Правовое регулирование вопросов свободы совести и свободы вероисповедания в Сахалинской области

Автор: Со Андрей Александрович

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Религия, общество, государство

Статья в выпуске: 11, 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье на основе результатов социологического исследования проанализирована религиозная ситуация в Сахалинской обл., в т.ч. влияние на нее миграционных процессов. Рассмотрены особенности региональной нормотворческой практики в сфере свободы совести и свободы вероисповедания. В заключение приводится опыт проведения правительством Сахалинской области мониторинга религиозной ситуации в регионе, которая в целом остается стабильной.

Свобода совести, свобода вероисповедания, религиозные объединения, религии, межконфессиональные отношения

Короткий адрес: https://sciup.org/170167244

IDR: 170167244

Текст научной статьи Правовое регулирование вопросов свободы совести и свободы вероисповедания в Сахалинской области

С ахалинская обл. является уникальным регионом, который полностью расположен на островах. В геополитическом плане Сахалинская обл. имеет важнейшее стратегическое значение, т.к. находится в территориальной близости от ведущих стран и экономик Азиатско-Тихоокеанского региона. Все это обусловливает не только активное торгово-деловое сотрудничество, открытость региона для привлечения иностранных инвестиций, широкое применение иностранной рабочей силы, но и тесные культурные контакты, развитие межнационального и межконфессионального диалога.

В феврале–апреле 2013 г. ООО «Диалог-Сахалин», являющееся членом Российского общества социологов, провело социологическое исследование «Межнациональная и межконфессиональная ситуация в Сахалинской области». Опрос проводился среди населения от 18 лет и старше во всех муниципальных образованиях Сахалинской обл., выборка составила 1 537 респондентов. Согласно данным социологического исследования, сегодня в области представлены 22 национальности и этноса, в т.ч. русские, корейцы, украинцы, татары, белорусы, нивхи и др. [Межнациональная… 2013: 6].

В большей степени имеет негативную окраску отношение населения области к представителям бывших союзных азиатских республик: почти каждый пятый сахалинец испытывает отрицательные чувства из-за соседства с выходцами из этих стран, 56% усматривает взаимосвязь миграции и криминализации.

Уровень религиозности населения в Сахалинской обл. не самый высокий. Абсолютно уверенные в своей приверженности какой-либо вере составляют 36% населения, при этом женщин на 11% больше (41%), чем мужчин (30%). Те, кто считает себя верующими, но с оговорками, составляют 40% населения. Каждый пятый заявил о своих атеистических воззрениях. 74% жителей области являются сторонниками православия, ислам получил чуть более 1% ответов. Все остальные религии в рядах своих приверженцев имеют менее 1% жителей области (0,9% – католицизм, по 0,5% – буддизм и протестантизм, по 0,1% – бахаизм и индуизм, 0,6% – др.). Эти данные в целом не сильно отличаются от общероссийских показателей и свидетельствуют о том, что в сознании россиян выбор религии больше связан с этническим фактором [Зайцева 2007].

Религиозная толерантность – одна из главных характеристик населения области. Три четверти населения относятся нейтрально к тем, кто исповедует другую веру (или веру вообще). 22% сахалинцев и курильчан положительно настроены к представителям различных конфессий. Лишь 3% выразили к ним свое негативное отношение. Отношение к совместному проживанию представителей различных вероисповеданий в большинстве случаев нейтральное (56%). Вместе с тем у жителей области наблюдается нежелание появления новых храмов и мечетей (54%).

При оценке влияния миграционных процессов на межрелигиозные отношения почти 2/5 (38%) ощущают это влияние в различной степени. Для 1/3 сахалинцев оно не очевидно («почти не влияет»). Не замечают это влияние 14% населения [Межнациональная… 2013: 32].

По состоянию на 1 мая 2013 г. Управлением Министерства юстиции РФ по Сахалинской области на территории области зарегистрированы 131 религиозная организация, представленная 13 конфессиями, и 103 некоммерческие организации, созданные по национальному признаку.

Правовое регулирование вопросов свободы совести и свободы вероисповедания в Сахалинской обл. осуществляется на основании действующей Конституции РФ, общепризнанных норм и принципов международного права, федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1 (далее – закон № 125-ФЗ).

Вместе с тем Сахалинскую обл. можно отнести к тем субъектам РФ, которые в своих конституциях и уставах хотя и не упоминают свободу совести и свободу вероисповедания, но воспроизводят конституционные формулировки о признании, соблюдении и защите основных прав и свобод, гарантиях деятельности религиозных объединений (Республика Карелия, Архангельская область, Пермский край и др.). Частью 5 ст. 8 Устава Сахалинской области 2 специально оговаривается, что на территории Сахалинской обл. могут быть установлены дополнительные гарантии осуществления прав и свобод человека и гражданина.

В области нет специально принятого закона, который бы дословно либо в части повторял название закона № 125-ФЗ и имел бы предметом регулирования свободу совести и свободу вероисповедания на региональном уровне. Думается, что в принятии такого закона нет необходимости в силу следующего.

Анализ таких «специальных» законов, действующих в субъектах РФ, показывает, что, во-первых, в практически во всех принятых законах отсутствуют какие-либо дополнительные конституционные гарантии прав на свободу совести и свободу вероисповедания, а только воспроизводятся положения закона № 125-ФЗ (Республика Башкортостан, Республика Дагестан), во-вторых, субъекты РФ нередко выходят за пределы установленной для них Конституцией РФ компетенции, принимая в сфере свободы вероисповедания законы, признаваемые впоследствии в судебном порядке полностью либо в части недействующими (Республика Адыгея, Республика Татарстан, Республика Тыва). Так, решением Верховного суда Республики Тыва от 31 января 2012 г. № 3-4/2012 признаны не соответствующими федеральному законодательству отдельные положения Закона Республики Тыва от 01 апреля 1995 г. № 253 «О свободе совести и религиозных организациях». В частности, суд указал, что вопросы регулирования создания и прекращения деятельности религиозной организации, а также порядок осуществления ее деятельности находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ) и не могут регулироваться нормативными правовыми актами субъектов РФ, иначе будут вступать в противоречие с федеральным законодатель-ством 3 .

Принятие подобных региональных законов видится нецелесообразным по причине гарантирования федеральным законодательством в необходимом и достаточном объеме уровня конституционно-правовых гарантий реализации свободы вероисповедания, а также объективных сложностей, существующих в определении пределов правового регулирования субъектами РФ вопросов защиты прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания и вопросов деятельности религиозных объединений, отнесенных к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов [Бондарь 2005: 361; Пчелинцев 2011: 63-65].

Следует отметить, что указом губернатора Сахалинской области от 23 ноября 2012 г. № 48 создан совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям при губернаторе Сахалинской области, утвержден состав и планы работы. В состав совета вошли представители территориальных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Сахалинской обл., общественных объединений, религиозных организаций, национальных диаспор. В сравнении с ранее действовавшим составом совета, созданного при правительстве Сахалинской области 1 , заметно уменьшение в составе нынешнего совета числа ученых и педагогов в пользу большего представительства различных конфессий и национальных объединений.

Особенность правового регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений в Сахалинской обл. выражается также и в разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на формирование у населения установок толерантного сознания в целях предотвращения экстремизма, ненависти и вражды. Так, в целях предупреждения проявлений экстремизма, укрепления межэтнического согласия на территории области реализуется комплексный план действий по гармонизации межэтнических отношений 2 .

В Сахалинской области также проводится мониторинг:

– деятельности органов государственной власти Сахалинской области в сфере реализации государственной национальной политики и взаимодействия с национальными и религиозными организациями;

– важнейших событий, мероприятий и акций, проведенных национальными общественными и религиозными объединениями, среди которых Русская православная церковь Московского патриархата, региональная общественная организация «Сахалинские корейцы», сахалинская региональная общественная организация «Армения – община «Айк» и др.

Отдельные религиозные организации, представляющие, как правило, христианские неправославные деноминации, испытывают некоторые трудности в процессе осуществления религиозной деятельности (аренда помещений, осуществление миссионерской деятельности и т.д.), но данные случаи не носят организованный и систематический характер.

Наиболее негативно воспринимаемая в Сахалинской обл. религия – ислам. Каждый десятый житель области не желает видеть среди своих соседей приверженцев этой конфессии. Почти каждый четвертый выступает против строительства мусульманских мечетей. Основным мотивом неприязни к исламу является страх и отчасти незнание основ этого религиозного учения. При этом большинство мусульман (84%) практически не сталкивались в своей жизни с притеснениями из-за веры [Межнациональная… 2013: 8-9].

Одной из причин исламофобии является привлечение низкоквалифицированной рабочей силы, влияющей на межнациональные отношения и криминогенную обстановку в регионе. Правонарушений и преступлений по мотивам религиозной ненависти или вражды в Сахалинской обл. в целом не наблюдается, за исключением отдельно взятых случаев (например, стрельба в Воскресенском соборе в Южно-Сахалинске в 2014 г.).

В целом отношения между лицами различных вероисповеданий и национальностей в Сахалинской обл. остаются спокойными. Религиозную ситуацию в Сахалинской обл. следует признать относительно стабильной. Факты проявления национальной и религиозной нетерпимости и розни, возможные на бытовом уровне, не носят систематический и массовый характер.

Список литературы Правовое регулирование вопросов свободы совести и свободы вероисповедания в Сахалинской области

  • Бондарь Н.С. 2005. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М.: Юстицинформ. 592 с.
  • Зайцева Ю. 2007. Православная газета «Кифа» отметила свое пятилетие дискуссией о проблемах церковного возрождения. -Агентство религиозной информации Благовест-Инфо. Официальный сайт. 15 окт. Доступ: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=16440&print=1(проверено: 01.08.2014).
  • Межнациональная и межконфессиональная ситуация в Сахалинской области: социологическое исследование ООО «Диалог-Сахалин» (февраль-апрель 2013 г.). 2013. Южно-Сахалинск. 38 с.
  • Пчелинцев А.В. 2011. Законодательная практика и проблемы разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере свободы совести и вероисповедания.//Российская юстиция. № 1. С. 63-65.
Статья научная