Пределы компетенции нижних чинов полицейского ведомства Российской империи второй половины XIX века

Бесплатный доступ

В статье представлен анализ многогранного ареала функциональных полномочий обширной корпорации полицейских нижних чинов, в кругу которых особое место занимали должностные лица, именуемые «околоточные надзиратели». Выявляя направления деятельности отмеченных государственных служащих, автор акцентирует внимание на области правоохранительной деятельности указанных чинов, миссия которых была нацелена на поддержание в обществе общественного спокойствия и правопорядка.

Полицеистика, околоточный надзиратель, полиция, право, правонарушение, нижние чины

Короткий адрес: https://sciup.org/170196790

IDR: 170196790   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2022-11-3-207-209

Текст научной статьи Пределы компетенции нижних чинов полицейского ведомства Российской империи второй половины XIX века

По устоявшейся в отечественной литературе традиции и на основании действовавшего в дореволюционный период (до октября 1917 г.) отечественного законодательства, на государственной службе к категории нижних чинов относился самый многочисленный слой чинов, составляющих первую или низшую степень. К примеру, в Российской армии к нижним чинам относились рядовые и унтер-офицеры.

В полиции Российской империи наиболее распространенной категорией нижних чинов являлись чины околоточных надзирателей, в компетенцию которых входило решение полицейских задач на территории городского околотка. В дореволюционной России под околотком понимался городской район, имеющий минимальные территориальные границы и в пределах которого, к примеру в конце XIX в. проживало около 3 - 4 тысяч человек. По одной из версий, слово «околоток» происходит от слова «колотить»: в данном случае речь идет о территориальном участке, который был охраняем или «околачиваемый» специально назначенным сторожем с колотушкой.

Непосредственно подчиняясь участковому приставу (полицейская должность, учрежденная в ходе реформы городской полиции 1866-1867 гг.), околоточный надзиратель в свою очередь имел в подчи- нении городовых и дворников (в части исполнения ими полицейских функций).

Находясь на службе по общему надзору на исполнением полицейских требований и решая задачи по непосредственному полицейскому наблюдению за положением дел на подведомственной им территории, околоточные надзиратели по своей должности пользовались правами XIV класса по «Табелю о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» (утвержденного императором Петром I в 1722 г.). По сравнению с армейским чином, должность околоточного надзирателя соответствовала прапорщику в пехоте.

Следует обратить внимание на то, что околоточный надзиратель был обязан знать всех жителей околотка, род их деятельности, характер поведения, а также оказывать всемерное содействие чиновникам сыскной полиции. В городах с малым числом населения околоточные надзиратели, как правило, не назначались. В Санкт-Петербурге за околотком закреплялись два околоточных надзирателя. Один занимался «наружным порядком», другой «внутренним надзором за народонаселением».

Правовой статус околоточного надзирателя и область возложенных на него служебных обязанностей были закреплены в Инструкции МВД (1867 г.) [1]. По смыслу положения данной Инструкции, околоточные надзиратели выступали в качестве ближайших и непосредственных контактеров государственной власти с личностью человека и гражданина: «В случаях, когда полиции для исполнения возложенных на нее законами обязанностей, необходимо входить в непосредственные личные сношения с обывателями по месту их жительства, сношения эти делаются через околоточных надзирателей» [1].

Наиболее обстоятельно деятельность околоточных надзирателей исследована в работах К.В. Лена [2], О. Логинова [3], Н.А. Маслова [4] и ряда других отечественных ученых. Вместе с тем, должностной статус отмеченных полицейских чинов требует дополнительного исследования с позиции полицейского права Российской империи. В данном случае речь идет о важности проведения анализа специального источника для сферы полицейского права – «Сборника узаконений, постановлений и распоряжений, касающихся полиции» [5].

Согласно представленной в Сборнике «Инструкции околоточным надзирателям Санкт-Петербургской полиции», околоточные надзиратели непосредственно подчинялись участковому приставу (§1). Сами же околоточные надзиратели являлись прямыми начальниками для городовых (§2).

В соответствии с § 5 Инструкции, на околоточных надзирателей возлагался следующий спектр задач:

  • а)    доведение до обывателей требований разного рода присутственных мест и распоряжений правительства;

  • б)    предъявление под расписку повесток по линии судебного ведомства, а в случае отказа от их получения, составление протокола;

  • в)    составление описи имущества для уплаты наложенных взысканий, производимых полицейским порядком и др.

Кроме того, околоточные надзиратели обязаны были:

  • а)    осуществлять непосредственный надзор за соблюдением правил общественного благоустройства и благочиния;

  • б)    проводить предупредительнопрофилактическую работу в целях поддержания в правовом поле общественного порядка (§ 6).

Наряду с отмеченным и согласно статьям 1130, 1130, 1134-1137, 1138-1142, 12241225 судебных уставов от 20 ноября 1864 г., околоточные надзиратели составляли протоколы в отношении конкретных случаев нарушения законов благоустройства и благочиния. В соответствии с § 10 Инструкции, околоточные надзиратели были наделены правом и персональной властью на задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления или проступка. Данный параграф содержит подробный перечень правонарушений, за которые околоточные надзиратели вправе применить задержание. На основании § 11 Инструкции, при преследовании преступника «по горячим следам» для случаев, указанных в § 10, околоточные надзиратели имели право проникновения в помещение жилища для обнаружения и задержания преступника.

Революционные перемены февраля 1917 г. изменили не только вектор последующего развития государственного строя нашей страны, но и внесли новый порядок в организацию правоохранительного механизма государства. Отмеченное предопределило упразднение 11 марта 1917 г. должности околоточного надзирателя.

Подводя итог изложенному, следует отметить особое внимание правящего режима царской России на поддержание должного спокойствия и правопорядка в обществе, что основывалось в том числе на учреждении обширной корпорации полицейских нижних чинов, среди которых достойное место занимали околоточные надзиратели.

Список литературы Пределы компетенции нижних чинов полицейского ведомства Российской империи второй половины XIX века

  • Инструкция околоточным надзирателям 1867 г. // История полиции России: Краткий очерк и основные документы / под ред. В.М. Курицына. - М., 1998. - С. 110-112.
  • Лен К.В. К вопросу о роли околоточного надзирателя в правоохранительной деятельности Российской империи второй половины XIX в. // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2015. - №2 (29). - С. 156-159.
  • Логинов О. Частные приставы, квартальные надзиратели, урядники, городовые и другие полицейские чины // Все о преступности и криминале. Веселая история полиции и милиции. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://all-crime.ru/z-history-pol/z-history-pol-05-chini.htm.
  • Маслов Н.А. К вопросу о правовом статусе околоточного надзирателя в Российской империи // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2014. - № 12-3. - С. 52-54.
  • Полицейское право. Руководство для служащих в полиции. - СПб.: Тип. Р. Голики, 1874. - 245 с.
Статья научная