Правовая политика Кыргызстана в сфере международного экономического сотрудничества и права народов на экономическое самоопределение

Автор: Джумагулов Айдар Муратович, Байгазиева Дамира Мамыткановна, Мунарбекова Айтурган Мунарбековна

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 5 т.8, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье сформулировано авторское понимание правовой политики Киргизской Республики в сфере международного экономического сотрудничества в контексте реализации прав народа на экономическое самоопределение, в том числе права распоряжаться своими природными ресурсами.

Правовая политика, международное экономическое сотрудничество, права на экономическое самоопределение, принцип сотрудничества государств

Короткий адрес: https://sciup.org/14123922

IDR: 14123922   |   DOI: 10.33619/2414-2948/78/68

Текст научной статьи Правовая политика Кыргызстана в сфере международного экономического сотрудничества и права народов на экономическое самоопределение

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice

УДК 341.231.12                                     

Особой и одной из основных форм государственной правовой политики в сфере международных отношений является правовая политика в сфере международного экономического сотрудничества. Авторы полагают возможным определить данный вид правовой политики как деятельность по созданию эффективного организационно-правового механизма реализации внешних экономических функций государства, основанного на сочетании национальных интересов, принципов и норм международного экономического права, а также международно-правовых норм, обязательства по соблюдению которых приняла на себя Киргизская Республика. Принципы правовой политики в сфере международного экономического сотрудничества, по мнению авторов, представляют собой совокупность общепризнанных принципов международного права, специальных принципов отраслей и институтов международного экономического права, обязательства по соблюдению которых закреплены в национальной правовой системе (положениях Конституции, нормативных правовых актах и актах политико-программного характера Киргизской Республики).

Правовая политика в сфере международного экономического сотрудничества должна развиваться в рамках реализации права народа на экономическое самоопределение. Это право является важным элементом права народов на самоопределение и представляет собой совокупность норм и принципов, защищающих свободу экономической деятельности, суверенитет над естественными богатствами и ресурсами и обеспечивающих равноправный и взаимовыгодный характер международного экономического общения [1].

Право на экономическое самоопределение, как и право на политическое самоопределение, также реализуется в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Во внешней сфере право народа на самоопределение означает, прежде всего, право на достижение экономической независимости в международных отношениях как суверенного и равноправного субъекта международного права.

Во внутреннем аспекте право на экономическое самоопределение регулируется нормами внутригосударственных правовых институтов. Например, Конституция Кыргызстана (ст. 16) определяет: «Земля, ее недра, воздушное пространство, воды, леса, пастбища, растительный и животный мир, другие природные ресурсы являются исключительной собственностью Киргизской Республики. Земля и природные ресурсы используются как основа жизни и деятельности народа; для сохранения единой экологической системы и устойчивого развития они находятся под контролем и особой охраной государства. Земля, за исключением пастбищ и лесов, может находиться в частной и муниципальной формах собственности. Земля не может находиться на праве частной собственности иностранных граждан и юридических лиц с иностранным участием» [2].

В качестве основных средств достижения народами экономической независимости в международно-правовых документах указываются исключение дискриминации в международном экономическом сотрудничестве, равноправие в международных экономических отношениях; достижение экономической самостоятельности народа или нации, установление неотъемлемого суверенитета над своими богатствами и природными ресурсами, право на национализацию и контроль за деятельностью иностранного капитала и транснациональных корпораций.

Во внутренней сфере основным элементом права народов на экономическое самоопределение является, как указывалось выше, принцип неотъемлемого суверенитета над национальными богатствами и природными ресурсами. Этот принцип закреплен в резолюции ГА ООН 1314(ХIII) от 12 декабря 1958 г., в которой постоянный суверенитет над богатствами и природными ресурсами народов признается в качестве «основного элемента права на самоопределение», в резолюции 1803 от 14 декабря 1962 г. «Неотъемлемый суверенитет над природными ресурсами» и в резолюции 2158 (ХХI) от 25 ноября 1966 г. «Право народов свободно распоряжаться своими природными богатствами и ресурсами». Наиболее последовательно этот принцип изложен в Хартии экономических прав и обязанностей государств, в Декларации об установлении нового международного экономического порядка, а также в Лимской Декларации и Плане действий в области развития и промышленного сотрудничества, принятых 26 марта 1975 г. в рамках ЮНИДО (п. 29) [3].

Основными особенностями права распоряжаться своими природными ресурсами является непрерывный и неограниченный характер действия этого права. Непрерывность действия указанного права касается, в первую очередь, случаев предоставления концессий иностранным компаниям на разработку национальных ресурсов: несмотря на временное предоставление концессии, право государства распоряжаться своими природными ресурсами никогда не может быть передано полностью.

Закрепление принципа неотъемлемого суверенитета над природными ресурсами в качестве конвенционной нормы международного права связано с принятием двух международных пактов по правам человека 1966 г. Так, в ст. 1 и ст. 25 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах, а также в ст. 1 и ст. 47 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливается норма, в соответствии с которой все народы не только свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие, но и «для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами. Ни один народ не может быть лишен принадлежащих ему средств существования» [3].

Толкование положений указанных статей в контексте юридического содержания права народов на самоопределение и особенностей его раскрытия в разноуровневых международно-правовых актах приводит юристов к выводу о том, что одним из важнейших элементов реализаций права на экономическое самоопределение является право народов распоряжаться своими природными богатствами и ресурсами еще до того, как им создано собственное государство. Как подчеркивает Г. Б. Старушенко, народ в лице его политической организации или от имени сообщества государств может поставить вопрос о пресечении расхищения естественных ресурсов и о выплате ему в лице его законных представителей компенсации за вывезенные с его территории богатства [4].

При этом, полагаем необходимым отметить, что право народов на неотъемлемый суверенитет над своими природными ресурсами должно обязательно коррелировать и соотноситься с суверенными правами и интересами других государств (народов), принципами сотрудничества государств, мирного разрешения международных споров, принципом учета интересов других стран при использовании собственных природных ресурсов, и др..

Список литературы Правовая политика Кыргызстана в сфере международного экономического сотрудничества и права народов на экономическое самоопределение

  • Brownlie I. Principles of public international law // VRÜ Verfassung und Recht in Übersee. 1980. V. 14. №1. P. 92-93.
  • Хлестов О. Н., Родионов Ю. А. ЮНИДО: ООН по пром. развитию. М.: Междунар. отношения, 1990. 182 с.
  • Гостев С. С. Равноправие и самоопределение народов в современном международном праве // Вестник Московского университета МВД России. 2014. №8. С. 5-8.
  • Старушенко Г. Б. Принцип равноправия и право народов распоряжаться своей судьбой // Курс международного права в семи томах. Т. 2. М., 1989. С. 188-190.
Статья научная