Правовая технология как условие оптимизации государственно-правового строительства

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу проблемы правовой технологии, и ее роли в оптимизации государственного правового строительства. Правовая технология рассматривается как разновидность социальной технологии, которая, с одной стороны, обладает общими признаками, присущими любым видам технологии, в целом, и признаками, присущими социальной технологии, в частности, с другой стороны, имеет особые, специальные юридические признаки, позволяющие отграничить правовую технологию от других видов социальной технологии. В работе обосновывается роль юридической технологии в построении правового государства, отмечается, что значение правовой технологии для государства, состоит, прежде всего, в том, что она рационализирует и оптимизирует государственное управление. Внедрение правовой технологии в практику государственно-правового строительства позволит достичь ряда преимуществ, которые могут быть использованы для оптимизации процесса формирования правового государства в РФ.

Еще

Технология, социальная технология, правовая технология, информационные технологии в праве, юридическая деятельность, оптимизация государственно-правового строительства, эффективность правового регулирования, правовое государство

Короткий адрес: https://sciup.org/142234038

IDR: 142234038

Текст научной статьи Правовая технология как условие оптимизации государственно-правового строительства

Одной из приоритетных целей, стоящих перед современным российским государством, направленных на прогрессивное развитие общества, по мнению проф. Ф.М. Раянова, является цель «оптимизировать государственно-правовое строительство, поскольку лишь оптимальное государство со своей совершенной правовой системой может проводить научно обоснованную экономическую политику и эффективно решать стоящие перед ним социальные задачи» [1, с.110]. Об оптимизации государственно-правового строительства и необходимости внедрения в практику государственно-правового строительства идеи эффективной государственности ведут речь в своих научных работах многие современные авторы [2, c. 67].

Как отмечает профессор Ю.А. Тихомиров, актуальной и одновременно перспективной задачей государства на современном этапе развития общества является достижение такого состояния гармонизации общественных отношений, при котором бы «право служило мощным фактором устойчивого социально-экономического развития и повышения эффективности управления государственными делами» [3, c.112].

Оптимизация государственно-правового строительства напрямую зависит от юридико-технического инструментария, которым обладают юридическая наука и практика, а также от эффективности осуществления всех видов юридической деятельности.

Научной категорией, которая позволяет свести воедино такие научные понятия и категории, как «юридическая техника», «юридико-технические средства», «юридическая деятельность», «юридико-технические приемы и способы», «правовой опыт», является категория «правовая технология», которой в настоящее время в отечественной юридической общетеоретической науке уделяется внимание, в основном, в рамках рассмотрения конкретных видов правовой технологии. Так, диссертационные исследования С.В. Бахвалова, И.А. Гдалевич, Д.В. Долотовой, И.В. Колесник, А.В. Цеева и других современных авторов посвящены таким видам технологии как правотворческая технология [4; 5], правоприменительная технология [6; 7], политико-правовая технология [8; 9], технология правовых актов [10]. В ряде монографических работ, а также в ряде научных статей проблемы правовой технологии также находят свое отражение, что свидетельствует об актуальности темы настоящей статьи [11; 12; 13; 14].

Необходимо отметить, что в зарубежных странах и юристами-теоретиками, и юристами-практиками категория «legal technology ( Legal Tech)» используется довольно часто [15], хотя в нее и вкладывается иной смысл, чем в отечественной юридической науке. Термин "юридическая технология" (legal tech) означает «применение современных информационных технологий к различным юридическим услугам» [16, с. 6]. Поэтому словосочетание «Legal Tech» в отечественной юридической науке точнее рассматривать как использование технологий (информационных технологий) в праве. Термину же «правовая технология» будет соответствовать в английском языке выражение «technologу of the law». Данной тематике тоже отводится место в иностранной юридической литературе, более того, некоторые авторы предлагают рассматривать само право как технологию [17]. Еще в 19 веке известный немецкий юрист Рудольф фон Иеринг, говоря о юридической технике, рассматривал ее задачей качественное преобразование права, которое должно являться не простой совокупностью норм, а результатом интеллектуально-мыслительной преобразовательной деятельности. Изменения, которые обуславливают переход от низшей к высшей юриспруденции, по мнению Иеринга, должны произойти не на уровне права позитивного, а на уровне мышления о праве [18, с. 66]. Здесь надо сделать замечание, что смысл, который Р. Иеринг вкладывал в понятие «юридическая техника», больше соответствует современному понятию «правовая технология».

Понятие «технология» можно встретить в различных отраслях знания, оно произошло от двух древнегреческих слов: «τέχνη», которое переводится как искусство или умение, и λόγος – «слово», «мысль», «смысл», «понятие» и рассматривается в нескольких значениях: как «совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства» [19, с.30].

В общем виде понятие «технология» обозначает предназначенную для удовлетворения потребностей и интересов человека, общества и государства творческую деятельность, при осуществлении которой происходит преобразование вещества, энергии или информации.

В качестве общих признаков, характерных для всех видов технологии, можно назвать: осознанный характер; творческий, преобразовательный характер, продуктивный и результативный характер - технология создает новую действительность, новый рукотворный мир. Кроме того, правовая технология обладает признаком системности - системным характером как на уровне микросистемы, так и на уровне взаимодействия технологии с внешними факторами, научным знанием и практической деятельностью. В свою очередь, объективная обусловленность характером общественных отношений выражается в том, что уровень развития технологии зависит от потребностей и интересов членов общества и находится в прямой и обратной связи с уровнем развития общества.

Как для любого вида деятельности, для технологии характерно наличие структурных элементов деятельности: субъект осуществления деятельности, объект и предмет деятельности, мотивы и цель деятельности, методы, способы, приемы, средства осуществления деятельности; поэтапность ее осуществления; конечный результат деятельности.

Необходимо отметить, что технологии присущ комплексный характер: она включает в себя как процесс преобразования действительности, так и процесс изучения данного преобразования, технология позволяет объединить науку и практику, знания, человеческую деятельность, умения, навыки, мастерство и ресурсы. В этом смысле компетентностный подход, преобладающий сейчас в отечественном образовании, наглядно нам демонстрирует синтез знаний, умений, навыков при изучении тех или иных учебных дисциплин - и это тоже будет технологией, а именно: образовательной технологией.

В зависимости от сфер общественной жизни можно выделить производственную и социальную технологию, которая в свою очередь подразделяется на политическую технологию, экономическую технологию, психологическую технологию, социально-культурную и иные виды социальной технологии. К социальной технологии относится и правовая технология, которая обладает, во-первых, общими признаками, свойственными всем видам технологии, во-вторых, родовыми признаками, характерными социальным технологиям, в-третьих, видовыми специфическими специально-юридическими признаками, отличающими правовую технологию от остальных видов социальной технологии.

Раскрывая вторую группу признаков, родовых признаков, присущих социальной технологии, необходимо сразу сказать о направленности социальной технологии на реализацию социально-значимых целей и достижение социально-значимого результата. В качестве объекта воздействия выступает человек и общественные отношения, возникающие между людьми. Социальная технология характеризуется тем, что упорядочение общественных отношений осуществляется с помощью различных социальных регуляторов, а также тем, что для нее свойственен планомерно осуществляемый характер.

Помимо этого, к признакам социальной технологии можно отнести: динамичность, обусловленность социальной технологии системой существующих на определенном историческом этапе развития определенного общества ценностей; рациональный и интеллектуально-волевой характер: данная деятельность основана на системе научно сформулированных понятий, в ней проявляется воля конкретных субъектов общественных отношений (всего общества, социальной группы, отдельной личности и др.). Следует подчеркнуть, что для социальной технологии присущ рефлексивный характер: критическая оценка самой преобразующей деятельности, поставленных целей и преобразующего общественные отношения социально-значимого результата и социального опыта.

Таким образом, социальная технология - это системная интеллектуально-волевая деятельность, осуществляемая с помощью различных средств, приемов и способов социального

воздействия, направленная на преобразование общественных отношений и условий жизнедеятельности человека для достижения социально-значимых целей.

Как отмечает один из основоположников социальной технологии в отечественной науке философ В.Г. Афанасьев, сущность социальной технологии состоит в «переводе абстрактного языка науки, отражающей объективные закономерности развития общества, на конкретный язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих, стимулирующих людей, каждого конкретного человека на наилучшее достижение поставленных целей» [20, с. 235]. Представитель западной теории социальной технологии К. Поппер [21] рассматривает социальную технологию как как способ применения теоретических выводов в практической деятельности [22, с. 30].

Правовая технология, являясь одним из видов социальной технологии, обладает и специфическими признаками, отличающими ее от остальных видов социальной технологии [23] . К ним относятся: направленность на преобразование правовой действительности, на достижение определенного правового результата; использование в качестве социальных регуляторов специально-юридических средств воздействия на общественные отношения, специальноюридических средств преобразования правовой действительности.

Правовая технология имеет в своем арсенале наличие особых правовых методов, приемов, способов правового регулирования; особых правовых целей у субъектов юридической деятельности; наличие особого процессуально-правового характера осуществляемой деятельности. Правовая технология обусловлена особенностями правосознания и правового мышления субъектов юридической деятельности, а также особенностями правовой системы общества.

Исходя из выделенных признаков, можно сформулировать определение правовой технологии как особого вида социальной технологии, которая представляет собой планомерно осуществляемую в особом порядке с помощью специальных юридических средств юридическую деятельность, направленную на преобразование правовой действительности и достижение определенного правового результата.

Значение правовой технологии для государства, прежде всего, состоит в том, что она рационализирует и оптимизирует государственное управление, включая в него только ту деятельность, те операции и процессы, те средства и приемы управления, которые наиболее эффективны в достижении поставленной перед государством цели формирования гражданского общества и правового государства. Так, Т.Я. Хабриева, говоря о правовой технологии и рассматривая ее как систему научно обоснованного комплекса правовых инструментов и процедур их использования, отмечает, что они направлены на «оптимальное использование необходимых ресурсов в целях формирования эффективных юридических решений» [24, с. 4].

Внедрение правовых технологий в практику государственно-правового строительства позволит достичь ряда преимуществ, которые могут быть использованы для оптимизации процесса формирования правового государства в РФ. Так, роль правовой технологии в оптимизации государственно-правового строительства заключается в повышении качества государственного управления, в частности, и качества правовой жизни общества, в целом. Оптимизация государственно-правового строительства появляется и в минимизации влияния субъективного фактора на принятие правовых решений, а также в исключении факторов случайности вследствие влияния внешних воздействий на развитие и функционирование правовых явлений и процессов.

Велика роль правовой технологии в определении такого соотношения специальноюридических средств, приемов, способов воздействия на общественные отношения, которые бы позволили так оптимизировать процесс государственно-правового строительства, чтобы наибольший эффект правового воздействия достигался при минимальных затратах усилий и времени.

Существенную роль играет правовая технология в усилении роли информационных технологий в правовой сфере, в повышении эффективности правового регулирования общественных отношений, а также в возможности осуществления правовой оценки и правового мониторинга преобразования правовой действительности.

Оптимизация государственно-правового строительства проявляется и в выработке таких путей создания, изменения, интерпретации и реализации права, которые бы позволили обеспечить эффективность функционирования и устойчивость развития правовой системы российского общества.

Таким образом, на пути формирования правового государства в РФ все большую роль будут играть и уже играют правовые технологии, которые можно рассматривать как наукоемкий ресурс, обеспечивающий как изучение и прогнозирование развития различных правовых явлений и процессов, так и эффективное его использование для преобразования правовой действительности в целях достижения эффективного прогнозируемого правового результата.

Список литературы Правовая технология как условие оптимизации государственно-правового строительства

  • Раянов Ф.М. Теория правового государства: проблема модернизации. Уфа: АН РБ, Гилем, 2010.
  • EDN: QRPJBL
  • Степанов О.А. Перспективы государственно-правового строительства, связанные с реализацией эффективной модели государства / Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 12. С. 67-68.
  • EDN: TMEVRL
  • Тихомиров Ю.А. Оптимизация правового регулирования в контексте социально-экономического развития / Актуальные проблемы экономики и права. 2015. №1 (33). С. 108-113.
  • EDN: TKOXTT
  • Бахвалов С.В. Законодательная технология: некоторые проблемы теории и методологии: дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006.
  • EDN: NNYZTF
  • Карташов Н.Н. Технологии нормотворчества (На примере МВД России): дис.. канд. юрид. наук. Москва, 2004.
  • EDN: NMTNOX
Статья научная