Правовые коллизии противодействия наркотизму
Автор: Бармашова Д.А.
Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka
Статья в выпуске: 9 (37), 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются проблемы уголовно-правового противодействия наркотизму, выделяются недостатки, препятствующие реализации эффективной антинаркотической профилактики, определяются коллизии и пробелы в регламентации в Российской Федерации правового режима наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров и наркосодержащих растений.
Коллизии, наркотизм, незаконный оборот, преступность, уголовно-правовая политика, уголовная ответственность
Короткий адрес: https://sciup.org/140287093
IDR: 140287093
Текст научной статьи Правовые коллизии противодействия наркотизму
В последние 20 лет в России проблема распространения наркозависимости среди населения неуклонно усиливается [7, с. 5]. Она выросла до масштабов угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Статистика лиц, систематически потребляющих наркотические средства, крайне неблагоприятна. Так, по данным 2017 г., на официальном учете таких лиц находилось порядка 600 тыс., а по неофициальным данным, - более 6 млн. человек [8].
В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года [9] определено, что "государственная антинаркотическая политика является частью государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации. Генеральной целью государственной антинаркотической политики является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов негативных последствий их незаконного оборота для жизни и здоровья граждан, государственной и общественной безопасности" (п. 4 разд. II "Общие положения") [9]. Уголовная политика противодействия наркотизму, по мнению И.В. Зуй, - "это часть государственной политики борьбы с этим негативным социальным явлением, которая представляет собой систему научно обоснованных, опирающихся на анализ объективных тенденций развития наркотизма направлений деятельности государственных и негосударственных (в том числе общественных) органов и организаций по охране здоровья населения от преступных посягательств, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, путем применения уголовного наказания или иных мер уголовно-правового характера к лицам, признанным виновными в совершении названных преступлений, а равно по осуществлению профилактики соответствующей преступной деятельности и немедицинского потребления наркотических средств или психотропных веществ" [2, с. 119].
Уголовно-правовая политика противодействия наркотизму в качестве своего основного воплощения выражается в установлении правового режима наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров и наркосодержащих растений; определении системы криминализуемых деяний в сфере их незаконного оборота; в закреплении принципов их пенализации, а равно в разработке механизмов межотраслевой дифференциации и взаимодействия антинаркотических норм.
Правовые основы регулирования борьбы с наркотизмом в Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ (в ред. от 26.07.2019 г.) "О наркотических средствах и психотропных веществах" [4], Уголовным кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ [3].
Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" регламентирует основные положения деятельности, связанной с наркосодержащими веществами. Согласно ч. 1 ст. 4 (в ред. ФЗ от 18.07.2009 г. N 177-ФЗ; от 07.06.2013 г. N 120-ФЗ) данного Закона антинаркотическая политика в Российской Федерации "направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров". Следовательно, законодатель учел критику предыдущей редакции данного Закона и включил в круг антинаркотической политики не только ограничительные меры, но и профилактические, включая и медикаментозное воздействие на наркозависимых лиц. Вместе с тем вводится повсеместное лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотиков.
В Российской Федерации на законодательном уровне установлена монополия на оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров и наркосодержащих растений, равно как и ядовитых веществ (производство, переработка, ввоз (вывоз), перевозка, культивирование наркосодержащих растений).
Вместе с тем рассматриваемый источник права не лишен и целого ряда существенных недостатков, которые препятствуют реализации эффективной антинаркотической профилактики. Среди наиболее существенных проблем следует назвать:
-
1) акцент в содержании его положений на запретительные меры (ч. 4 ст. 31, 40, 55);
-
2) отказ от апробированных в других государствах практик лечения больных наркоманией, в частности, на применение "метадоновой" терапии (ст. 55);
-
3) недостаток правовой регламентации мер по социальной реабилитации и реадаптации наркозависимых лиц;
-
4) установление практики идентифицируемого лечения (с исключением его анонимных форм ст. 56);
-
5) межотраслевая рассогласованность и отсутствие корреляции его норм с положениями КоАП РФ и УК РФ.
К наиболее ярким противоречиям рассматриваемого Закона следует, по нашему мнению, отнести:
-
1) необоснованное сужение круга лиц, в отношении которых распространяется его действие (Закон упоминает лишь больных наркоманией, упуская из виду лиц, злоупотребляющих одурманивающими веществами, токсикоманов);
-
2) ограниченность определения правового регулирования Закона: оборот наркотических средств и психотропных веществ, а не оказание медицинской помощи потребителям наркотиков и психотропных веществ;
-
3) изобилие в Законе оценочных понятий (например, не проведено четкого водораздела между такими ключевыми видами деятельности, как лечение и диагностика лиц, больных наркоманией, их реабилитации (ч. 1, 2 ст. 55);
-
4) в рассматриваемом Законе присутствует рассогласованность предписаний с указаниями иных нормативных актов Российской Федерации: например, согласно ч. 3 ст. 54 Закона допускается прямо противоречащее (п. "г" ч. 1 ст. 97 УК РФ) назначение решением суда применения принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим наркотической зависимостью, хотя и не совершившим преступного деяния.
Указанные коллизии и пробелы в регламентации в Российской Федерации правового режима наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров и наркосодержащих растений значительно ограничили потенциал Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Это обстоятельство, безусловно, в негативном ключе характеризует содержание антинаркотической политики России. Прежде всего остается на уровне фрагментарного урегулирования вопрос об оказании медицинской помощи наркозависимым лицам, о реализации мер антинаркотической ранней профилактики.
Определяя содержание уголовно-правовой политики противодействия наркотизму, важным ее компонентом следует все же признать криминализацию общественно опасных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ [2, с. 119]. Следовательно, важное направление предупреждения наркотизма - формирование продуманной целостной уголовной политики в рассматриваемой сфере. Уголовно-правовые нормы антинаркотической профилактики размещены в гл. 25 "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности" УК РФ. В ней содержится 11 составов преступлений, непосредственно устанавливающих уголовную ответственность за незаконные действия с наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами, прекурсорами и наркосодержащими растениями. К числу наказуемых отнесены: незаконное приобретение, изготовление, перевозка, переработка, хранение, сбыт, производство, пересылка наркотических средств, психотропных веществ, аналогов, прекурсоров и наркосодержащих растений; контрабанда; хищение либо вымогательство; культивирование; склонение к потреблению; содержание притонов для потребления указанных выше средств и веществ, равно как и незаконная их выдача без рецепта врача. Помимо этого в Общей части УК РФ появились нормы, направленные на профилактику наркопотребления, - ст. 72 "Назначение наказания лицу, признанному больным наркоманией" и ст. 82 "Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией". Все этого говорит о пристальном внимании законодателя к регламентации вопросов криминализации и пенализации в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Нельзя не отметить, что нормы гл. 25 УК РФ, посвященные уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров и наркосодержащих растений подвергались с момента принятия в 1996 г. УК РФ неоднократному изменению. Последние из них были осуществлены в 2017 г. Тем не менее до сих пор их содержание далеко от совершенства. Существует также проблема интеграции российского и международного законодательства в сфере противодействия наркотизму. Так, не все положения ратифицированных Российской Федерацией конвенций в полной мере были реализованы в отечественном законодательстве. По мнению некоторых ученых, законодатель не пошел последовательно до конца и не "снял" проблему определения места и роли уголовно-правовых средств противодействия наркотизму, наркобизнесу в профилактике наркомании и оставил неразрешенным связанный с этим вопрос об оптимальности конструирования соответствующих составов преступлений [5, с. 41].
Анализ ст. 228 УК РФ позволяет сделать вывод о том, что в редакции этой статьи предусмотрена завуалированная ответственность за потребление наркотических средств и психотропных веществ. Это не допустимо, так как все же основной акцент должен ставиться на противодействии уголовноправовыми средствами именно незаконному обороту, а не потреблению наркотиков. В этой связи считаем, что необходимо ввести коррективы в редакцию ч. 1 ст. 228 УК РФ, указав на цель сбыта: "незаконное производство, пересылка с целью сбыта или сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов". На наш взгляд, решить данную проблему может установление уголовной ответственности в привязке к дозам потребления указанных средств и веществ, как это было сделано в УК РФ в редакции 2006 г. Однако, в отличие от нее, следует предусмотреть в примечании к ст. 228 УК РФ указание на разовую дозу как основание не привлечения к уголовной ответственности.
Есть проблемы и реализации института добровольного отказа применительно к рассматриваемым нормам. Так, возможность освобождения от уголовной ответственности за добровольную выдачу наркотических средств предусмотрена лишь в примечании к ст. 228 УК РФ. В этой связи, с нашей точки зрения, необходимо предусмотреть подобные примечания и к ст. 228.1 и 228.2 УК РФ, так как в этом основании специального освобождения от ответственности заложен определенный профилактический потенциал. Применение мер медицинского характера, как и мер реадаптации и ресоциализации наркозависимых лиц, - важный компонент политики противодействия наркотизму [2, с. 119]. Эти меры в обязательном порядке должны быть включены в программы и планы профилактики наркотизма в России. Однако, несмотря на активное теоретическое осмысление указанного вопроса, его практическое воплощение пока еще не реализуется на должном уровне. В поддержку расширения в УК РФ норм, регламентирующих медицинское лечение и реабилитацию лиц, страдающих наркотической зависимостью, выступают многие авторы [1, с. 24; 6, с. 120, 121].
Подводя итог, следует констатировать, что социальная значимость проблемы наркотизма для современной России предопределяет необходимость формирования самостоятельной уголовной антинаркотической политики. Ее компонентами выступают законодательство и деятельность уполномоченных органов по профилактике наркотизма в Российской Федерации. Правовые основы составляют Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", КоАП РФ и УК РФ. Анализ положений этих источников показывает необходимость их дальнейшего совершенствования. Необходимо расширить рамки действия Закона, распространив его и на лиц, злоупотребляющих одурманивающими веществами, и на токсикоманов, и на лиц, злоупотребляющих алкоголем. Следует уточнить предмет правового регулирования этого Закона, включив в него и оказание медицинской помощи потребителям наркотиков. Необходимо дополнить Закон нормами, регламентирующими порядок оказания медицинской помощи лицам, страдающим наркотической зависимостью. Необходимо также осуществить дифференциацию указанных лиц на тех, у которых уже сформировалась зависимость от наркотиков (больные наркоманией) и тех, которые хотя и допускают незаконное потребление наркотических средств, но наркоманией еще не страдают (эпизодические потребители). В Законе следует также четко определить линию отграничения лечения и медико-социальной реабилитации, обследования и консультирования.
Следует устранить и прямые коллизии межу рассматриваемым Законом и УК РФ. В частности, исключить из ч. 3 ст. 54 Закона указание о том, что по решению суда возможно назначение принудительных мер медицинского характера в отношении не только лиц, совершивших преступное деяние, но и в отношении лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, либо уклоняющихся от лечения.
Уголовный кодекс РФ, несмотря на очевидный прогресс и появление положений о социальной и медицинской реабилитации, все же нуждается в совершенствовании. Так, ч. 1 ст. 228 УК РФ не исключает однозначно возможность привлечения к уголовной ответственности за потребление наркотического средства, психотропного вещества, их аналогов либо наркосодержащих растений. Для устранения указанной проблемы считаем необходимым указать в примечании данной нормы на то, что лицо не привлекается к уголовной ответственности при условии, что им допущено хранение, перевозка, изготовление без цели сбыта одной разовой дозы.
Список литературы Правовые коллизии противодействия наркотизму
- Григорова К.С. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов как подструктура наркотизма (уголовно-правовой и криминологический аспекты): автореф. дис.. канд. юрид. наук. Краснодар, 2006.
- Зуй И.В. Уголовно-правовая политика противодействия наркотизму: понятие и содержание // Общество и право. 2008. N 2(20).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
- Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 2. - Ст. 219.
- Прохорова М., Огилец Н. Ответственность за незаконный оборот наркотиков: закон новый, проблемы старые // Уголовное право. 2004. N 4.
- Прохорова М.Л. Наркотизм: уголовно-правовое и криминологическое исследование. СПб., 2002. С. 120, 121.
- Смеленко Э.М. Особенности уголовной ответственности лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами: дис.. канд. юрид. наук. Ставрополь, 2015.
- Статистика наркомании в России [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://rehabcentr.ru/statistika (дата обращения: 11.11.2018).
- Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. N 690 (в ред. от 23.02.2018 г.) "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" // Собрание законодательства РФ, 14.06.2010, N 24, ст. 3015.