Правовое положение несовершеннолетнего в административно-юрисдикционном производстве

Бесплатный доступ

В статье автор рассматривает исторические этапы развития правового статуса несовершеннолетнего в российском праве, форму участия несовершеннолетнего в современном производстве по делам об административных правонарушениях, его права и обязанности, гарантии правового статуса. В результате статье рассмотрены права и обязанности несовершеннолетнего в качестве участника производства по делам об административных правонарушениях.

Административно-юрисдикционное производство, несовершеннолетний, потерпевший, свидетель, гарантии, правовое положение

Короткий адрес: https://sciup.org/14119482

IDR: 14119482

Текст научной статьи Правовое положение несовершеннолетнего в административно-юрисдикционном производстве

Прежде чем приступить к рассмотрению современного правого положения несовершеннолетних в юрисдикционном производстве современной России, обратимся к историческому контексту.

В «Русской правде», в прочих правовых документах Руси и периода централизованного Российского государства. (Судебник 1497 г, Псковская судная грамота 1397—1467 гг.

и Новгородская судная грамота 1460—1470 гг, Судебник 1550 г, Стоглав 1551 г.) не определялся возраст ответственности за совершенные правонарушения [1, с. 57].

Описание исследования

В 1648 г. царь Алексей Михайлович постановил кодифицировать все статьи из апостольских правил, законов греческих царей, а также указы русских государей и боярские приговоры. При этом он указал, что если на какие случаи нет правовых актов, то «чтобы Московского государства всяких чинов людям, от большого и до меньшего чину, суд и расправа была во всяких делах всем равна» [3].

До середины XVII в. большая доля дел о правонарушениях несовершеннолетних разрешалась церковными судами на основании Кормчей книги — сборника церковных и светских законов, руководства по управлению церковью и в церковным судом. В основе правового документа лежал византийский Номоканон (нолю — закон, канон — правило) Константинопольской патриархии.

Впервые, что похожее на правовое положение несовершеннолетнего, было упомянуто в Новоуказных статьях Сыскного приказа 1666 г., где говорилось, что «аще седьми лет отрок убиет кого... не повинен есть смерти» [4, с. 154].

В законодательстве Петра I тоже почти не упоминалось о возрасте лица, совершившего противоправное деяние. Только в п. 14 ч. 2. гл. 3 «Краткого изображения процессов и судебных тяжеб» было написано, что «младенцы или которые еще 15 лет не имеют» не могут являться свидетелями. Также запрещались пытки в отношении недорослей, без указания их возраста [5, с. 347].

В 1742 г. Сенат принял решение, что малолетство, т. е. возраст, смягчающий ответственность, как для мужского, так и для женского пола нужно считать до семнадцати лет. Но Елизавета Петровна не утвердила его. Церковный синод же установил, что пытать можно с 12 лет.

Указом Екатерины II от 26 июня 1765 г., разосланным секретно, были установлены два возраста ответственности для несовершеннолетних лиц: «безусловная судимость» — минимальный возраст привлечения к ответственности, устанавливался с десяти лет, «возраст смягчения» наказания — до семнадцати лет.

По введенному в 1845 году Уложению о наказаниях, возраст безусловной невменяемости кончался с достижением 7 лет; не достигшие этого возраста дети не подлежали наказаниям за преступления и проступки; они отдавались родителям, опекунам или родственникам для вразумления и наставления.

Дети до 10 лет также, фактически, не подвергались наказанию, и отдавались родителям или благонадежным родственникам для исправления.

Так как закон не указывал ни последствий исправления, ни в чем оно должно заключаться, то, по разъяснению кассационного сената (реш. 1871 г. № 15 64 и 1873 г. № 613), поскольку никакой разницы между детьми до 7-летнего возраста и до 10 лет не выделялось, возраст безусловной невменяемости продлили до 10 лет.

Необходимо заметить, что ст. 145 Уложения 1845 г. несовершеннолетними называла лиц в возрасте от 14 до 21 года. Следовательно, «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. поделило несовершеннолетних на 3 группы: дети (7—10 лет), малолетние (10—14 лет); несовершеннолетние (14—21 года) [11].

Периодом условной вменяемости Уложение указывало возраст от 10 до 14 лет. Наказанию не подвергались дети от 10 до 14 лет, когда судом признавалось, что преступление учинено ими без разумения. Если же виновный будет признан действовавшим с разумением, то он подлежал более мягкому наказанию.

За этим периодом по Уложению следовал период полной вменяемости, только со смягчением наказаний для лиц, имеющих возраст больше 14, но меньше 21 года; но при издании судебных Уставов уголовных судов 20 ноября 1864 г. постановлено было (ст. 759) в делах несовершеннолетних, не достигших 17 лет, разрешать вопрос о том, действовал ли подсудимый с полным разумением.

В новое издание Уложения введено было постановление, по которому, если правонарушение совершено несовершеннолетним, старше 14, но не достигшего 17 лет, и судом признано будет, что он действовал без полного разумения. В этом случае суд либо подвергал его наказанию, смягченному на основаниях, применяемых к малолетним от 10 до 14 лет, действовавшим с разумением, либо направлял в исправительный приют или в тюрьму на определенный срок [2].

По Уставу о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, — четвёртой части Судебного устава 1864 года — существовало три периода малолетства: до 10 лет — период безусловной невменяемости, от 10 до 14 лет — вменяемости условной, и от 14 до 17 лет — полной вменяемости.

По Уставу о наказаниях (ст. 11) за предельным возрастом безусловной невменяемости следовал период смягченной ответственности от 10 до 17 лет, причем детей до 14-летнего возраста мировой судья мог, не подвергая наказанию, отсылать к опекунам или родственникам для домашнего исправления [12].

Проступки не вменялись вовсе в вину, когда они были совершены:

  • —    случайно, не только без намерения, но и без всякой осторожности или небрежности;

  • —    в малолетстве до десяти лет.

Несовершеннолетним от десяти до семнадцати лет наказания назначались в половинном размере [12].

Повторение того же или совершение однородного проступка до истечения года после привлечения к ответственности являлось отягчающим.

Если малолетний, от 10 до 14 лет или несовершеннолетний, по отбытии наказания за первое правонарушение, совершал то же правонарушение или равное ему, он подвергался наказанию, одинаковому с совершеннолетним [12].

После Октябрьской социалистической революции, в статье 2 Декрета Совета Народных Комиссаров «О комиссиях для несовершеннолетних» вновь был установлен возраст начала уголовной ответственности — семнадцать лет [8].

Законом от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних» было установлено привлечение подростка за тяжкие преступления к уголовной ответственности, вплоть до расстрела, с двенадцатилетнего возраста [9].

В современном российском праве, с самого рождения и до 14 лет все россияне признаются малолетними и не подлежат ответственности. Уголовная ответственность, за отдельные преступления, наступаете 14 лет, а административная с 16. Несовершеннолетним признается лицо, не достигшее 18 лет.

Специальный акт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 года [7], регламентирует обеспечение и защиту прав несовершеннолетних правонарушителей на всех этапах разбирательства проступка, включая расследование, рассмотрение дела в суде, вынесение решения и осуществление контроля за выполнением этих решений. При этом, за несовершеннолетним, сохраняются и гарантируются все процессуальные гарантии: презумпция невиновности, право быть уведомленным о предъявленном обвинении, право на отказ давать показания в отношении себя, право иметь адвоката, право на присутствие родителей или опекуна, право на обжалование в вышестоящую инстанцию, обеспечение конфиденциальности.

Правила, также, регламентируют особенности содержания несовершеннолетних (отдельно от взрослых), вопросы обеспечения ухода, защиты и всей необходимой помощи — социальной, психологической, медицинской, физической. Они требует проведения судебного разбирательства в атмосфере понимания, что позволяет несовершеннолетнему свободно излагать свою точку зрения, регламентирует участие адвокатов, родителей и опекунов.

Теперь перейдем непосредственно к рассмотрению обеспечения правового положения несовершеннолетнего в современном российском административно-юрисдикционном производстве.

В отношении лиц, не достигших совершеннолетия, предусмотрен особый порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и применению административных санкций.

Как вытекает из российского административного законодательства, при производстве по делам об административном правонарушении, подросток может выступать как потерпевшим, лицом, в отношении которого ведется производство, так и свидетелем. Он не может привлекаться в качестве специалиста, эксперта, переводчика, понятого.

Правовое положение несовершеннолетнего наиболее ясно выражено, при привлечении к административной ответственности, когда он получает статус лица, в отношении которого ведется производство.

В этом случае в отношении него предусмотрена особая юрисдикция, которая проявляется в следующем:

  • 1)    возникает особая подведомственность — дела рассматриваются комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 3 ст. 1.3 КоАП РФ). Исключения из этого правила два — отдельные виды правонарушений, перечисленные в ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ и принятие КДНиЗП решения о необходимости применения иного наказания, которое они не полномочны назначить (ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ);

  • 2)    применяется особый порядок освобождения от административный ответственности в соответствии с федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ);

  • 3)    несовершеннолетие — обстоятельство, смягчающее административную ответственность (п. 9 ч,1 ст. 4. КоАП РФ);

  • 4)    используется особый порядок определения места рассмотрения дела — по месту жительства (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ);

  • 5)    существует обязательность извещения прокурора о месте и времени рассмотрения дела (ч. 2 ст. 27.3 КоАП РФ);

  • 6)    неотложная обязательность уведомления, об административном задержании подростка, его родителей или иных законных представителей (ч. 4 ст. 27.6 КоАП РФ);

  • 7)    несовершеннолетние при исполнении административного задержания содержатся отдельно от взрослых лиц (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).

  • 8)    о случае направления их на медицинское освидетельствование обязательно уведомляются родителей или иные законные представители, а при медицинском освидетельствовании, в целях установления состояния наркотическоголибо иного токсического опьянения, обязательно наличие добровольного согласия на это родителей или иных законных представителей (исключение при приобретении полной дееспособности до достижения восемнадцатилетнего возраста);

  • 9)    наличие возможности удаления из зала суда или иного помещения, на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых, может оказать отрицательное влияние на него (ч. 4. 25.6 КоАП РФ);

  • 10)    дополнительные гарантии защиты в виде участия законных представителей (ст. 25.3 КоАП РФ) и их обязательного присутствия при производстве, при признании необходимости этого уполномоченными должностными лицами (органами) (ч. 5 ст. 25.3, ч. 4 ст. 25.6 КоАП РФ);

  • 11)    существующий особый порядок назначения отдельных видов административных наказаний (административный штраф назначается только при наличии самостоятельного заработка или имущества; к ним не может применяться административный арест).

Остальные права и обязанности несовершеннолетнего правонарушителя полностью соответствуют правам и обязанностям совершеннолетних правонарушителей.

Приведем реальный пример обеспечения судом правового положения несовершеннолетнего в административном производстве.

При определении наличия правонарушения при привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности суды исходят из того, что они не могут самостоятельно осуществлять свои права, для чего предусмотрен институт представительства. Так, судья, Онежского городского суда Архангельской области отменил постановление КДНиЗП в отношении несовершеннолетнего Ш„ поскольку в протоколе об административном правонарушении отсутствовала отметка о участии законного представителя несовершеннолетнего, и о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола. Это обосновано было признано существенным недостатком протокола об административном правонарушении, влекущем его возвращение на доработку [10].

Если рассматривать права и обязанности несовершеннолетнего потерпевшего несовершеннолетнего свидетеля, в сравнении с правами и обязанностями лица, в отношении которого ведется производство, то они, почти полностью, идентичны общим правам и обязанностям свидетеля, в соответствии с КоАП РФ.

Особенностью правового положения свидетеля — подростка, является обязательность присутствия педагога или психолога при опросе свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет (ч. 4 ст. 25.11 КоАП РФ).

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что несовершеннолетние обладают, в определенной мере, особым административно-процессуальным статусом по сравнению с совершеннолетними субъектами права. Это правовое положение включает систему норм регламентирующих права, свободы и обязанности до достижения ими восемнадцати лет.

Но все же, следует отметить имеющийся существенный недостаток действующего административного законодательства. Этим недостатком является отсутствие достаточно четко регламентированного отличия правого статуса несовершеннолетнего от правового статуса совершеннолетних лиц, при производстве по делу об административном правонарушении. Это в свою очередь, затрудняет, в должной мере, обеспечение их законных прав и интересов в должной мере.

Будем, надеется, что Концепция реформирования кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [6], работа над которой ведется с марта 2019 года, внесет необходимые коррективы в эту ситуацию.

Разработка Концепции обусловлена тем, что правильное применение действующего КоАП РФ из-за большого количества норм и поправок, в него за семнадцать лет было внесено более 4800 изменений, стало сложным.

В частности, в разрабатываемой Концепции упоминается и о необходимости обеспечения, участникам производства по делу об административном правонарушении, возможности получения информации о времени и месте составления протокола, рассмотрения и пересмотра дела или совершения отдельного действия по делу с использованием Интернета, что упростит извещение законного представителя несовершеннолетнего, при возникающей необходимости.

В обеспечение исполнения требований Концепции, считаем необходимым создание специальной главы КоАП РФ, регламентирующей, более полно и развернуто, особен ности правового статуса и административной ответственности несовершеннолетних, административные правонарушения, посягающие на их права и свободы, в том числе на нормальное физическое и нравственное развитие.

Список литературы Правовое положение несовершеннолетнего в административно-юрисдикционном производстве

  • Болдырева, Ю. А. История развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних / Ю. А. Болдырева // Юридический вестник. - 2003. - № 4. - С. 56-62.
  • Брокгауз, Ф. А. Малолетство и несовершеннолетие [Электронный ресурс] / Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон // Энциклопедический словарь (в 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами. Т. XVIIIА) / под ред. К. К. Арсеньева, Ф. Ф. Петрушевского. - СПб.: Типо-Литография И. А. Ефрона, 1986. - С. 481. - URL: // http://www.vehi.net/brokgauz/ (дата обращения: 15.08.2019).
  • Воробьев, М. Н. Соборное уложение [Электронный ресурс] / М. Н. Воробьев // Русская история. - URL: https://history.wikireading.ru/374633 (дата обращения: 15.08.2019).
  • Грицун, И. М. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятия и особенности проявления в современном обществе / И. М. Грицун // Общество и право. - Краснодар: Изд-во Краснодарского университета МВД России. - 2008. - № 3. - С. 154-156.
  • История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. 1917-1954 гг.: сборник документов / сост. доц. Л. Н. Гусев; под ред. члена-корреспондента Акад. наук СССР. С. А. Голунского. - М.: Госюриздат, 1955. - 636 с.
Еще
Статья научная