Правовые проблемы предупреждения организованной преступной деятельности
Автор: Мацинский Роман Владимирович
Журнал: Вестник Сибирского юридического института МВД России @vestnik-sibui-mvd
Рубрика: Взгляд. Размышления. Точка зрения
Статья в выпуске: 2, 2008 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140195853
IDR: 140195853
Текст статьи Правовые проблемы предупреждения организованной преступной деятельности

Роман Владимирович МАЦИНСКИЙ, начальник юридического отдела ООО «Сибэкспортлесгруп» (г. Иркутск), кандидат юридических наук
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О рганизованная преступная деятельность — исключительно опасная разновидность социальной патологии, которая сегодня становится одной из главных угроз экономическому и демократическому развитию России, подрывает национальную безопасность государства.
В настоящее время происходит сращивание организованной преступности с политическим экстремизмом, она принимает транснациональный характер и занимается широкомасштабной преступной деятельностью.
В ходе организованной преступной деятельности происходит извлечение сверхприбыли преступным путем, огромные средства легализуются через многоступенчатые схемы, в которые нередко вовлечены коррумпированные чиновники, при этом большинство проявлений этой деятельности в экономической сфере остаются высоколатентными и не попадают в официальную статистку.
Вышеизложенное заставляет гражданское общество и государство искать адекватные пути противодействия организованной преступной деятельности и реализовывать их в практической плоскости.
Одними из самых действенных мер предупреждения организованной преступной деятельности являются специально-криминологические, к которым, в частности, относят правовые, организационные, оперативно-розыскные, технические, психологические и прочие меры.
Правовые меры предупреждения являются основополагающими в специально-криминологическом предупреждении организованной преступной деятельности. Создание прочной законодательной основы предупреждения организованной преступной деятельности позволит, в частности, определить приоритетные направления борьбы, разрешить в специальных нормативных актах сложные вопросы, связанные с разграничением форм организованной преступной деятельности, сформировать процессуальные особенности раскрытия и расследования дел о преступлениях данной категории.
Действующее законодательство, регламентирующее борьбу с организованной преступной деятельностью, не справляется с современными реалиями. Ряд законодательных недочетов и пробелов существенно отражаются на эффективности предупредительных мероприятий.
Думается, что в первую очередь необходимо осуществить разработку общегосударственной концепции противодействия организованной преступной деятельности, которая содержала бы приоритетные направления воздействия на условия, способствующие организованной преступной деятельности, и периодически обновлялась в соответствии с современными реалиями. Общегосударственная концепция противодействия организованной преступной деятельности должна стать составной частью Концепции национальной безопасности РФ. Государственная политика предупреждения организованной преступности должна воплощаться в соответствующих специальных программах, разрабатываемых на федеральном, региональном и местном уровнях. К сожалению, к настоящему времени в России не принято ни одного комплексного правового документа, содержащего развернутую программу противодействия организованной преступности, что с учетом имеющихся научных разработок и проектов является свидетельством недостаточно ответст-енного подхода к названной проблеме.1
Отсутствие специальных федеральных законов, регламентирующих борьбу с организованной преступностью, существенно сказывается на ее предупреждении. Данный законодательный пробел не смогли заполнить ни Уголовный кодекс РФ, ни Уголовно-процессуальный кодекс РФ, ни иные законодательные акты.
Проект закона «О борьбе с организованной преступностью» содержал весьма важные положения, которые могли бы позволить на практике бороться с организованной преступной деятельностью на прочной законодательной основе. Так, задумывалось создание единой системы специализированных органов, имеющих основной целью борьбу с организованной преступностью, в частности предусматривалось, что дела по организованной преступности должны рассматривать судьи, специализирующиеся именно на данных делах. Законопроект предусматривал ряд особенностей производства по данным делам, в том числе связанных с содержанием под стражей лиц, подозреваемых в причастности к организованной преступной деятельности.
Целесообразно включение в Уголовнопроцессуальный кодекс РФ, в том числе в отдельную главу, норм, регламентирующих особенности производства по делам в отношении организованных преступных групп, преступных организаций и сообществ, поскольку зачастую на практике общие нормы бывает сложно применить к специфике организованной преступной деятельности, а из-за этого дела данной категории в судах «разваливаются», поэтому практически и не встречаются обвинительные приговоры по ст.210 УК РФ, а большое количество приговоров по ст.209 УК РФ отменяются в вышестоящих инстанциях. Состав бандитизма не вменяется за недоказанностью или, что также бывает, в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения в этой части.
Результаты проведенного нами анкетирования свидетельствуют, что респонденты из числа сотрудников правоохранительных органов в большинстве случаев в качестве возможных изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ для более эффективной борьбы с организованной преступной деятельностью видят следующие:
-установление четких критериев разграничения форм соучастия;
-ужесточение санкций по преступлениям, совершенным организованными преступными формированиями;
-изменение диспозиций ст.ст.209, 210 УК РФ.
Уголовный кодекс РФ закрепил четыре формы соучастия, в том числе две организованных — организованная группа и преступное сообщество (преступная организация). Последняя форма соучастия является новеллой отечественного уголовного законодательства, но, к сожалению, «мертвой», на практике практически не применяющейся. Причиной тому является указание на обязательный признак — «для совершения тяжких и особо тяжких преступлений». Так, если даже и возбуждаются уголовные дела по признакам ст. 210 УК РФ, то зачастую дело идет в суд с исключением этого состава или же он исключается судом из приговора за недоказанностью.
В этом смысле показателен процесс, который проходил в отношении ныне покойного «положенца» города Иркутска Павла Киселева, когда Иркутский областной суд вынес оправдательный приговор по всем пунктам обвинения, после чего Киселев продолжил заниматься преступной деятельностью, пытаясь восстановить свой авторитет в преступном мире Иркутской области.2
Криминализация в УК РФ ряда деяний, составляющих организованную преступную деятельность (ст.ст.174, 174.1, 208, включение квалифицирующего признака «совершение деяния организованной группой» в ряд статей), только отчасти улучшила ситуацию, поскольку в результате непродуманности диспозиций этих норм на практике они практически не применяются.
Это также связано с тем, что сложно доказать сплоченность формирования, единство умысла, в том числе и в результате «круговой поруки», существующей среди участников. В таких сложных делах важны показания участников организованных преступных формирований, но вследствие боязни мести со стороны других членов формирования и осознания того, что им все равно придется понести уголовную ответственность, данные лица редко идут на контакт с правоохранительными органами.
Улучшить ситуацию, по мнению А.Л.Репецкой, может «специальный закон об освобождении или смягчении уголовной ответственности для добровольно заявивших о своих связях с преступным сообществом или активно способствовавших его разоблачению, а также для тех, кто был втянут в незаконную деятельность преступного сообщества под угрозой насилия или шантажа. Аналогичные нормы можно внести и в уголовный закон».
Требуется принять меры по обеспечению полноценной реализации Федерального закона от 20 августа 2004 г. N119-ФЗ «О защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»4. В Государственной программе «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы»5 указано, что «к добросовестным участникам уголовного судопроизводства все чаще применяются изощренные, тщательно спланированные и умело реализуемые приемы физического и психологического воздействия. Результатом этого стали многочисленные случаи отказа и уклонения потерпевших и свидетелей от участия в уголовном судопроизводстве».
Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ формально действует с 1 января 2005 г., фактически же мероприятия по его реализации начали проводиться только с середины 2006 г.
В Государственной программе заложены мероприятия и конкретное финансирование обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства до 2008 г. Из этой программы следует, что мероприятия по обеспечению безопасности будут в полном объеме применяться не ранее 2008 г., когда будут закончены плановые мероприятия, определенные в соответствии с Государственной программой.
Пока же можно говорить только о скромных попытках обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства. Это самым негативным образом сказывается на борьбе с организованной преступной деятельностью. Исходя из информации, полученной в ходе интервьюирования сотрудников подразделений по борьбе с организованной преступностью Красноярского края, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей, следует, что более чем в 75% случаев участники уголовного судопроизводства отказывались в суде от своих показаний, данных на предварительном следствии, по делам, по которым проходят участники организованной преступной деятельности. Это связано, прежде всего, с боязнью населения связываться с судебной системой вообще, а тем более с участниками организованной преступной деятельности, поскольку, по мнению граждан, всех организованных преступников лишить свободы невозможно, а на свободе постоянно остаются их сообщники, которые могут отомстить за данные показания.
Указанные в рамках статьи пробелы действующего законодательства свидетельствуют о наличии ряда правовых проблем, осложняющих предупреждение организованной преступной деятельности, которые следует устранять как можно быстрее посредством создания соответствующей законодательной базы. Думается, предупреждение организованной преступной деятельности должно осуществляться на основе комплексного программирования, с учетом долговременных научных прогнозов и изучения фактического состояния и структуры преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями.
-
1 Годунов, И.В. Противодействие организованной преступности / И.В.Годунов. – М., 2003. - С.387.
-
2 См.: Агония братского «спрута» // Восточн о- Сибирская правда. — 2005. — 26 мая. — № 109110. - С.4.
-
3 Репецкая, А.Л. Организованная преступность в сфере экономики и финансов и проблемы борьбы с ней / А.Л.Репецкая. – Иркутск, 2000. - С.113.
-
4 Российская газета. - 2004. - 25 августа. — №182.
-
5 Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы : Государственная программа : утверждена постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2006 г. №200 // Собрание законодательства РФ. - 2006. - 17 апреля. — №16. — Ст.1739.
Список литературы Правовые проблемы предупреждения организованной преступной деятельности
- Годунов, И.В. Противодействие организованной преступности/И.В.Годунов. -М., 2003. -С.387.
- Агония братского «спрута»//Восточно-Сибирская правда. -2005. -26 мая. -№109-110. -С.4.
- Репецкая, А.Л. Организованная преступность в сфере экономики и финансов и проблемы борьбы с ней/А.Л.Репецкая. -Иркутск, 2000. -С.113.
- Российская газета. -2004. -25 августа. -№182.
- Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006-2008 годы: Государственная программа: утверждена постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2006 г. №200//Собрание законодательства РФ. -2006. -17 апреля. -№16. -Ст.1739.