Правовая процедура как элемент юридического процесса

Автор: Химич Т.В.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Актуальные вопросы политики и права

Статья в выпуске: 10 (29), 2016 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140116313

IDR: 140116313

Текст статьи Правовая процедура как элемент юридического процесса

Юридический процесс представляет собой урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера. Особенности юридического процесса заключаются в следующем: во-первых, это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц; во-вторых, это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами; в- третьих, это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права)

характера. Юридический процесс — это сложная, длящаяся во времени деятельность, состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную последовательность. По содержанию он представляет собой цепь взаимосвязанных процессуальных действий и процессуальных решений, фиксируемых в соответствующих документах. По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть правотворческим и правоприменительным. Результат правотворческого процесса — нормативные правовые акты, а правоприменительного - принятие индивидуально-юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. Виды юридического процесса различаются прежде по отраслевому признаку. Конституция РФ закрепляет четыре вида процессов: гражданский, уголовный, административный, конституционный. Как особая разновидность гражданского процесса в системе российского права существует арбитражный процесс. Следует иметь в виду, что процесс — более широкая категория, нежели процедура. Процедура характерна только для деятельности человека. Она формируется им осознанно в связи с необходимостью наиболее целесообразной организации совместной деятельности. Особое значение имеют процедуры в сфере действия права.

Специфика юридических процедур состоит в следующем:

  • 1.    Они отличаются государственно-властной природой. Их соблюдение обязательно для всех адресатов под страхом наказания и использования элементов «самозащиты», когда, например, достигнутый результат объявляется юридически ничтожным.

  • 2.    Устанавливаются правовыми нормами или индивидуальными юридическими актами (договоры поставки, купли-продажи и т.д.) в виде определённых моделей, программ поведения, направленных на достижение конкретного желаемого правового результата.

  • 3.    Выражаются в последовательном совершении этапных юридически значимых действий и адекватном использовании юридических средств.

  • 4.    Имеют вспомогательное значение, связанное с обеспечением надлежащей реализации норм материального и процессуального права. Вспомогательный характер юридических процедур во многом предопределяет их качественную характеристику и систему предъявляемых к ним требований. Во-первых, процедура должна быть достаточной и оптимальной для достижения планируемого результата. Недостаточность процедуры может вызвать рассогласованность поведения адресатов нормы, нарушение их прав и в конечном итоге — недостижение цели правового регулирования. Наиболее сложные процедуры используются для обеспечения охранительных отношений. Во -вторых, процедура должна отвечать требованиям законности, т.е. не должна противоречить правовым актам более высокой юридической силы и не должна изменять содержание

основных норм, реализацию которых она обеспечивает. В-третьих, процедура должна отвечать требованиям синхронности и согласованности с основными нормами. Для этого необходима не только содержательная согласованность, но и временная синхронизация. В-четвёртых, процедура должна отвечать требованиям доступности и простоты. Таким образом, юридическая процедура — это система последовательных юридически значимых действий, осуществляемых определенными субъектами с использованием допустимых законом средств по организации и оформлению надлежащего осуществления правовых норм. Юридические процедуры в зависимости от специфики регулируемых отношений могут оформляться как самостоятельным актом (правила бытового обслуживания населения, инструкция о порядке предоставления жилых помещений и т.д.), так и включаться в материальное или процессуальное право в виде отдельных статей или разделов. Юридическая процедура является первичным элементом юридического процесса.

Однако в теории права существует и другое видение относительно данного вопроса. Так, юридический процесс рассматривается как вид правовой процедуры. Так, В.Н. Протасов отмечал, что юридический процесс представляет собой разновидность юридической процедуры, направленную на выявление и реализацию материального охранительного правоотношения, что предопределяет своеобразие ее содержательных черт (обязательное наличие в составе властного субъекта; специфику опосредуемых мер; как правило, высокий уровень нормативной регламентации и др.), а главное -особый механизм связи с материально-правовой регулятивной сферой1.

В литературе представлены самые разные точки зрения по вопросу об их сущности. Так, И.М. Погребной рассматривал юридический процесс в качестве множества действий и правовых форм2. По оценке Т.В. Сахновой, процедура в самом общем смысле представляет собой ряд формализованных установлений, направленных на достижение ожидаемого и детерминированного результата3. Заметим, что ряд ориентированных на достижение результата формализованных установлений - это, скорее, не сама процедура, а ее нормативная модель, описание того, какой в идеале должна быть юридическая процедура.

Ученые сходятся во мнении о системном характере правовых процедур, однако вкладывают разные элементы в их содержание. Так, Т.Ю. Баришпольская говорит о том, что правовая (юридическая) процедура - это система складывающихся в определенной последовательности правовых отношений, направленных на достижение правового результата, который может выражаться в формировании юридических норм, образовании и прекращении существования субъектов права, предупреждении правонарушений либо в возникновении, реализации, изменении или прекращении определенного правоотношения, а также в иных правовых последствиях4. В данном случае правовая процедура - это система правоотношений, складывающихся между субъектами. Вместе с тем результат процедуры достигается не самим фактом существования правовых отношений, а совершаемыми в рамках процедуры действиями субъектов. Так, итогом именно действий субъектов правотворчества становятся юридические нормы, именно с действиями как юридическими фактами закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Поэтому в анализе правовых процедур основное внимание должно, на наш взгляд, быть уделено действиям (как элементам), а уже потом правоотношениям (как системным связям).

Многими авторами правовая процедура в целом и юридический процесс в частности рассматриваются в качестве системы (комплекса) урегулированных правом общественных отношений5. Так, В.Н. Протасов указывает на то, что правовая процедура - это система правовых отношений, служащая реализации другого, основного для процедуры правоотношения. Суть конкретного вида правовой процедуры, по его мнению, определяется характером правового отношения, реализации которого она служит... Для процессуальной процедуры (которая и есть юридический процесс) основным является материальное охранительное правоотношение, содержание которого в основном состоит во властном вмешательстве компетентного органа в механизм реализации материальных регулятивных норм с целью поддержания его нормального функционирования6. Этим обстоятельством определяется преобладание публично-правовых начал в любой юрисдикционной процедуре, в том числе и в цивилистическом процессе. Властное вмешательство компетентного органа в механизм реализации материальных регулятивных норм с целью поддержания его нормального функционирования предполагает безусловное подчинение приказам единого центра.

Но сами по себе отношения - это правовые состояния. Их развитие, смена происходят в результате совершения субъектами действий либо наступления событий, с которыми закон связывает наступление последствий в виде изменения правового состояния. По этой причине процесс как вид юридической процедуры - это не столько статичная совокупность правоотношений (урегулированных законом связей между субъектами), а система совершенных в определенной последовательности действий субъектов. Процедура - это в первую очередь система действий, и лишь потом правоотношений. Аналогичной позиции придерживается и Д.Я. Малешин, отмечая, что гражданский процесс - это в первую очередь деятельность, совокупность процессуальных действий7. Действия являются элементами процедуры, отношения же формируют связи между ними, статическую структуру процедуры как системы. Динамику системы обеспечивают действия, а в ряде случаев и события. Именно с ними как с юридическими фактами законодательство связывает наступление правовых последствий. Правовая процедура - это динамическая структура системы цивилистического процесса. Цивилистический процесс является системой складывающихся в определенной последовательности действий, направленных на защиту либо подтверждение существования определенного материального правоотношения, действий, с которыми нормы процессуального законодательства связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Процессуальные отношения, играя роль основных связей в системе цивилистического процесса, также формируют самостоятельную подсистему (систему связей). В этом смысле можно отчасти согласиться с высказанной в литературе позицией о том, что гражданский процесс - это система правоотношений, обязательным субъектом которой является юрисдикционный орган и которая направлена на выявление и реализацию гражданского охранительного правоотношения. Наличие в системе обязательного властного органа и цель системы в значительной мере предопределяют характер формирующихся связей. Как справедливо было отмечено В.Н. Протасовым, процесс выполняет служебную роль по отношению к охранительной правовой связи, цели последней для него стратегические, непосредственная же цель процесса состоит в выявлении охранительного правоотношения и его реализации. Поэтому место юридического процесса в правовой системе, его объем и задачи определяются содержанием охранительных правоотношений, которое характеризуется властным вмешательством компетентного органа в механизм реализации материальных регулятивных правоотношений для поддержания их функционирования. Помимо места юридического процесса, его объема и задач содержанием охранительных правоотношений определяется метод регулирования, преобладание в нем публичных начал. Вместе с тем характером материальных регулятивных правоотношений, для поддержания заданного функционирования которых осуществляется властное вмешательство компетентного органа, обусловлено соотношение частных и публичных начал в методе регулирования. Так, реализация материальных гражданских, семейных, трудовых охранительных правоотношений допускает инициативу их субъектов в реализации права на защиту, некоторую автономию в решении вопроса об объеме властного вмешательства. Реализация административных и иных публичных охранительных правоотношений, напротив, проникнута началами публичноправовыми - субординацией, централизацией, императивным характером нормативных предписаний8.

Обязательное наличие властного субъекта, подчинение участников законодательно установленному порядку, специфика принимаемых мер воздействия, высокий уровень нормативной регламентации - все это определяет публичный характер цивилистического процесса как вида юридической процедуры. Заметим, аналогичные черты выявляются и при анализе процедуры третейского разбирательства. В нем также в качестве обязательного присутствует властный субъект - третейский суд, целью деятельности которого является одностороннее властное вмешательство в механизм реализации материальных регулятивных правоотношений для поддержания их функционирования, а формой - правоприменение. Выносимое третейским судом решение по характеру также является приказом обязанным субъектам, а сама процедура отличается более высоким по сравнению с иными альтернативными способами разрешения правовых конфликтов уровнем нормативной регламентации. Приведенные аргументы позволяют сделать вывод о публичном, юрисдикционном характере третейского разбирательства как правовой процедуры и элемента цивилистического процесса.

Юридическая (правовая) процедура, по оценке В.Н. Протасова, представляет собой систему, которая: а) ориентирована на достижение конкретного правового результата; б) состоит из последовательно сменяющих друг друга актов поведения и как деятельность внутренне структурирована правовыми отношениями; в) обладает моделью (программой) своего развития, предварительно установленной на нормативном или индивидуальном уровне; г) иерархически построена; д) постоянно находится в динамике, развитии; е) имеет служебный характер, выступает средством реализации основного, главного для нее правового отношения9. Полагаем, что цивилистический процесс как вид юридической процедуры и как самостоятельная система нормативно упорядоченных и связанных правоотношениями действий, направленных на выявление и реализацию материальных охранительных правоотношений, также обладает указанными признаками. Гражданское судопроизводство ориентировано на достижение конкретного правового результата - решение юридического дела. Процесс состоит из последовательно сменяющих друг друга актов поведения - процессуальных действий, объединяемых в стадии и правоприменительные циклы. Действия связаны между собой правоотношениями.

Цивилистический процесс обладает установленной на законодательном уровне моделью (программой, алгоритмом) своего развития; носит служебный, производный характер, выступает средством реализации основного охранительного правоотношения. И здесь нельзя в полной мере согласиться с Г.Л. Осокиной, отмечающей, что процесс представляет собой не всякую, а лишь патологическую форму жизни материального закона10. Гражданский процесс - это нормальная форма жизни процессуального закона, самостоятельная система процессуальных действий суда и других участников процесса, а также отношений между ними, возникающих в ходе производства по гражданскому делу. И наконец, реальный процесс постоянно находится в динамике, развивается по стадиям.

Ланг П.П. определяет правовую процедуру как определенные правовые действия, установленные каким-либо нормативно-правовым актом, внутри юридического процесса. Понятия “юридический процесс” и “правовая процедура” следует рассматривать как общее и частное, форму и содержание. Правовой процедуры вне юридического процесса быть не может. Юридический процесс, в свою очередь, реализуется посредством правовых процедур.

Вопрос соотношения юридического процесса и правовой процедуры имеет большое значение как для науки, так и для практики.

На мой взгляд, этот подход к пониманию данных правовых категорий является оптимальным и понимание правовой процедуры должно исходить из того, что она является составной частью юридического процесса, нормативно-установленный порядок (система) осуществления последовательных юридически значимых действий, направленный на реализацию норм материального права, охраняемый от нарушений правовыми санкциями.

1 . Ланг П. П. Правовая процедура и юридический процесс ( теоретико – правовой аспект) // В сборнике: современные проблемы права и управления 5-я международная научная конференция: сборник докладов. Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации; главный редактор: И.Б. Богородицкий, ответственный редактор: Ю.В. Киселевич. 2015.

Список литературы Правовая процедура как элемент юридического процесса

  • Баришпольская Т.Ю. Гражданский процесс и процедура (понятие, служебная роль, проблемы теории и практики): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Томск, 1988. С. 9.
  • Курочкин С.А. О перспективах совершенствования цивилистического процесса как правовой процедуры//"Арбитражный и гражданский процесс", 2013, N 8;
  • Ланг П. П. Правовая процедура и юридический процесс (теоретико -правовой аспект)//В сборнике: современные проблемы права и управления 5-я международная научная конференция: сборник докладов. Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации; главный редактор: И.Б. Богородицкий, ответственный редактор: Ю.В. Киселевич. 2015.
  • Малешин Д.Я. Гражданская процессуальная система России: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 24.
  • Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Общая часть. М., 2003. С. 56.
  • Погребной И.М. Общетеоретические проблемы производств в юридическом процессе:Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Харьков, 1982. С. 6.
  • Протасов В.Н. Юридическая процедура. М., 1991. С. 16.
  • Протасов В.Н. Теоретические основы правовой процедуры: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 1993. С. 5.
  • Сахнова Т.В. Судебные процедуры (о будущем цивилистического процесса)//Арбитражный и гражданский процесс. 2009. N 3.
  • Сахнова Т.В. Цивилистический процесс: онтология судебной защиты//Вестник гражданского процесса. 2011. N 1.
Еще
Статья