Правовое и экономическое значение параллельного импорта
Автор: Войдашенко М.В.
Журнал: Вестник экономики, управления и права @vestnik-urep
Рубрика: Право
Статья в выпуске: 3 т.16, 2023 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена изучению роли параллельного импорта, его влияниюна уровень защиты интеллектуальных прав правообладателей, а также значимости дляэкономики. Значительное внимание уделяется причинам необходимости и важности параллельного импорта, а также его преимуществам и недостаткам. Также подробно описывается сущность параллельного импорта, его виды и присущие каждому виду черты. Встатье рассматриваются проблемные вопросы, возникшие в результате внесения изменений в законодательство, и выдвигаются их возможные пути решения.Объектом исследования являются отношения, складывающиеся в процессе реализации интеллектуальных прав их правообладателями в рамках параллельного импорта.Методы. В качестве методов исследования использовались сравнительный, логический,аналитический методы, а также методы формализации, классификации и прогнозирования.Научная новизна. Изучение данного вопроса вызвано внесением ПравительствомРоссийской Федерации изменений, послуживших появлению смешанного вида исчерпания права. Также на актуальность темы указывает и то, что до сих пор вносятся изменения в перечень товаров, порядок их включения в данный перечень и существует ряднерешенных проблем. Результаты. В заключении предложены направления решения пробелов в законодательстве, а также приведены рекомендации по повышению качества и эффективностиприменения норм права с целью снижения риска появления контрафактной продукциии иных нарушений исключительных прав.
Параллельный импорт, интеллектуальная собственность, исчерпание права, троис, ввоз товара
Короткий адрес: https://sciup.org/142238624
IDR: 142238624
Текст научной статьи Правовое и экономическое значение параллельного импорта
Сибирский юридический университет, г. Омск, Российская Федерация, е-mail: ,
Omsk, Russian Federation, е-mail: ,
В марте 2022 года Правительство РФ Постановлением от 29 марта 2022 года №5061 приняло решение разрешить ввоз в страну востребованных оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателей. Это значит, что при ввозе товаров известных торговых марок в Россию не требуется разрешение от правообладателя. Данное изменение в законодательстве вызвано тем, чтобы избежать дефицита на российском рынке импортных товаров, в частности тех, которые в России не производятся. Это решение связано с тем, что после 24 февраля 2022 года ряд иностранных компаний из-за введенных санкций покинули Россию и прекратили сотрудничество. Это вызвало сильный экономический спрос на импортный товар. Также сло- жилась непростая ситуация с импортозаме-щением продукции, ушедшей из продаж. С целью стабилизации экономики органами государственной власти было выдвинуто предложение о расширении перечня товаров, поставляемых путем параллельного импорта.
Несмотря на то, что тема параллельного импорта стала темой бурных обсуждений именно после утверждения Постановления, вопрос параллельного импорта уже поднимался ранее. В феврале 2018 г. Конституционный суд РФ (КС) разрешил освобождать от ответственности импортеров оригинальных товаров в Россию, не уполномоченных правообладателем товарного знака [6].
Конституционный суд постановил, что правообладатель может недобросовестно использовать исключительное право на товарный знак и ограничивать ввоз на внутренний рынок России конкретных товаров или умышленно завышать цены. Тем самым Конституционный суд выразил свою позицию по отношению к дистрибьютерам.
В данной статье мы хотим рассмотреть сущность параллельного импорта, его правомерность и влияние на экономику и интеллектуальное право.
Материал и методика
В качестве исходных данных для исследования послужили положения нормативно-правовых актов, судебных решений, правоприменительной практики государственных органов по вопросам параллельного импорта. Система методов исследования включает в себя сравнительный, логический, аналитический методы, а также методы формализации, классификации, моделирования и прогнозирования.
Постановка проблемы
Для начала следует различать несколько видов параллельного импорта.
Международный принцип исчерпания прав (применяется в Китае) строится на том, что правообладатель, реализовав продукцию в любой стране, больше не может указывать новым собственникам, что делать с этой продукцией дальше. Поэтому новый владелец может перевозить товар через границу, внедрять его в гражданский оборот других стран и совершать любые уместные в его понимании манипуляции.
В России же с 2002 года действует национальный (территориальный) принцип, когда исключительные права на товарный знак могут быть признаны исчерпанными лишь тогда, когда товар введен в оборот внутри этого государства. И в случае, когда в стране функционирует подход исчерпания права по национальному принципу, импорт товаров, которые уже не раз перепродавались за ру- бежом, позволителен при наличии разрешения от владельца товарного знака. Однако есть еще договор о Евразийском экономическом союзе, который устанавливает региональный принцип исчерпания права.
Региональное исчерпание прав в отношении объектов интеллектуальной собственности происходит одновременно в соответствующем регионе, включающем территории сразу нескольких государств.
Ранее при ввозе товара требовалось разрешение от правообладателя. После внесения изменений в законодательство ряд товаров, установленных уполномоченным лицом, вправе передаваться без разрешения от первоначального собственника. Иными словами, появился смешанный вид параллельного импорта - международный, распространяющийся на ограниченный круг объектов интеллектуальной собственности и национальный для всех иных товаров.
Какие последствия влечет за собой такое изменение? Разрешение ввоза товара иным импортерам несет за собой как положительные, так и негативные последствия. С одной стороны, в рамках ухода ряда иностранных компаний и существенного снижения количества импортных товаров данный механизм является экономически эффективным. Он позволит снизить дефицит и увеличить ассортимент товаров, повысить неценовую конкуренцию, т.е., на первый взгляд, параллельный импорт выглядит экономически выгодным. Если говорить о качестве товара и о неких гарантиях, то закон возлагает обязанность гарантийного обслуживания не только на изготовителя, но и импортера или продавца. Помимо этого, согласно разъяснениям Минпромторга2, товар должен быть оригинальным, приобретаться по законным основаниям и соответствовать всем качественным и техническим характеристикам с соответствующей докумен- тацией. Однако, несмотря на все преимущества параллельного импорта, у него есть ряд довольно серьезных недостатков.
Во-первых, снятие обязанностей по получению разрешения от правообладателя открывает широкий круг возможностей для инвесторов по завышению цен, во-вторых, повышает риск попадания на рынок контрафактной продукции либо продукции, приобретенной незаконным способом. Следует также упомянуть, что это снижает защиту интеллектуальных прав и затрудняет порядок и процедуру их защиты. Помимо этого, возникает правовая коллизия. Положения статей 1359 и 1487 Гражданского кодекса не позволяют правообладателю препятствовать использованию оригинальных товаров, если такие товары были введены в оборот в Российской Федерации правообладателем или третьими лицами, однако с согласия правообладателя.
Также возникают сложности с реализацией Постановления Правительства РФ от 29.03.2022 № 506. На данный момент число стран, из которых удается вывезти товар, не так много: импорт продукции из Европы невозможен, а многие азиатские страны не обладают достаточным количеством товаров. Именно из-за этого ввоз из других регионов предполагает сложную логистику: повышение стоимости доставки, использование дополнительного морского или воздушного транспорта, что значительно повышает стоимость продукта и сроки его доставки.
Из того же положения также следует обратное: если оригинальный товар не был введен в оборот на территории Российской Федерации правообладателем или с его согласия, правообладатель сохраняет за собой право запретить ввоз и обращение таких товаров третьими лицами. Однако со вступлением в силу Постановления № 506 такое право на запрет правообладателя, а точнее права только на определенные патентоспособные объекты и товарный знак, были прекращены. Прежде всего следует отметить, что именно на таких положениях об исчерпании прав основан запрет так называемого параллельного импорта. В то же время, обращаясь к принципу свободного перемещения товаров между странами-членами ЕАЭС, нетрудно предположить, что товары ввозятся в Россию через параллельные, импорт, который сейчас разрешен в России, может быть свободно перемещен на территорию любой страны ЕАЭС. При этом стоит отметить, что законодательством отдельных стран запрещается такой вид параллельного импорта. Соответственно, параллельный импорт товаров, разрешенный в России, не является разрешенным параллельным импортом в другой стране. Учитывая свободное перемещение товаров между странами, это вызывает сложности в правоприменительной практике и осложняет деятельность органов государственной власти. Это также дает возможность другим странам приобретать товар в обход запрета на параллельный импорт.
Результаты и обсуждение исследования
Какие актуальные проблемы на сегодня мы видим в контексте параллельного импорта? Так, проблемой является регистрация параллельными импортерами деклараций о соответствии на основе подложных договоров, якобы заключенных с иностранными производителями товаров, импортируемых в рамках параллельного импорта.
Также в качестве проблемного вопроса необходимо отметить отсутствие нормативно закрепленных критериев для включения товаров и товарных знаков в перечень, а также для их исключения. С точки зрения нормативного регулирования, на данный момент до сих пор не понятно, на основании каких критериев происходит расширение или сужение перечня. Ярким примером тому может послужить возможный запрет параллельного импорта смартфонов Samsung и LG в связи с тем, что есть китайские аналоги [7]. Помимо этого, глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что список товаров сократился с 1,3 тыс. позиций до 300. Список становится меньше, поскольку происходит насыщение рынка российской продукцией, пояснил он. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что включение и исключение товаров из списка регулируются исключительно экономическими и внешнеполитическими факторами. С одной стороны, эластичность данного механизма наиболее удобна для рыночных отношений, а также позволяет эффективно и оперативно действовать в рамках изменяющихся событий. Однако правообладатель интеллектуальных прав на товар должен быть готов к тому, что в любой момент органами исполнительной власти будет разрешен ввоз его продукции без необходимости разрешения со стороны правообладателя на это. Можно сказать, что включение в перечень товаров конкретных производителей без наличия конкретных критериев, признаков и требований может трактоваться как дискриминация отдельных правообладателей, ведь это ограничивает их право на перемещение товара, торговли.
Вместе с тем необходимо отметить, что участники ВЭД имеют возможность при наличии достаточных оснований влиять на состав перечня товаров. Есть ряд примеров, когда после обращения участников ВЭД в Минпромторг данный перечень уточнялся. По результатам анализа, проведенного Минпромторгом на основании полученных обращений, некоторые товарные знаки либо товарные позиции исключались. Остается вопросом отношения с компаниями, которые остались на рынке и без согласия которых ввозят товар.
Максим В. Михайлов, Вячеслав В. Зу-бенко в своей статье высказали такую позицию, что странам-членам ЕАЭС необходимо приступить к законодательной разработке принципов и практики применения коллективного принципа исчерпания прав. По-видимому, наилучшим вариантом является сохранение регионального принципа с поэтапным введением исключений для жизненно важных видов товаров, в производстве которых Российская Федерация еще не достигла высокой степени независимости от внешних поставщиков технологий [6]. Нельзя не согласиться с такой точкой зрения, ведь, принимая во внимание международный характер отношений, будет целесообразнее и рациональнее решать данный вопрос совместно с другими странами.
Есть и другая точка зрения. Некоторые авторы считают, что необходимо расширение перечня разрешенной к ввозу продукции без согласия правообладателей с учетом потребностей предпринимателей и нужд населения с одновременной поддержкой малого и среднего бизнеса [7]. С данной позицией можно согласиться только частично. Безусловно, поддержка предпринимателей сможет снизить зависимость от импортируемых товаров, уменьшить количество контрафактной продукции, но увеличение перечня товаров можно использовать только как временную замену при острой нехватке товаров. Сохранение или увеличение перечня повлечет за собой зависимость от импортеров, возможное завышение цен на ввозимые товары, снижение конкурентоспособности отечественных производителей, а также повышение рисков роста количества нарушений, связанных с качеством товара и законности его приобретения.
Заключение
Подводя итог, мы можем сказать, что на данный момент параллельный импорт используется с целью стабилизации рынка и экономики в целом и является вынужденной и временной мерой. С точки зрения международного права, закон о легализации параллельного импорта полностью легитимен и не нарушает чьих-либо прав [9]. Важно, чтобы ввозимый товар был подлинным. Ввоз контрафакта недопустим. Ярким примером параллельного импорта является ввоз в страну автомобилей и электроники ведущих западных брендов из Китая, Казахстана, ОАЭ.
Со стороны государственного аппарата предпринимаются всевозможные меры поддержки бизнеса с целью сокращения перечня товаров, ввозимых с помощью параллельного импорта, стабилизации ценообразования и сохранения предложения товаров. Однако отсутствие четких рамок и эффективного регулирования механизма влечет за собой увеличение количества нарушений интеллектуальных прав правообладателей, рост контрафактной продукции, а также незащищенность не только организаций, но и граждан. По нашему мнению, следует ужесточить контроль за деятельностью ТРОИС, а также следует разъяснить порядок и критерии для включения в перечень. Это позволит правообладателям, импортерам и продавцам понимать, подлежит ли их продукция включению в перечень, а также разъяснить порядок исключения из него.
Список литературы Правовое и экономическое значение параллельного импорта
- Волкова, А.Ю. Интеллектуальная собственность в условиях параллельного импорта // Труды по интеллектуальной собственности. 2022. Т. 42. № 3. С. 79-88. DOI 10.17323/tis.2022.15937.
- Маглинова, Т.Г. Параллельный импорт и интеллектуальная собственность // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №7-2. С. 200-202. DOI10.24412/2500-1000-2022-7-2-200-202.
- Цемержинская, А.В., Свистунова, М.А., Вишняков, И.А. Параллельный импорт всовременных условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №12-2. С. 236-238.
- Сонич, А.А. Потенциальные последствия легализации параллельного импорта в России в 2022 году // Вопросы российского и международного права. 2022. Т. 12. № 3А.С. 98-104. DOI 10.34670/AR.2022.41.57.011.
- Министр допустил запрет параллельного импорта смартфонов Samsung // URL: https://www.rbc.ru/business/17/06/2023/648d830e9a7947d78f93c5c6 (дата обращения: 01.06.2023).
- Михайлов, М.В., Зубенко, В.В. Современные проблемы параллельного импорта интеллектуальной собственности в России // Международный журнал передовой науки итехники. 2020. Т. 29. № 7. URL: http://sersc.org/journals/index.php/IJAST/article/view/17131.
- Круглова, И.А., Кривонос, А.Д., Назаров, П.В. Параллельный импорт как инструмент обеспечения экономической безопасности России в современных экономических реалиях // KANT. 2023. №2(47). С. 44-51.
- Легализация параллельного импорта в России. Взгляд из Казахстана //URL: https://ru.bolotovip.com/company-news/legalization-of-parallel-imports-in-russia-view-from-kazakhstan/?ysclid=lk6qzksw4i568047596 (дата обращения: 01.06.2023).
- Негреева, В.В., Султыгова, М.Б., Медведева, O.E., Филимонова,А.В., Современноесостояние и перспективы развития международной логистики в постсанкционный период // Atlantis Highlightsin Computer Science. 2019. № 1. С. 161-165.
- Дегтерева, В.А., Макарова, О.Н., Кузенкова, Е.С., Мартыненко, О.В. Параллельныйимпорт как механизм управления экономикой // Экономика и экологический менеджмент.2023. № 1. С. 96-107. DOI 10.17586/2310-1172-2023-16-1-96-107.