Правовое государство, право и общечеловеческие ценности
Автор: Куксин И.Н., Азнагулова Г.М.
Журнал: Правовое государство: теория и практика @pravgos
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 3 (37), 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье исследуются взаимосвязанные и взаимообусловленные проблемы становления правового государства, научного определения понятия «правовое государство» и правопонимания. Правовое государство и право рассматриваются в контексте с общечеловеческими ценностями как необходимыми и неизбежными явлениями в жизни современного цивилизованного общества. При этом правовое государство воспринимается как правовая форма организации и деятельности публично-политической власти.
Правовое государство, право, общечеловеческие ценности, государственная власть, принципы, справедливость
Короткий адрес: https://sciup.org/142233664
IDR: 142233664
Текст научной статьи Правовое государство, право и общечеловеческие ценности
тантПлюс: [сайт].
Определение в ст.1 гл.1 Конституции Российской Федерации нашего государства как правового поставило его в один ряд со многими современными развитыми государствами и одновременно вызвало множество споров относительно того, что такое правовое государство вообще. Тем не менее, в обобщенном виде правовое государство воспринимается как правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина1. Подчеркивание в данном определении понятия «правовое государство» того, что это определенная форма организации и деятельности власти, говорит о том, что правовое государство – это такая же организация политической власти, как и все иные государства. Но, в отличие от неправовых государств, это именно правовая форма организации и деятельности государственной власти.
Эта особенность правового государства теснейшим образом связывает его с правом. Безусловно, понятия «право» и «государство» неразлучны испокон веков, и нет ни одного государства, в котором не было бы такой системы понятий, как право, закон, правопорядок, правонарушение, преступление, наказание, ибо без права нет государства вообще, право наряду с такими государствообразующими признаками государства, как территория, населенная соответствующим количеством людей, и аппарат управления этими людьми, живущими на данной территории, является основным из основных признаков государства. Однако, «для более четкого сущностного выражения правовой государственности, кроме конституционноправовых определений, важны нормы обычного законодательства, а также конкретные данные, касающиеся традиции правовых представлений, и обычаи»2.
В то же время и функционирование права без обеспечения принудительной силой государства, особенно в современных условиях, немыслимо. По этой причине определение понятия «правовое государство» напрямую сталкивается с определением самого понятия «право», в частности, и с проблемами правопонимания, вообще.
Поэтому, «правовое государство – это не только новая парадигма в сфере обществоведения, но и условие возврата содержанию права его естественно-исторических значений. Ведь право, понимаемое сегодня как основной регулятор общественных отношений со стороны государства, когда-то сложилось естественноисторическим путем. Лишь позднее, с периода, когда регулирование общественных отношений взяло на себя государство, право стало творимой властью, регулятором общественной жиз-

ни. Правовое же государство как институт гражданского общества, является единственным средством возвращения права в естественноисторическое русло»3.
«Возникновение права было направлено на достижение в обществе, дифференцированном не только на уровне коллективов, но и на уровне отдельных личностей, каждый из которых обладает особыми интересами, мира и стабильности, - пишет Т.В. Кашанина. – Главная задача, стоящая перед правом, - «утихомирить» всех, согласовать интересы людей, не позволить им тратить силы и средства на борьбу между собой и не дать им подвергать себя опасности уничтожения. Это программа – минимум, основанная на признании всеми членами общества таких объединяющих ценностей, как право на жизнь, здоровье, свободу и т.п.»4.
Однако государство начинает «создавать» право, оно устанавливает свой порядок взаимоотношений на той территории, которую контролирует его управленческий аппарат, и средством обеспечения порядка становится издаваемый государством закон5.
Власть государства и других организационных союзов,- отмечал Г.В. Мальцев, - основная сила, которая порождает в массовом масштабе формальные связи между людьми, толкает современного человека в поток недобровольного, принудительного общения6. Он подчеркивал, что история правовых систем свидетельствует о том, что одной из причин, и, по-видимому, главной, грубого, механистического воздействия права на общественную жизнь всегда был валюнтаристский путь создания юридических норм, при котором они либо сочиняются субъектом правотворчества, либо вытекают из ошибочного или неполного знания людьми природы регулируемого ими общественного отношения, внутренней объективной нормы последнего. За этим непростым нормативным феноменом стоят исключительно сложные по структуре и содержанию взаимодействия людей, обмен опытом, идеями, предметами, и т.д., комплекс- ные связи в сфере производства, распределения, обмена и потребления7.
Эти взаимодействия людей регулируются с помощью тех средств, которые тоже вырабатываются на протяжении большого количества времени в виде норм морали, религии, этики и т.д., и приобретают общечеловеческое содержание и значимость. Одновременно с этим общечеловеческой ценностью становятся правовые и моральные принципы.
В этой связи примечательно то, что В.Ф. Яковлев подчеркивает необходимость расширения круга принципов гражданского права за счет введения нового «принципа добросовестности» поведения участников гражданского оборота в процессе его регулирования: на стадии установления гражданских прав и обязанностей, исполнения, применения мер защиты. Причинами всемирного финансового кризиса он называет недобросовестность субъектов гражданских правоотношений, злоупотребление гражданскими правами и свободами в ущерб интересам общества. Извлекая уроки, международная общественность должна скорректировать систему регулирования. Оснащенный соответствующими правовыми механизмами и наработками судебной практики, принцип добросовестности поведения,- отмечает В.Ф. Яковлев, не просто декларация, он способен служить совершенствованию такого регулирования. Сделки, направленные в обход закона, еще в Гражданском кодексе 1922 года объявлялись недействительными. Это одна из форм злоупотребления и недобросовестности участников гражданских правоотношений, нечестности по отношению к контрагентам и злоупотребления своим положением, но в действующем законодательстве нет такого подхода8.
И.Я. Козаченко подчеркивает, что отраженные уголовным законодательством исторические изменения Российского государства - это не столько социальные, экономические, политические, военные свершения, сколько явления нравственного характера, каждый уголовноправовой документ доказывал, что в его нравственно-психологическом содержании имеется все необходимое для того, чтобы отвечать вы-
-
7 Там же. С. 372.
-
8 Яковлев В.Ф. О концепции совершенствования гражданского законодательства // Актуальные вопросы развития юридической науки и практики в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции, 8 октября 2009г. Пленарное заседание – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. С. 33-34. 90

зову времени. По мнению И.Я. Козаченко, если это всегда и не во всем совпадало с внутренними органичными объединяющими регуляторами этнических образований, составляющих общественное и государственное ядро, повинны не сами по себе законы, а те, кто придавал естественному правотворческому процессу политическое значение9.
Общественное сознание быстро знакомится и осваивает те принципы, которые позволяют людям оптимизировать свою жизнедеятельность. Например, в соответствии с данными социологических опросов, 57,0% опрошенных граждан наиболее реальным на сегодняшний день принципом правовой организации жизнедеятельности общества считают: «разрешено все, что не запрещено законом»10.
«Мы знаем, что в мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира», -говорится в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года11.
В одной из своих статей В.В. Путин пишет о том, что «доверие между людьми складывается только тогда, когда общество скреплено общими ценностями и люди не утратили способность к вере, честность, чувство справедливости. А уважение к закону возникает только тогда, когда он один для всех, всеми соблюдается и в основе его – правда»12.
Более того, «государственная политика ориентируется на исторически сложившиеся нормы морали и общепризнанные нравственные ценности многонационального народа России, направленные на обеспечение правомерного и добропорядочного поведения граждан.
Формирование позитивного правового сознания обеспечивается, в том числе, путём принятия системных мер по противодействию любым формам национального и религиозного экстремизма либо поведения, посягающего на общественную нравственность и правопорядок, гражданский мир и национальное согласие»13.
Т.И. Заславская пишет, что самые мудрые люди, одновременно и наибольшие пессимисты, с грустью говорят, что единственный механизм, который со временем может вывести Россию на более достойный уровень, - это социокультурный механизм, сочетающийся с естественной сменой поколений – «утрясание» и постепенное «окультуривание» «новых русских» и их потомков14.
Ф. Фукуяма отмечает, что человек, ревнующий за собственное достоинство и за достоинство своих сограждан, который ощущает, что его ценность составляет большее, чем комплекс желаний, из которых складывается физическое существование, - только такой человек может встать перед танком или цепью солдат15.
В то же время, «какими бы четкими и совершенными ни были Конституция и государственные законы, права человека определяют государственную политику только тогда, когда этот принцип воспринимается каждым гражда-нином»16. В соответствии с данными социологических исследований, 57,7% опрошенных граждан считают, что на выбор правомерной формы поведения человека преимущественно влияет собственная убежденность в необходимости поступать в соответствии с требованиями действующего законодательства17.
«Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме, - отмечает В.В. Путин. - Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но

он должен, прежде всего, быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенно-сти»18.
Таким образом, проблемы становления и совершенствования правового государства связаны не только с возникновением тех или иных государственно-правовых институтов и принципов их функционирования в социально неоднородном обществе. Настоящее и будущее правового государства непосредственно зависит от понимания и восприятия права общественным сознанием, каждым из субъектов права. Соответственно, у каждого из них свое собственное представление о добре и зле, справедливом и несправедливом, на основе чего формируются понимание и восприятие современных общечеловеческих ценностей, служащих, прежде всего, созданию оптимальных условий жизни общества.
Список литературы Правовое государство, право и общечеловеческие ценности
- Азнагулова Г.М. Преемственность достижений римского права: историко-теоретические аспекты.Правовое государство: теория и практика. 2014. № 2.
- EDN: SFJCFP
- Галиев Ф.Х. Цифровые параметры правовой культуры//Евразийский юридический журнал. 2012. № 2 (45). С. 52-54.
- EDN: OPRBUR
- Галиев Ф.Х. Правовая культура в цифровых показателях.Юридическая мысль. 2012. № 4 (72).
- EDN: PQMGAZ
- Заславская Т.И. Социетальная трансформация Российского общества. Деятельностно-структурная концепция. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Дело, 2003.
- EDN: QOCHHD
- Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учеб.пособие. -М.: Высшее образование, 2009.
- EDN: QQYNEB