Правовые аспекты регулирования цифровой среды доверия
Автор: Лошкарв А.В., Мовсесян В.Э.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 9-2 (48), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются предпосылки возникновения нормативной регуляторной среды, которая обеспечит благоприятный правовой режим для развития отношений в сфере цифровых коммуникаций и технологий. Рассмотрены понятия «аутентификация» и «идентификация» физических и юридических лиц, а также основные риски, которые могут возникнуть при данных процессах, описано нормативно-правовое регулирование. Выделены ключевые направления развития цифровой среды доверия в Российской Федерации. Рассмотрены мнения зарубежных авторов по вопросу цифровизации.
Цифровая среда доверия, цифровая экономика, доверенная третья сторона, цифровой сервис доверия, цифровое пространство
Короткий адрес: https://sciup.org/170188108
IDR: 170188108 | DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11053
Текст научной статьи Правовые аспекты регулирования цифровой среды доверия
Рост инвестиций в развитие цифровых сервисов доверия и создание площадки для прозрачного взаимодействия между гражданами и государством, предприятием и сотрудниками, партнерами и клиентами - ведущая задача в становлении цифровой среды. Доверие в контексте цифровых технологий выступает определяющим фактором конкурентоспособности цифровой экономики. Ключевая задача государства - это повышение уровня доверия граждан к процессам цифровизации.
Несмотря на значительные объемы государственных инвестиций, направленных на усовершенствование цифровой среды доверия и организации прозрачного взаимодействия между различными структурами общества, применение данной площадки ограничено, что создает проблему для использования дистанционных цифровых коммуникаций в социуме.
Доверие - категория, которая изучается разнообразными научными дисциплинами, в первую очередь, социологией и психологией. Сегодня проблема доверия стала предметом детального изучения в области экономики и права [1].
Исходя из терминологической трактовки ВШЭ, цифровая среда доверия представляется нам как предусмотренная правовыми нормами деятельность по созданию комплекса цифровых правоотношений, образованных на доступной иденти- фикации, аутентификации и деловой репутации субъектов, вступающих в цифровые правоотношения [2].
Впервые вопросы обеспечения и развития цифрового пространства стали актуальными в России в начале 2000-х годов, когда был принят Федеральный закон №1 -ФЗ «Об электронной подписи». Электронная подпись была введена в контексте юридического регулятора трансграничного электронного документооборота. На современном этапе российское законодательство претерпевает особую модернизацию в сфере цифровых отношений, что привело к созданию Федерального закона №476- ФЗ от 27.12.2019, являющимся поправкой к Федеральному закону №63-ФЗ от 06.04.2011 «Об электронной подписи». Речь идет о сервисах доверия и в ФЗ-№ 476 было введено понятие «доверенная третья сторона» [3].
Внедрение данного термина в российское законодательство связывают с подписанием международного документа «Договор о Евразийском экономическом союзе», в задачи которого были включены вопросы об экономической интеграции на территории ЕАЭС. Технология «доверенная третья сторона» основана на проведении проверки электронных подписей в электронных документах в определенный момент времени и документальное подтверждение результатов такой проверки.
Доверенная третья сторона (ДТС) выступает гарантом надежности и защищенности информационного взаимодействия, механизм которого основан на своевременной конфиденциальной транзакции в отношении получателя. ДТС при спорной ситуации подтверждает совершение действий и ход событий.
Рассматривая сервисы «доверенной третьей стороны» важно подчеркнуть, что они могут включать такие процессы, как управление ключами и сертификатами, поддержку идентификации и аутентификации, фиксацию времени, электронные нотариальные службы и другие сервисы. Услуги Доверенной Третьей Стороны обеспечивают длительное архивное хранение и сохранение юридической силы электронного документа.
Как верно отметили исследователи Головкин Р.Б., Зыбин П.Д. и другие, цифровая среда доверия сконцентрирована на правовом формировании в цифровом пространстве информационных систем способов подтверждения личности физических и юридических лиц – аутентификации и идентификации субъектов правовых отношений [4].
Центральный Банк России предложил создание и развитие платформы для удаленной идентификации, позволяющая осуществить перевод финансовых услуг в цифровую среду и повысить доступность финансовых услуг для потребителей, в том числе людей с ограниченными возможностями, пожилого и маломобильного населения, а также увеличить конкуренцию на финансовом рынке [5].
Правовая база в области идентификации и аутентификации выражена в приказе Минкомсвязи России от 30.01.2019 «Об утверждении плана деятельности Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на период 2019-2024 годов». Согласно проекту, для идентификации и аутентификации лиц предлагается использовать инфраструктуру цифрового профиля. Цифровой профиль определяется как совокупность сведений о физических и юридических лицах, содержащихся в информационных системах государственных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в единой системе идентификации и аутентификации [6].
Данное внедрение всецело отвечает требованиям современной цифровой эпохи, так как упрощает взаимодействие в финансовых и иных вопросах, опуская формальный документооборот.
Однако, если говорить о ситуации в области цифровой среды доверия в мире, то согласно статистике Евростата (ЕС, 2018) лишь 57% от 16 до74 лет сообщили об использовании сети Интернет для взаимодействия с государственными органами в 2018 [7].
Это говорит о проблеме недоверия граждан к цифровой среде, поэтому она должна претерпеть совершенствование в области кибербезопасности и доработку в области сохранения конфиденциальности данных.
Согласно модели принятия технологий, предложенной еще Джей Си Дэвисом в 1986 году, принятие людьми информационных систем зависит от двух ключевых переменных, а именно «воспринимаемой простоты использования» и «воспринимаемой полезности» [7]. Согласно этому теоретическому подходу, оценка гражданами эффективности цифровой среды доверия имеет большое значение для принятия решения об использовании инструментов, предоставляемых государством в области внедрения цифровых технологий.
Таким образом, разработка и продвижение цифровых технологий становится инструментом стратегического управления, влияющим на восприятие граждан по вопросу цифровых сервисов доверия.
В российском законодательстве понятие «цифровая среда доверия» не закреплено и его сущностная трактовка отражена в программе «Цифровая экономика РФ», где речь идет о нормативно-правовом регулировании и формировании новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных цифровых технологий, о системе идентификации и аутен- тификации физических и юридических лиц [8].
Поэтому, прежде чем говорить о формировании цифровой среды доверия, важно сформировать терминологическую базу понятия «цифровая среда доверия» и составить в дальнейшем план по созданию специального органа, регулирующего внутренние и внешние отношения в сфере цифровой экономики.
В паспорте федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» перечислены результаты внедрения цифровых технологий, в частности это касается:
– возможности осуществления нотариальных действий путем изготовления но- тариального документа в электронном виде;
– возможности направления жалоб, ходатайств и иных заявлений в электронной форме, а также допустимости электронных доказательств, дистанционного участия в судебном заседании;
– внедрения электронной трудовой книжки и возможности ведения электронного кадрового документооборота;
– обеспечения гармонизации терминологии, используемой в различных нормативных правовых актах.
Данные направления успешно развиты и продолжают развиваться, однако стоит дополнить, что все эти результаты не будут успешно функционировать без развитой кибербезопасности и сохранения высокого уровня конфиденциальности данных пользователей.
Для успешного развития цифровой экономики необходимо:
– уделять внимание разработке новых продуктов и (или) услуг с учетом требований современного мира цифровых технологий;
– правовое обеспечение и дополнение нормативно-правовой базы в области кибербезопасности;
– государственное управление рисками на протяжении всего жизненного цикла данных, включая процессы создания, хранения, использования, обмена и архивирования, и уничтожения информации.
Конфиденциальность данных является центральным элементом своей повседневной деятельности, и мы признаем ее важность в качестве конкурентного отличия. Финансовые учреждения, предприятия и государственные органы в целом, сталкиваются с дополнительной проблемой, связанной с повышением необходимого внимания к улучшению качества обслужива- ния клиентов, достижению соответствия нормативным требованиям и поддержанию надежной безопасности.
Цифровая среда доверия и ее безопасность – взаимосвязанные категории, развитие которых должно идти вместе. Для обеспечения приоритетного развития цифровой экономики, требуется более сбалансированная модель цифрового развития. Важным шагом является формирование лояльности у граждан в отношении цифровизации процессов, поэтому мы считаем, что необходимо проводить активную политику со стороны государства в области информационной безопасности, и следует сосредоточить внимание на методах повышения доверия к цифровой среде. Разработка инструментов контроля со стороны гражданского общества и активное вовлечение граждан в обсуждение цифровых инноваций, спонсирование проектов, связанных с цифровизацией значительно повысят уровень доверия к цифровым трансформациям и станут хорошей основой для становления и развития цифровой среды доверия.
Список литературы Правовые аспекты регулирования цифровой среды доверия
- Larisa V. Sannikova, Yuliya S. Kharitonova The Trust and the Digitalization of Society // Proceedings of the 2nd International Conference on Education Science and Social Development (ESSD 2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.atlantis-press.com/proceedings/essd-19/125913061 (дата обращения 27.09.2020).
- Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; науч. ред. Л. М. Гохберг; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.
- Федеральный закон от 27.12.2019 N 476-ФЗ (ред. от 23.06.2020) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341757/(дата обращения 27.09.2020).
- Головкин Р.Б., Зыбин П.Д., Макаренко Д.Г., Пысин С.А. Правовое формирование цифровой среды доверия // Вестник Воронежского института ФСИН России. -2019. - № 3. - С. 143-151.
- Удаленная идентификация. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/fintech/digital_biometric_id/ (дата обращения: 27.09.2020).
- Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57277.html/ (дата обращения: 27.09.2020).
- The effects of e-government evaluation, trust and the digital divide in the levels of e-government use in European countries. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0040162519313150 (дата обращения: 27.09.2020)
- Программа "Цифровая экономика" Российской Федерации" (утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71634878/ (дата обращения: 27.09.2020).