Правовые основы предотвращения оттока капитала из российской федерации
Автор: Рябова Елена Владимировна, Николаева Алина Альбертовна
Журнал: Legal Concept @legal-concept
Рубрика: Теория и практика государственно-правового развития
Статья в выпуске: 3 т.18, 2019 года.
Бесплатный доступ
Введение: выявление и анализ причин и факторов, в том числе пробелов в законодательстве, порождающих увеличение объемов оттока капитала, а также совершенствование валютного, инвестиционного и налогового законодательства - актуальные и значимые вопросы. Цель: исследование проблем нормативно-правового регулирования предотвращения оттока капитала из Российской Федерации. Методы: методологической базой для решения поставленных задач стали фундаментальные категории и принципы материалистической диалектики, общепринятые методы компаративного правоведения. В рамках исследования правовых основ предотвращения оттока отечественного капитала за рубеж также применялись анализ и синтез, функциональный и системный подходы, формально-юридический и статистический методы. Результаты: обоснованная в работе авторская позиция опирается на исследование международных конвенций, договоров и соглашений, участницей которых является Россия, и отечественных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области предотвращения оттока отечественного капитала за рубеж, а также мнения компетентной научной среды. Выводы: в результате исследования выявлены характерные особенности процесса оттока капитала из России, разработан перечень рекомендаций, направленных на совершенствование мер государственно-правового регулирования в сфере противодействия выводу капитала за рубеж.
Трансграничное движение капитала, отток капитала, чистый вывоз капитала, правовое регулирование, офшор
Короткий адрес: https://sciup.org/149130328
IDR: 149130328 | DOI: 10.15688/lc.jvolsu.2019.3.12
Текст научной статьи Правовые основы предотвращения оттока капитала из российской федерации
DOI:
В условиях финансовой нестабильности особую важность приобретают вопросы, связанные с оттоком капитала из страны. Масштабы вывоза капитала за рубеж с каждым годом принимают более неконтролируемые обороты, а действующая система валютного регулирования не в силах должным образом обеспечить баланс между притоком и оттоком капитала.
С начала 1994 г. в России наблюдался стабильный отток капитала за рубеж, усиливающийся во время финансовых кризисов. Исключением стал период с 2006 по 2007 г., когда сальдо движения капитала было положительным. Согласно данным Центробанка России отток капитала в 2017 г. ускорился почти в 2 раза, а в 2018 г. увеличился уже в 2,7 раза, до $67,5 млрд, по сравнению с 2017 годом. При этом масштабы оттока капитала за рубеж с 1994 г. превысили совокупный объем притока прямых иностранных инвестиций, займы и кредиты международных финансовых организаций и оказание двусторонней финансовой помощи развитых стран [1, с. 102].
Несмотря на высокую степень изученности отечественными исследователями вопроса о регулировании трансграничного движения финансовых активов, до сих пор не разработана единая концепция, благодаря которой можно определить необходимость введения государственного контроля над оттоком капитала и пределы действия данных контрольных мер.
Основы нормативно-правового регулирования отношений, связанных с оттоком капитала из Российской Федерации
Одним из наиболее актуальных и значимых вопросов в рамках данного исследования является совершенствование валютного, инвестиционного и налогового законодательства. РФ является участницей большого количества международных договоров, соглашений и конвенций, в особенности направленных на регулирование инвестиционных отношений.
В марте 1965 г. в Вашингтоне заключена Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств, практическая цель которой заключается в создании специализированного международного учреждения – Центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). К Конвенции присоединились порядка 150 стран, РФ подписала документ еще в 1992 г., однако до сих пор не ратифицировала его.
В 1985 г. в Сеуле заключена Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ). Главная цель МАГИ – поддержка развития зарубежного инвестирования, содействие привлечению иностранных капиталовложений в развивающиеся страны с целью их социально-экономического развития. РФ подписала конвенцию в сентябре 1992 г., с декабря 1992 г. является ее участницей.
Основополагающие принципы порядка и условий иностранного инвестирования вклю- чают соглашения (ТРИМс, ГАТС, ТРИПС), которые действуют в рамках Всемирной торговой организации и были заключены в Марракеше в апреле 1994 года. Данные акты были ратифицированы Россией в августе 2012 года.
В 2014 г. Россия с определенными оговорками ратифицировала заключенную в Страсбурге в 1988 г. «Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам» [2]. Документ вступил в законную силу 1 июля 2015 г., однако его действие распространяется лишь на оказание административной помощи в отношении налоговых периодов или начислений, определенных в п. 6 ст. 28 Конвенции.
Широкую область применения получили двусторонние соглашения стран в сфере регулирования таких вопросов, как: поощрение и взаимная защита капиталовложений, избежание двойного налогообложения. Эффективность подобного рода соглашений подтверждает тот факт, что Россия заключила с иностранными государствами порядка 80 международных соглашений о поощрении и взаимной защите капитальных вложений и инвестиций и 85 конвенций и соглашений в области избежания двойного налогообложения.
Правовая основа обмена финансовой информацией между странами: Соглашение компетентных органов 27 января 2016 г. и Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г., подписанные ФНС РФ в мае 2016 года. В 2018 г. Россия приступила к обмену информацией согласно Стандарту об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard). Механизм информационного обмена должен способствовать снижению оттока капитала в офшоры и повышению уровня налоговой и финансовой прозрачности путем предоставления данных о счетах и финансовых операциях нерезидентов для налоговых органов стран – участниц Соглашения.
Формат автоматического обмена информацией и конкретный перечень государств и территорий, с которыми будет происходить данный обмен, опубликован на сайте ФНС РФ и определен Приказами ФНС России от 04.12.2018 № ММВ-7-17/784@, № ММВ-7-17/ 785@. Кроме того, Правительством РФ принято Постановление от 09.04.2018 № 428, в соответствии с которым утвержден порядок обмена финансовой информацией и страновых отчетов между ФНС России и компетентными органами иностранных государств, установлены необходимые требования защиты предоставляемых данных. В целях реализации механизма международного автоматического обмена информацией принят Федеральный закон от 27.11.2017 № 340-ФЗ, согласно положениям которого установлена обязанность отечественных организаций предоставлять финансовую информацию о клиентах – нерезидентах РФ и их счетах.
Ранее с 1 января 2015 г. в действие вступил так называемый первый антиофшорный Федеральный закон № 376-ФЗ (ред. от 12.11.2018), согласно которому отечественные налогоплательщики обязаны раскрывать информацию о прямом или же косвенном участии в деятельности зарубежных организаций. Представление подобной информации позволит составить более полное представление о применении представителями крупного бизнеса офшорных юрисдикций.
Основным актом, который регламентирует порядок валютного контроля в России, устанавливает основные принципы совершения валютных операций, является Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [8].
В августе 2017 г. была принята Инструкция Банка России № 181-И, которая регламентирует порядок представления информации при осуществлении валютных операций. Для оформления экспортной внешнеторговой сделки введен порядок постановки контрактов на учет в банковских учреждениях путем присвоения им уникальных номеров. В результате банк обязан осуществлять контроль не только над совершением валютной операции, но и над оформлением внешнеторговых операций [7]. Исключено основание отказа банка в постановке контракта на учет, более не действует справка о валютных операциях, необходимая ранее для отслеживания движения валютных средств по валютным счетам резидента. В итоге требования обновленного порядка совершения валютных операций приводят к большей либерализации валютного контроля.
Правительством было принято Распоряжение от 05.05.2017 № 870-р. Документ опре- деляет понятие «сомнительные финансовые операции», их характерные черты, порядок предупреждения и пресечения их совершения.
Стоит отметить, что в 2017–2018 гг. одной из наиболее актуальных тем стал вопрос о создании механизма правового регулирования криптовалюты в РФ. По мнению специалистов, криптовалюта может стать идеальным инструментом, который поспособствует несанкционированному вывозу капитала за рубеж. Так, в январе 2018 г. Министерством финансов РФ было предложено на законодательном уровне урегулировать вопрос о цифровых активах, подготовив Проект Федерального закона «О цифровых финансовых активах» [3]. Законопроект регламентирует особенности выпуска, обращения и обмена цифровых финансовых активов.
Кроме того, в целях стимулирования репатриации «сбежавших» капиталов применяется амнистия для капиталов, находящихся в офшорных территориях, но желающих вернуться обратно в РФ. В декабре 2014 г. в условиях нестабильной экономической обстановки Президент РФ в послании Федеральному собранию отметил необходимость проведения полной амнистии капиталов, желающих вернуться в РФ. Принятый Федеральный закон № 140-ФЗ [6] затронул вопросы освобождения от ответственности лиц, информация о которых содержится в декларации. Декларант освобождался: от уголовной ответственности; от административной ответственности; от ответственности за совершение налоговых правонарушений. Однако результаты амнистии могли быть в десятки раз больше в случае принятия законодателем более радикальных правил амнистии. В конце декабря 2017 г. Президент РФ предложил продлить срок амнистии капитала в связи с ужесточением условий зарубежных санкций.
Второй этап декларирования прошел с 1 марта 2018 по 28 февраля 2019 г. в целом на аналогичных условиях. При представлении декларации в ходе второго этапа предусмотренные гарантии предоставляются лишь в отношении тех деяний, которые были совершены до 1 января 2018 г., но в отличие от предыдущего этапа задекларировать можно не только действующие, но и закрытые до 1 января 2018 г. счета.
Выводы
Анализ данных о капитале, вывозимом из России за рубеж, отражает тенденции увеличения объема вывоза капитала из России на фоне сокращения объемов мирового рынка прямых иностранных инвестиций.
Важно отметить, что на современном этапе специфика развития экономических отношений заключается в изменении соотношения стоимостных и материально-вещественных форм вывозимого капитала в сторону роста нематериальных активов. В результате стоимостные, материальные и вещественные формы оттока капитала дополнены новыми формами: интеллектуальной, человеческой и социальной. Однако, несмотря на трансформацию форм и видов оттока капитала, сущность данного процесса остается неизменной, капитал по-прежнему вывозится с целью инвестирования и получения прибыли.
В итоге вывоз капитала за рубеж способен оказывать дуалистичное влияние на отечественную экономику [5, с. 14]: как отрицательное, так и положительное. Вывоз капитала за границу мог способствовать экономическому развитию РФ, если бы приобретенные за рубежом активы дополняли и развивали производственный процесс в России.
Однако на сегодняшний момент отток капитала (а его показатели достаточно высоки) за рубеж оказывает негативное влияние на процесс экономического развития страны, сокращает ее инвестиционный потенциал [4], дестабилизирует финансовую, денежно-кредитную и валютную системы, замедляет процесс обновления материально-технической базы производства во всех секторах экономики.
Стоит отметить, что отечественное законодательство, регулирующее отношения в области оттока капитала, в целом гармонизировано с международным правом. Вместе с тем вопросы национального регулирования отношений, связанных с оттоком капитала, отражены в рамках инвестиционного, валютного и налогового законодательства.
Нормативно-правовая база в области регулирования трансграничного движения капитала обладает дуалистичным характером. С одной стороны, Россия стремится к либерализации трансграничного движения капита- ла с целью привлечения зарубежных инвесторов. С другой стороны, анализ изменений отечественного законодательства отражает попытки законодателя в некоторой степени ограничить вывод капитала за рубеж.
Подход к решению проблемы оттока капитала должен быть комплексным и всесторонним. Преодолеть тенденцию вывоза капитала возможно путем разработки целенаправленной государственной стратегии, которая должна быть подкреплена соответствующей правовой базой и направлена на совершенствование мер регулирования движения капитала.
Заключение
Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что изменение динамики вывода капитала за рубеж зависит от совокупности взаимосвязанных факторов, направленных на устранение причин, стимулирующих перемещение российского капитала за границу: создание эффективной институциональной среды; «потепление» инвестиционного климата в стране; создание привлекательных и доступных инвестиционных проектов и наличие соответствующего перечня гарантий; установление как политической, так и экономической (финансовой) стабильности в России; плодотворная борьба с коррупцией и уменьшением оборота «теневого» капитала.
Список литературы Правовые основы предотвращения оттока капитала из российской федерации
- Андрианов, В. Д. Причины, масштабы и экономические последствия оттока капитала из России / В. Д. Андрианов // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2016. - № 11 (ч. 1). - С. 100-110.
- Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам (Заключена в г. Страсбурге 25.01.1988). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсльтантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186124/ (дата обращения: 11.06.2019).
- Проект Федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 20.03.2018). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc
- Симаева, Е. П. Проблемы правового обеспечения инвестиционной безопасности в условиях финансовой нестабильности / Е. П. Симаева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. - 2012. - № 2 (17). - С. 144-147.
- Сулименко, О. В. Функционирование российского капитала за рубежом и его влияние на национальную экономику: дис. … канд. экон. наук / Сулименко Олег Вячеславович. - Ростов н/Д, 2016. - 189 c.
- Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ (ред. от 29.05.2019 ) «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180745/ (дата обращения: 14.06.2019).
- Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 06.06.2019) «О Центральном банке РФ (Банке России)». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/ (дата обращения: 02.06.2019).
- Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О валютном регулировании и валютном контроле». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/ (дата обращения: 12.06.2019).