Правовой статус международных неправительственных организаций в Кыргызской Республике
Автор: Тохтакунова М.О.
Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 12 т.9, 2023 года.
Бесплатный доступ
За последние десятилетия взаимоотношения правительства и представителей международных неправительственных организаций претерпели изменения. Эти изменения нашли отражения в законопроектах, касающихся неправительственных коммерческих организаций за 2023 год. Учитывая поправки в законе об НКО чувствуется необходимость анализа правового статуса МНПО в Кыргызской Республике. Данная статья представляет собой анализ статуса НКО за последние 10 лет в период с 2013 по 2023 год. В качестве методологии выбраны исторический и сравнительный методы исследования.
Нко, мнпо, правительство, государство
Короткий адрес: https://sciup.org/14129004
IDR: 14129004 | DOI: 10.33619/2414-2948/97/41
Текст научной статьи Правовой статус международных неправительственных организаций в Кыргызской Республике
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice
УДК 341.215.2
В современном мире одним из аспектов демократии можно считать наличие гражданского общества. В свою очередь о наличии гражданданского общества или гражданского пространства говорит количество неправительственных организаций (НПО) в стране [2]. Как подчеркивает голландский юрист Т. ван Бовен, роль НПО важна в выражении интересов меньшинства . Исходя их этого любые законопроекты, касающиеся НПО могут как сузить, так и расширить гражданское пространство.
19 мая 2023 года на сайте Жогорку Кенеша на общественное обсуждение был вынесен проект закона о некоммерческих организациях. Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях» филиалов (представительств) и в Уголовный кодекс Кыргызской Республики»)» [2].
Для начала разберемся, в чем заключаются отличия между НКО и НПО. НКО (некоммерческая организация) и МНПО (международная неправительственная организация) — связанные термины, но относящиеся к разным аспектам организаций, особенно с точки зрения их географического охвата. Некоммерческая организация (НКО): НКО — это широкий термин, охватывающий организации, которые действуют не для получения прибыли, а для целей, отличных от получения прибыли. НКО могут участвовать в различных видах деятельности, включая благотворительные, образовательные, научные, религиозные или общественные инициативы. Термин «некоммерческая организация» относится к основной цели организации — служить социальным или общественным интересам, а не генерировать прибыль для владельцев или акционеров.
НКО могут действовать на местном, национальном или международном уровнях.
Международная неправительственная организация (МНПО): МНПО конкретно относится к типу некоммерческой организации, которая действует через национальные границы, осуществляя деятельность и проекты во многих странах. МНПО часто участвуют в гуманитарных усилиях, усилиях по развитию, защите интересов или оказании помощи, выходящих за рамки национальных границ. Эти организации обычно работают независимо или в сотрудничестве с правительствами, международными организациями и другими неправительственными организациями для решения глобальных проблем. МНПО могут сосредоточиться на широком спектре вопросов, таких как борьба с бедностью, права человека, здравоохранение, образование и экологическая устойчивость.
Подводя итог, можно сказать, что хотя все МНПО являются НКО, не все НКО являются МНПО . Термин «НКО» представляет собой общую классификацию организаций, которые не работают с целью получения прибыли, и может включать организации местного, национального или международного масштаба. С другой стороны, «МНПО» конкретно относится к некоммерческим организациям, которые работают на международном уровне, работают над решением глобальных проблем и способствуют позитивным изменениям в глобальном масштабе. Как правило, МНПО обычно должны регистрироваться и соблюдать местные законы, чтобы работать внутри страны. Этот процесс регистрации часто включает в себя подачу документации с описанием цели, деятельности и финансовых подробностей организации. МНПО желательно тесно сотрудничать с соответствующими государственными органами и соблюдать местные правила для обеспечения их соблюдения.
В Кыргызской Республике термин неправительственные организации не получил распространения, гораздо чаще используется термин некоммерческие организации, при этом подразумевая НКО, НПО и МНПО. После вступления в силу поправок в законопроект 2021 года НКО обязаны ежегодно предоставлять дополнительные финансовые отчеты. Согласно новым поправкам, НКО ежегодно должны представлять госорганам отчет о структуре и размере доходов, а также сведения об имуществе.
Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 26 июня 2021 года №78 ст.17 гласит
-
1. Сведения о структуре поступлений в некоммерческую организацию и информация о размере и составе имущества организации представляются в государственные органы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
-
2. Размеры и структура доходов, а также сведения о размере и составе имущества некоммерческой организации, ее расходах не могут быть предметом коммерческой тайны.
-
3. Некоммерческая организация (за исключением государственных и муниципальных учреждений), осуществляющая деятельность за счет денежных и материальных средств, предоставленных на безвозмездной основе, ежегодно до 1 апреля размещает на сайте уполномоченного налогового органа сводную информацию за предыдущий год об
источниках формирования денежных средств, направлениях их расходования, а также сведения о приобретенных, используемых и отчуждаемых имуществах .
Поправки в закон вызвали ожидаемую критику, как со стороны международного сообщества, так и представителей НКО в стране. Так пресс-секретаря Госдепа Нед Прайс заявил: «… Подобными законами злоупотребляли и в других странах, чтобы преследовать организации, критикующие правительство и политических деятелей, нарушая свободу слова. Мы призываем руководство страны пересмотреть закон и его влияние на гражданское общество, которое является краеугольным камнем кыргызской демократии» .
Обращаем внимание на то, что среди основополагающих принципов статуса неправительственных организаций в Европе есть принцип о том, что НПО вправе ходатайствовать о получении финансирования и получать его - в виде денежных средств или товаров - из другой страны, от многосторонних агентств, организаций или частных жертвователей в соответствии с действующими нормами внешнеэкономического и таможенного законодательства .
В 2023 году поправки в законопроект не ограничились требованием полной финансовой подотчетности. В новом проекте закона вводится понятие «иностранный представитель». Согласно поправкам, некоммерческие организации, получающие финансирование из-за рубежа и занимающиеся политической деятельностью, получат статус «иностранный представитель» и войдут в специальный реестр. За создание НКО, «посягающей на личность и права граждан», вводится уголовное наказание в виде штрафов и лишения свободы до десяти лет. Депутаты уже приняли его в первом чтении, что осудил ряд международных сообществ и организаций [1, 2].
Для сравнения, в аналогичном законе Великобритании НКО, которая получает средства из-за границы, не обязана регистрироваться как иноагент [2]. Следует отметить, что убийство — лишение жизни другого человека, — наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет (ст. 122, Уголовный кодекс Кыргызской Республики) [3].
Взаимоотношения представителей НКО и правительства всегда были довольно сложными. Так в 2014 году была предпринята похожая попытка ввести статус иностранного агента, но в 2016 после многочисленных сторон документ был отклонен [1].
К каким последствиям может привести принятие законопроекта 2023 года? Во-первых, так как НКО запрещается заниматься политической деятельностью, что довольно обширное понятие, куда можно отнести практически любое действие, такое как митинг или формирование общественного мнения, сужается зона влияния НКО на правительство. С одной стороны, итоговый документ совещания министров стран «Большой восьмерки» по борьбе с терроризмом (Париж, 30 июля 1996 г.) призывает все государства взять под свой контроль НПО (гуманитарной, культурной или социальной направленности), которые могут служить прикрытием для террористической деятельности [2], с другой стороны, организации, прибегающие к силе, не признаются НПО. Со стороны правительства Кыргызской республики понятно намерение взять НПО под контроль, однако интерпретация данного законопроекта, в стране со слабой судебной системой может привести к искоренению гражданского общества в целом.
Во-вторых, сейчас правозащитные организации, СМИ и гражданское общество обеспечивают общественный контроль за деятельностью властей. Принятие репрессивного закона против НКО приведет к тому, что этот контроль будет утерян. Другая функция НПО, информационная, заключается в сборе, анализе и хранении информации, позволяет международному сообществу следить за обстановкой в стране. Именно данный аспект НПО подвергается критике со стороны правительства чаще всего. Однако, эта функция позволяет защищать права жертв произвола, врачебных ошибок, коррупции. НПО в самом прямом смысле представляют собой средство защиты, доступное как для отдельных людей, так и для групп лиц во всем мире.
На основе всего вышесказанного можно сделать следующие выводы. НПО, как правило, являются некоммерческими организациями, а это означает, что их основная задача заключается в служении социальным или общественным интересам, а не в получении прибыли для владельцев или заинтересованных сторон. В Кыргызской Республике термин НКО употребляется в значении НПО и МНПО. Обычная деятельность НПО включает проведение исследований, повышение осведомленности, предоставление услуг, реализацию проектов и пропаганду изменений в политике. Они играют решающую роль в гражданском обществе, дополняя, а иногда и бросая вызов инициативам правительства и частного сектора по решению различных проблем и содействию позитивным социальным изменениям. НПО и государственная власть имеют неоднозначное отношения. В частности в Кыргызстане наблюдается тенденция ограничить влияние НКО со стороны государства.
Законопроект о некоммерческих организациях оставляет простор действий для правительства, при этом ограничивает действия НКО на законодательном уровне, что может привести к нежелательным последствиям для гражданского общества страны.
Список литературы Правовой статус международных неправительственных организаций в Кыргызской Республике
- Черевык К. А. Неправительственные организации Кыргызстана: особенности определения и учета // Ученые записки Крымского федерального университета имени ВИ Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2018. Т. 4. №3. С. 147-157. EDN: VQASGT
- Чернышев О. А., Генералов В. А. Принципы правового регулирования международного сотрудничества в борьбе с актами терроризма // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2000. №4. С. 22-26.
- Binder M., Heupel M. The legitimacy of the UN Security Council: Evidence from recent General Assembly debates //International Studies Quarterly. 2015. V. 59. №2. P. 238-250. DOI: 10.1111/isqu.12134