внутренней поверхности нередко имеются следы расчесов гребенчатым штампом. По форме сосуды прикрытые, прямостенные и котловидные. Венчики с утолщением на внешнюю и внутреннюю стороны, прямые, слабо- и среднеотогнутые наружу. Единичен венчик Т-образной формы. Днища округлые и уплощенные. Узоры сформированы оттисками гребенчатого, ячеистого, серповидного, гладкого штампов и ямок различных форм. Орнаментальные мотивы представлены следующими видами: горизонтальный зигзаг и ряды оттисков наклонно и прямо поставленного штампа, сочетание горизонтальных рядов оттисков наклонно по ставленного короткого и среднего или длинного гребенчатого штампов, ряды ямок и горизонтальные ряды оттисков наклонно поставленного штампа, горизонтальные полосы и горизонтальные ряды оттисков наклонно или прямо поставленного штампа и др. (рис. 2).

Наиболее многочисленный второй комплекс керамики отно сится к Гундоровским поселениям. Отдельные сосуды данного типа имеются в коллекциях стоянок Большая Ра-ковка II и Лебяжинка IV. Посуда коричневого, серого и темно-серого цвета. Она изготовлена

Рис. 1. Позднеэнеолитические памятники лесостепного Заволжья.

1 – Чекалино IV; 2 – Чесноковка II; 3 – Попово Озеро; 4 – Лебяжинка IV, VI; 5 – Большая Раковка II; 6 – Максимовская стоянка; 7 – Старо-Елшанская II стоянка, Старо-Ел-шанская береговая стоянка; 8 – Виловатое; 9 – Ивановское поселение; 10 – Турганикская стоянка; 11 – Гундоровка.

Рис. 2. Позднеэнеолитическая керамика лесостепного Заволжья.

1–6 – Чекалино IV [Королев, 2011, рис. 3–5]; 7–11 – Большая Раковка II; 12 – Чесноковка II.

с добавлением в тесто дробленой раковины и птичьего пера. Сосуды яйцевидной, котловидной и горшковидной формы. Последняя является преобладающей. Венчики прямые, с утолщением на внешней стороне, открытые, в различной степени отогнутые наружу, Г- и Т-образные. Преобладают слабоотогнутые венчики. Днища округлые или уплощенные. В орнаментации доминируют гребенчатые оттиски. Встречаются отпечатки рамчатого штампа, веревочки, а также ямки. Наиболее распространенными мотивами являются горизонтальные ряды оттисков наклонно и прямо поставленного гребенчатого штампа, горизонтально расположенные ряды ямок, неоконтуренные ромбы, шагающая гребенка (рис. 3).

Третий комплекс керамической посуды («керамика с внутренним ребром») широко представлен в коллекциях стоянки Чекалино IV и Гундоровского поселения. Отдельные сосуды этого типа выявлены в коллекциях стоянок Лебяжинка IV, Чесноковка II, Большая

Раковка II и Виловатовская. Керамика серого и коричневого цвета. В тесте имеются дробленые раковины и птичье перо. На внешней и внутренней стороне отмечены расчесы. Сосуды горшковидной и баночной формы. Венчики прямые или отогнутые наружу. В месте отгиба нередко находится внутреннее ребро. Керамика орнаментирована мелкой гребенкой, оттисками гладкого штампа, насечками, мелкими ямками различной формы. Имеются сосуды без орнамента. Среди мотивов орнамента распространены горизонтальные ряды из прямо и наклонно поставленных оттисков гребенчатого штампа, наклонные и вертикальные ряды отпечатков штампа, горизонтальный зигзаг, образованный оттисками гребенчатого штампа, горизонтальные линии из оттисков гладкого штампа, горизонтальные пояски из отпечатков гребенчатого штампа, «решетка», заштрихованные треугольники и др. Такие сочетания мотивов часто представлены на одном сосуде (рис. 4).

чппшптп mfWWfU

Рис. 4. Позднеэнеолитическая керамика лесостепного Заволжья.

1-7 - Гундоровское поселение [Васильев, Овчинникова, 2000; Королев, Овчинникова, 2009]; 8-11 - Чекалино IV [Королев, 2009].

Рис. 3. Позднеэнеолитическая керамика Гундо-ровского поселения в лесостепном Заволжье. 1-4 - [Овчинникова, 1991]; 5 , 8, 9 - [Васильев, 1990]; 6 - [Васильев, Овчинникова, 2000; 7 , 10 - рисунки автора.

Культурно-хронологическая принадлежность

Сосуды первого комплекса со стоянок Чекалино IV и Большая Раковка II по форме, фактуре, примесям в тесте, элементам и мотивам орнамента проявляют наибольшее сходство с посудой поселений Елшанка XI на р. Свияге [Вискалин, 2008], Барские Кужеры III на р. Илеть [Никитин, 1991], Дубовая Грива II и Игим-ская в Икско-Бельском междуречье [Шипилов, 2012], Муллино [Матюшин, 1982, с. 196–215] и Средняя Ока [Морозов, 1982] в Приуралье, Ивановской стоянки на р. Ток. Это позволяет рассматривать керамику этого (чекалинского) комплекса в одном ряду с материалами указанных памятников.

Сосуды второго (гундоровского) комплекса имеют, с одной стороны, общие черты с посудой развитого энеолита лесостепного Поволжья (стоянка Лебяжин-ка III [Овчинникова, 1995]), с другой – с волосовскими материалами лесной зоны Среднего Поволжья (стоянки Токаревская [Халиков, 1960, с. 50], Руткинское и Ахмыловское поселения [Никитин, 1991]). С во- ротничковой керамикой поселения Лебяжинка III сосуды гундоровского комплекса близки по таким характеристикам, как примесь пера и раковины в тесте, форма изделий, преобладание гребенчатой орнаментации, мотив «шагающая гребенка», горизонтальные ряды оттисков штампа и др. Общими для волосовской и гундоровской керамики являются примесь в тесте, Т- и Г-образные венчики, орнаментация из оттисков рамчатого штампа, мотивы в виде крестов и неокон-туренных ромбов.

Керамика третьего комплекса («керамика с внутренним ребром») по некоторым признакам (горшковидная форма сосудов, характер оформления горла, расчесы на поверхности, использование коротких и средних узких гребенчатых орнаментиров, гладкого штампа, оформление мелкой ямкой) сходна со средне-стоговской посудой Примокшанья [Королев, Ставиц-кий, 2006, с. 9–25] и частью керамической коллекции поселения Пшеничное, относимого автором раскопок памятника к алтатинской культуре [Юдин, 1989, с. 152–154]. « Керамику с внутренним ребром» сближают с посудой турганикского типа форма изделий,

Радиоуглеродные даты керамических комплексов позднеэнеолитических памятников лесостепного Заволжья

Памятник

Шифр лаборатории

14С-дата, л.н.

Тип керамики

Источник

Чекалино IV

Кi-14572

Кi-14573

5 270 ± 80

5 320 ± 80

«С внутренним ребром»

[Королев, Шалапинин, 2014]

Гундоровка

Кi-16280

Кi-16278

Кi-16279

SPb-772

SPb-767

SPb-768

SPb-769

SPb-766

5 290 ± 70

5 270 ± 80

5 380 ± 70

5 412 ± 100

5 035 ± 100

5 230 ± 100

5 488 ± 200

5 300 ± 100

Гундоровский

Чекалино IV

Ki-15775

Ki-14571

Ki-16440

Ki-16439

Ki-14574

Ki-15774

6 620 ± 80

5 840 ± 80

5 050 ± 80

5 065 ± 70

5 240 ± 80

5 470 ± 140

Чекалинский

Чесноковка II

SPb-1056

5 024 ± 120

Ивановское поселение

Ki-15069

Ki-15088

Ki-14515

4 860 ± 80

4 790 ± 80

5 920 ± 80

Турганикский

[Моргунова и др., 2010]

Ki-15068

Ki-15089

Ki-15070

4 930 ± 80

4 940 ± 80

5 070 ± 80

Токский

Турганикское поселение

Ki-14517

5 830 ± 70

орнаментация, включающая горизонтальные линии, зигзаги, ряды косо и прямо поставленных оттисков, заштрихованные треугольники, ряды ямок овальной и округлой формы. Однако ни с одним из указанных керамических комплексов « керамика с внутренним ребром» не обнаруживает сходства по всему набору признаков. Таким образом, «керамика с внутренним ребром» представляет собой самобытное культурное явление энеолита лесостепного Заволжья.

В настоящее время для позднего энеолита лесостепного Заволжья имеется 24 радиоуглеродные даты. Результаты датирования неоднократно анализировались [Моргунова и др., 2010; Моргунова, 2011; Королев, Шалапинин, 2014; Мосин и др., 2014] (см. таблицу ). Поздний этап энеолита лесостепного Заволжья можно отнести к 4 300–3 700 гг. до н.э. при вероятности 68,2 % или к 4 450–3 500 гг. до н.э. при вероятности 95,4 %.

Происхождение позднего энеолита лесостепного Заволжья

Радиоуглеродные даты для находок из лесостепной зоны Заволжья предшествуют наиболее ранним определениям по 14С для материалов лесной зоны Среднего Поволжья [Королев, Шалапинин, 2010], что не позволяет связывать появление в рассматриваемом районе чекалинских и гундоровских изделий с мигрировавшим с северных территорий волосовским или гаринским населением. По мнению И.Б. Васильева, традиция изготовления керамики токского типа сложилась на местной лесостепной основе [1990, с. 67]. С учетом данного предположения можно рассматривать и генезис чекалинской керамики. Так, поздние радиоуглеродные даты гребенчатых комплексов стоянки Лебяжинка IV (5 420 ± 80 (Ki-14082), 5 360 ± 90 (Ki-14121)) [Выборнов и др., 2008, с. 104] практически совпадают с 14С-определениями че-калинской керамики. Такие признаки чекалинской посуды, как прямостенная форма, пояски ямок под венчиком, плотная орнаментация, выполненная гребенчатым штампом; мотив, сочетающий оттиски короткого и среднего гребенчатого штампов, и др., прослежены и на изделиях гребенчатых комплексов средневолжской культуры.

Для решения вопроса о генезисе гундоровского комплекса первостепенное значение имеют находки с поселения Лебяжинка III, поскольку обе коллекции, как отмечалось выше, обладают общими признаками. Следует отметить, что в коллекции Гундоровско-го поселения имеется серия воротничковой керамики, тождественной лебяжинской посуде [Королев, Ша-лапинин, 2008]. Последняя, в свою очередь, близка к основному позднеэнеолитическому комплексу данного поселения (примесь, форма сосудов, орнамен- тация). Гундоровская керамика обладает некоторыми чертами, отличающими ее от классических волосов-ских образцов: горшковидная форма, поясок ямок под венчиком, оформление шагающей гребенкой. По происхождению эта специфика связана с лесостепными комплексами. Среди материалов волосовской культуры Среднего Поволжья особенно четкие отличия от гундоровской керамики проявляют ранние сосуды памятников майданской группы: они исключительно прямостенные, орнаментированы короткими овальными и средними гребенчатыми штампами и др. [Никитин, 1991]. Таким образом, формирование гун-доровского комплекса относится к энеолиту лесостепного Заволжья.

Наиболее сложен вопрос о происхождении «керамики с внутренним ребром». По мнению А.И. Королева, ее появление связано с приходом среднесто-говского населения с территории Подонья [Королев, 2009]. Однако памятники с « керамикой с внутренним ребром» расположены на значительном расстоянии от ареала среднестоговской культуры. К востоку от Примокшанья, в Посурье, среднестоговских памятников не обнаружено. Типологическую близость между керамикой турганикского типа и « керамикой с внутренним ребром» нельзя объяснить наличием в той и другой среднестоговского компонента. Поэтому гипотеза о влиянии на население популяций с запада Среднего Поволжья требует дальнейшей разработки. В литературе высказывалась мысль о местных истоках керамики турганикского типа [Моргунова, 1995, с. 77]. А.И. Королев и Н.В. Овчинникова допускали формирование традиции изготовления « керамики с внутренним ребром» под влиянием традиций создания ивановской и хвалынской по суды [2009, с. 303]. Так, некоторые хвалынские и ивановские сосуды имеют внутреннее ребро, плотную горизонтально-зональную орнаментацию, часто расположенную только в верхней части сосуда. Близки и некоторые орнаментальные мотивы, такие как горизонтальные прочерченные линии, пояски мелких ямок, наклонные ряды оттисков, горизонтальный зигзаг, заштрихованные треугольники и др. На ряде венчиков « керамики с внутренним ребром» отмечены воротнички.

Выводы

Поздний энеолит лесостепного Заволжья представлен несколькими комплексами керамической по суды. Первый со ставляют чекалинские материалы, зафиксированные на р. Сок, и токские – на р. Самаре. По происхождению данные комплексы связаны с поздней гребенчатой керамикой средневолжской культуры. Второй комплекс (гундоровская керамика) локализуется в нижнем течении р. Сок и восходит к во- ротничковым энеолитическим материалам типа Лебя-жинка III. Третий комплекс включает турганикские материалы с р. Самары и «керамику с внутренним ребром» с р. Сок. Они восходят к лесостепным энео-литическим культурам. Поздний энеолит лесостепного Заволжья датируется последней четвертью V – первой половиной IV тыс. до н.э.

Исследование выполнено в соответствии с государственным заданием Министерства образования и науки РФ (проект № 33.1907. 2017/ПЧ).

Список литературы Позднеэнеолитические керамические комплексы лесостепного Заволжья

  • Васильев И.Б. Южные районы лесостепного Поволжья в волосовское время//Археология и этнография Марийского края. -Йошкар-Ола: Мар. науч.-исслед. ин-т, 1978. -Вып. 3. -С. 169-184.
  • Васильев И.Б. Поздний энеолит лесостепного Поволжья//Энеолит лесного Урала и Поволжья. -Ижевск: Удмурт. ин-т ист., яз. и лит. УрО РАН, 1990. -С. 52-69.
  • Васильев И.Б., Овчинникова Н.В. Энеолит//История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Каменный век. -Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2000. -С. 216-277.
  • Вискалин А.В. Комплекс лесного энеолита в лесостепных районах Волго-Уральского междуречья//Археология восточноевропейской лесостепи. -Пенза, 2008. -Т. II, вып. 2. -С. 39-49.
  • Выборнов А.А., Ковалюх Н.Н., Ластовский А.А., Мамонов А.Е., Моргунова Н.Л., Скрипкин В.В. Новые радиоуглеродные даты для неолита лесостепного Заволжья//Археология восточноевропейской лесостепи. -Пенза, 2008. -Т. I, вып. 2. -С. 96-105.
Статья научная