Правовой режим земельного фонда Российской Федерации

Автор: Сафина С.Д., Савельев А.С.

Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 6-1 (33), 2019 года.

Бесплатный доступ

Земля является неотъемлемой составляющей жизнедеятельности человека, потому что, как и остальные блага материального мира, всегда была нужна человеку в силу его сущности, вечной расположенности к присвоению. В связи с этим в настоящей статье рассмотрены вопросы земельного фонда Российской Федерации, позволяющие выявить характерные черты, предопределяющие его правовой режим.

Правовой режим, земельный фонд, земля, земельный участок, земельные ресурсы

Короткий адрес: https://sciup.org/170186408

IDR: 170186408   |   DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11282

Текст научной статьи Правовой режим земельного фонда Российской Федерации

Сущность правового регулирования общественных отношений, как общеизвестно, заключается в установлении правового режима явлений действительности (взаимоотношений субъектов права, вещей, должного поведения (из договора, закона, деликта) и пр.).

Земля как неотъемлемая составляющая жизнедеятельности человека также не является исключением и издавна является объектом правового регулирования.

Земельные ресурсы интересны в юридическом смысле тем, что являются объектом множества правовых режимов. Однако только из них являются системообразующими правовыми режимами, о которых и пойдет речь в данном очерке.

Тысячелетняя история права разных цивилизации и государств, в том числе ныне существующих, показывает, что главными лицами, которые взаимодействуют между собой по поводу обладания земли, являются государство в любой его исторической форме и граждане (подданные) этого государства.

Земля - это тот объект, который, как и остальные блага материального мира, всегда была нужна человеку в силу его сущности, вечной расположенности к присвоению [1].

И здесь надо заметить три момента:

  • а)    земельные ресурсы, которых граждане государства хотели бы иметь в своей власти (т.е. пригодных для комфортной

эксплуатации) в силу самой ее природы ограничены в объеме;

  • б)    жители государства и их объединения физически ограничены в возможности использовать все пригодные земельные ресурсы, и, в) некоторая часть земельных территорий государства не представляет экономического интереса для его подданных.

Данные простые исходные данные позволяют сделать следующие концептуальные измышления:

  • 1)    лица, проживающие в конкретном государстве и заинтересованные в использовании земельных ресурсов, в то же время заинтересованы в прочности и стабильности в этом использовании;

  • 2)    всегда часть земельных ресурсов не находится в обладании граждан государства;

  • 3)    общество, по разным соображениям и мотивам в целом заинтересовано в том, чтобы земли, нераспределенные между членами этого общества, сохраняли свои природные качества, желательно в первозданном виде.

Для решения проблемы прочности и стабильности землепользования, исторически право создало и развило институт права собственности. Не вдаваясь в доктрину вещных прав и его историю, укажем, что право собственности предназначено исключительно для материальных вещей. Иными словами, в собственности может быть только индивидуально -определенная вещь.

В зависимости от того, каким является вещь - движимым или недвижимым, индивидуализация происходит разным способом.

В отношении движимой вещи по общему правилу использует принцип владения (который не следует путать с держанием), т.е. лицо, осуществляющее власть над вещью как над своим имуществом, признается собственником, пока заинтересованным лицом не доказано иное.

В отношении недвижимости всегда действовал принцип публичности. В разные исторические периоды он претворялся разными способами. Так, до широкого развития письменности основным способом доведения до третьих лиц информации о границах и собственнике земельного участка были межевые знаки. На данный момент единственным способом индивидуализации земли как вещи является внесение сведений об участке земли в Единый государственный реестр недвижимости [2].

Таким образом, практика жизнедеятельности, направленная на удовлетворение потребностей человека в пользовании землей выработала понятие недвижимости как земельного участка, ограниченного определенными границами, и систему индивидуализации собственника и недвижимой вещи.

Необходимость использования «оккупированного» земельного участка в своем интересе и своей волей потребовало подчинение ее оборота к частным началам – гражданскому праву. Имущественный оборот земельных участков подчинен как универсальным положениям гражданского права (право собственности, сделки, обязательства, наследование), так и специальным нормам вещного права (ипотека, право застройки и пр.).

Между тем, следует помнить, что власть собственника или иного обладателя вещного права на земельный надел не абсолютен. Некоторые ограничения вытекают из гражданско-правовых отношений (соседское право, сервитуты, обязательственные обременяя и т.д.), другие имеют публично-правовые основания - необходимость целевого использования, требований к освоению, приведению в надлежащее состояние и пр. Однако, гражданско-правовой статус земельного участка первичен: собственник обладает тем объемом вещных прав, которые остались у него после наложения публичных ограничений.

Данные положения охватывают гражданско-правовой режим земельного участка как недвижимости.

Как мы указали выше, земли, и пригодные для использования человеком, и непригодные или трудноосваиваемые, не распределяются между гражданами на каком-либо вещном праве. Это часть территории государства, охватывающая пространства, в которых не сформированы земельные участки.

Обозрение природоресурсного законодательства показывает, что данные земельные ресурсы принадлежат Российской Федерации на праве собственности как юридическому лицу.

Однако, данные ресурсы выведены из имущественного оборота в классическом ее понимании. Они не могут быть объектами купли-продажи, аренды, залога, доверительного управления, мены и т.д.

Государство, являясь фикцией, не может, основываясь на ст.ст. 1, 209 ГК РФ, использовать произвольно данные земельные ресурсы своей волей и в своем интересе.

В отношении данных объектов государство (Россия) осуществляет не гражданско-правовую власть, а суверенную власть. Гражданско-правовые механизмы являются в данном случае лишь некоторыми из множества средствами достижения суверенной власти.

Государственные органы и должностные лица при осуществлении данной суверенной власти должны руководствоваться ст. 9 Конституции России, которая объявляет природные ресурсы, земли в том числе, общенародными основами жизнедеятельности [3].

Данный статус земельного фонда России означает, что государство обязано установить свод природоохранных правил и требований к неограниченному кругу лиц.

Данные правила должны содержать порядок общедоступного использования и (или) вредоносного использования земли, порядок введения таких земель в гражданско-правовой режим (индивидуализацию участков), порядок компенсации законно- го и незаконного нанесения вреда неучтенным землям [4].

Указанные правила и требования использования неучтенных земель образуют конституционно-правовой режим таких земель. Еще раз повторим, что большая часть таких правил относится и к землям в виде участков, находящихся в собственности граждан, организации и публичноправовых образований, однако в этом качестве они являются ограничениями гражданских прав собственников земельных участков.

Конституционный и гражданско-правовой режимы – две главные формы юридического существования земельного фонда Российской Федерации.

Список литературы Правовой режим земельного фонда Российской Федерации

  • Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. - 4-е изд., перераб., доп. - М., 2008. - 922 c.
  • Чаплин Н.Ю. Понятие и особенности земельного участка как объекта гражданских прав // Журнал российского права. 2018. №8. С. 155-161.
  • Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12. 1993 г. (ред. от 21.07.2014) (с посл. изм. и доп. от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // СПС "КонсультантПлюс".
  • Аверьянова Н.Н. Конституционно-правовое регулирование земельных отношений в Российской Федерации: монография / под ред. Г.Н. Комковой. М., 2017. - 264 с.
Статья научная