Правовые основы идеологического противодействия терроризму
Бесплатный доступ
Основу и главный идентификационный признак терроризма составляет идеология. Противодействие ему развертывается в т.ч. в идеологической сфере. В статье анализируется современное состояние нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения, деятельность государства и гражданского общества по идеологическому противодействию терроризму. Автор делает вывод, что сложившаяся к настоящему времени система права позволила сформировать организационные механизмы противодействия идеологии терроризма, систему его кадрового, методического и научного обеспечения. Вместе с тем остается актуальной задача совершенствования законодательных, нормативных установлений, регламентирующих эту деятельность.
Терроризм, идеология терроризма, профилактика терроризма, идеологическое противодействие терроризму, антитеррористическое сознание, право
Короткий адрес: https://sciup.org/170171097
IDR: 170171097 | DOI: 10.31171/vlast.v28i1.7038
Текст научной статьи Правовые основы идеологического противодействия терроризму
Т ерроризм сегодня – серьезнейшая проблема человечества. В нашей стране официально признано, что деятельность террористических организаций относится к основным угрозам государственной и общественной безопасности в Российской Федерации1. Противодействие терроризму – одна из наиболее важных задач обеспечения национальной безопасности.
В праве России терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
Включение в состав юридического определения понятия «терроризм» термина «идеология насилия», с одной стороны, отразило более глубокое концептуальное осмысление феномена. Терроризм – не одно лишь жестокое и бездумное насилие. Его внутреннее смысловое содержание, одну из движущих сил и основу системы его воспроизводства составляют идеология, ее носители, а также каналы распространения2. В.Е. Петрищев вполне обоснованно пишет, что наличие идеологической основы – сущностный элемент терроризма, его главный идентификационный признак, организационное начало террористических проявлений [Петрищев 2010].
С другой стороны, оно стало законодательным и теоретическим обоснованием того, что, говоря словами Екатерины Великой, «пушками против идей не воюют» [Стегний 2001: 65], а борьба с терроризмом предполагает и органически включает идеологическое противодействие ему. В Комплексном плане противодействия идеологии терроризма, утвержденном президентом РФ, прямо говорится: «Силовые методы способны предупредить лишь конкретную угрозу совершения террористического акта. Для радикального снижения угрозы терроризма необходимо разрушить саму систему его воспроизводства, основу которой составляет идеология терроризма»3.
Противодействие терроризму, в т.ч. идеологическое, осуществляется на принципе законности. Его правовую основу составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента и Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними ведомственные и региональные нормативные акты. В настоящее время действуют 29 федеральных законов, 16 указов Президента, 39 постановлений и 23 распоряжения Правительства РФ, свыше 50 межведомственных и ведомственных нормативных правовых актов, которые регламентируют правоотношения в сфере противодействия терроризму [Журавель 2014].
Кроме того, большой круг вопросов идеологического противодействия терроризму раскрыт в документах стратегического планирования (Стратегия национальной безопасности, Доктрина информационной безопасности, Концепция внешней политики, Концепция противодействия терроризму и др.). Основные базовые понятия системы противодействия идеологии терроризма в РФ определены в федеральном законе «О противодействии терроризму» (2006 г.), Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации (2009 г.), указе Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» (2010 г.), комплексных планах противодействия идеологии терроризма в РФ.
К сожалению, законодатель дальше констатации того, что терроризм – идеология насилия, не пошел. Четкой формулировки определения этой идеологии он не дал. Даже само понятие «идеологическое противодействие терроризму» не получило терминологического определения. По крайней мере, в официальных источниках его сущность и содержание не определены. Между тем условием успешного лечения является установление верного диагноза. Что такое идеология терроризма? В качестве рабочего можно принять определение, предложенное Е.П. Ильиным: «Совокупность идей, концепций, верований, целевых установок, лозунгов, обосновывающих необходимость террористической деятельности и направленных на мобилизацию людей для участия в ней» [Ильин 2014].
Принципиальное значение имеет положение закона «О противодействии терроризму» о том, что террористическая деятельность включает в себя пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. «Нельзя оспаривать тот факт, – писал Р. Вассерман, – что словесный террор предшествует “горячему” террору. Террористические акты… были подготовлены теоретически брошюрами и лозунгами» [Вассерман 1978: 29].
Уже в силу этого противодействие терроризму включает не только борьбу с ним, но и его профилактику. На законодательном уровне не установлена идеологическая составляющая профилактики1. Но в Концепции противодействия терроризму (которая не является нормативным документом) в числе основных задач противодействия терроризму названо «противодействие распространению идеологии терроризма» и заявлено, что профилактика осуществляется в т.ч. «созданием системы противодействия идеологии терроризма». Это противодействие, конкретизируется там, осуществляется информационными и культурно-образовательными мерами2.
В нормативных документах констатируется наличие общегосударственной системы противодействия терроризму (и, следовательно, его идеологии), которая определяется как совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность. В этом определении схвачены основные слагаемые системы, но не названы другие ее элементы. В силу этого оно может в известной мере дезориентировать тех, кто организует идеологическое противодействие терроризму, формирует и развивает его систему.
Заявленная система, кроме двух названных слагаемых, включает информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы и аппаратно-программные комплексы, специализированные информационные ресурсы, информационные банки и базы данных по проблемам профилактики терроризма. Ее относительно самостоятельными частями выступают принципы, комплекс мер, форм и методов противодействия терроризму, а также противостояния террористической деятельности. Элементами системы являются также механизм и порядок финансирования антитеррористических мероприятий; продуманная кадровая работа, в т.ч. по подготовке и переподготовке сотрудников, участвующих в идеологическом противодействии терроризму; структуры и механизмы многостороннего и двустороннего межгосударственного сотрудничества в противодействии терроризму. Видимо, к рассматриваемой системе следует отнести и информационно-аналитические материалы, инструкторско-методическую, учебно-методическую, научнопопулярную литературу, посвященную вопросам противодействия идеологии терроризма.
Право определяет субъекты противодействия в т.ч. идеологическому терроризму. Закон «О противодействии терроризму» к ним относит органы государственной власти и органы местного самоуправления, добавляя, что по решению президента РФ могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и иных лиц. Представляется, что это зауженный перечень.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации дает иную редакцию этого сюжета: «Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий». Там также говорится, что к деятельности по информационноаналитическому обеспечению противодействия терроризму привлекаются научно-исследовательские учреждения, а также общественные объединения и другие институты гражданского общества.
Подзаконные акты расширяют этот список, устанавливая, что в идеологическом противодействии терроризму участвуют общественные объединения, организации, средства массовой информации, церковь и объединения других религий, хозяйствующие субъекты, а также граждане. В них специально подчеркивается, что к решению задач по идеологическому противодействию терроризму привлекаются организации образования, учреждения науки, культуры, институты гражданского общества, организации, предоставляющие услуги по использованию информационно-телекоммуникационных систем, включая сеть Интернет, а также другие юридические лица независимо от форм собствен- ности.
Законодательно установлены полномочия президента и правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Было бы целесообразным также законодательно определить права и обязанности других субъектов идеологического противодействия терроризму. Следует согласиться с утверждением, что отсутствие четко сформулированных законодательных требований на этот счет влечет за собой рассогласованность в правоприменительной деятельности, что может отрицательно отразиться на ситуации с профилактикой терроризма в целом [Корнаухова 2012].
Большое число разнородных субъектов, участвующих в идеологическом противодействии терроризму, обусловливает необходимость планирования и координации их деятельности. Эта задача возложена на Национальный антитерро-ристический комитет, Федеральный оперативный штаб, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в субъектах РФ. Представляется целесообразным иметь подобные структуры в министерствах (ведомствах), муниципиях и крупных вертикально интегрированных холдингах.
Содержание документов и анализ антитеррористической практики позволяет говорить о том, что идеологическое противодействие терроризму в содержательном плане имеет троякий характер.
-
1. Позитивный: формирование в обществе антитеррористического мировоззрения; пропаганда социально значимых ценностей и создание условий для мирного межнационального и межконфессионального диалога; формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, а также привлечение граждан к участию в противодействии терроризму. Решение этой задачи в определенной мере затруднено отсутствием единой поддерживаемой большинством населения государственной идеологии.
-
2. Негативный: осуждение терроризма, разоблачение его антигуманной сущности и разъяснение общественной опасности; склонение участников террористической деятельности и их пособников к отказу от противоправной деятельности, раскаянию и участию в профилактических мероприятиях.
-
3. Создание единого антитеррористического информационного пространства на национальном и международном уровнях; организационные и технические меры защиты информационного пространства от проникновения в него, в т.ч. в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, материалов, содержащих идеи, пропагандирующие и оправдывающие террористическую деятельность, блокирование (пресечение) интернет-ресурсов, которые содержат их.
Таким образом, сложившаяся к настоящему времени нормативно-правовая база позволила сформировать организационные механизмы противодействия идеологии терроризма, систему его кадрового, методического и научного обеспечения. Вместе с тем, и это официально признано, в организации этой деятельности наличествуют неиспользованные резервы. Ее научное и методическое обеспечение не в полной мере отвечает реальным потребностям практики и нуждается в дальнейшем совершенствовании1.
Задача, указанная в Комплексном плане противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013–2018 годы, – формирование и совершенствование законодательных, нормативных, организационных и иных механизмов, способствующих эффективной реализации мероприятий по противо- действию идеологии терроризма1 – не является одномоментной, но требует постоянной реализации.
Список литературы Правовые основы идеологического противодействия терроризму
- Вассерман Р. 1978. Безопасность или выхолащивание правового государства: сборник переводов №3/29-186 (пер. с нем.). М.: ВНИИ МВД СССР
- Журавель В.П. 2014. Правовые и организационно-международные факторы противодействия терроризму в России в условиях нарастания угроз национальной безопасности.
- Ильин Е.П. 2014. Организация противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации. - Вестник Национального антитеррористического комитета. № 1. С. 32-47
- Корнаухова Т.В. 2012. От борьбы к профилактике терроризма. - Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. № 4(24). С. 26-33.
- Петрищев В.Е. 2010. Противодействие террористической идеологии - приоритетное направление профилактики терроризма: статья для II Всероссийской научно-практической конференции в МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва, 13-14 октября 2010 г. Доступ: http://nac.gov.ru/publikacii/stati-knigi-broshyury/petrishchev-ve-protivodeystvie.html (проверено 22.12.2019)
- Стегний П.В. 2001. Хроники времен Екатерины II. 1729-1796. М.: ОЛМА-Пресс. 509 с