Православной кантаты и его реализация: «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма»

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу танеевских кантат «Иоанн Дамаскин» (ор. 1) и «По прочтении псалма» (ор. 36) с позиции музыкального воплощения идей, созвучных русской религиозной философии. Осмысление Танеевым творчества как духовно преображающей, просветляющей деятельности, способной соединять людей любовью, предопределяет христианскую трактовку жанра кантаты. Автор статьи обращает внимание на сходство текстов А. К. Толстого («Иоанн Дамаскин») и А. С. Хомякова («По прочтении псалма»), избранных Танеевым для кантат, являющихся поэтической интерпретацией жанров восточнохристианской гимнографии - стихиры и псалма. В статье показано и смысловое единство поэтических источников кантат, в содержании которых утверждается вечность духовной братской любви - любви к ближнему. В совершенной любви открывается и осуществляется истинное бытие. Автор утверждает, что идейное единство поэтического слова предопределило и интонационное сходство кантат. Воплотив идеи Богочеловеческого единения в хоровом звучании, Танеев, тем самым, переосмыслил жанр кантаты в национальном ключе.

Еще

Русская музыка, с. и. танеев, жанр кантаты, интонационный строй, принципы интонационного развития, идея, семантика, православие, национальная традиция

Короткий адрес: https://sciup.org/14489916

IDR: 14489916

Статья научная