Предмет когнитивно-лингвистического исследования
Автор: Шептала В.С.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Филологические науки
Статья в выпуске: 12-4 (75), 2022 года.
Бесплатный доступ
Данная статья посвящена предмету когнитивно-лингвистического исследования. Рассматриваются и анализируются такие понятия как «когнитивная лингвистика», «когнитивная революция», а также «язык». Когнитивная революция представляет собой переход от описания системы познавательных способностей к их объяснению. Когнитивная лингвистика рассматривает язык как инструмент для организации, обработки и доставки информации. Выделяются два противоположных подхода к объяснению языковых знаний - модульный и целостный.
Когнитивная лингвистика, вычислительные механизмы, алгоритмы, язык, информация
Короткий адрес: https://sciup.org/170197089
IDR: 170197089 | DOI: 10.24412/2500-1000-2022-12-4-209-211
Текст научной статьи Предмет когнитивно-лингвистического исследования
Когнитивная лингвистика принадлежит к системе когнитивных наук, предметом которых являются психические структуры и процессы познания. Целями исследований когнитивных наук являются эмпирически проверяемые теории, объясняющие структурные и процессуальные аспекты человеческого познания. Когнитивные процессы включают в себя не только способность мыслить и использовать язык, но и процессы восприятия, обучения и памяти. Бихевиористский подход ограничивал свое внимание только входами (стимулами) и выходами (реакциями) организма, оставляя в стороне весь процесс внутренней обработки информации. В этом понимании психические состояния и процессы описывались как ненаблюдаемые непосредственно с научной точки зрения и, следовательно, непознаваемые. Именно указанием на невозможность объяснения языка на основе отношений стимулов и реакций Н. Хомский положил начало парадигматическому изменению объяснения познавательных способностей. Этот поворот именуется «когнитивной революцией» и характеризуется рядом особенностей, например, признает реальное существование психических состояний и процессов [1].
Однако этот постулат не приводит к дуалистической версии отношений между разумом и телом. Возможность решения извечной философской проблемы сосуще- ствования психического и физического он видит в понимании человека как некой системы обработки информации, напоминающей компьютер. В ней можно выделить два уровня - программный и аппаратный. Программный уровень основан на коде определенного типа, на последовательности информации вычислительного характера. Итак, речь идёт об алгоритме. Аппаратный уровень - это материальная база, реализующая алгоритм - набор правил выполнения определенных операций. Проблема соотношения психического и материального концептуализируется в когнитивных исследованиях на основе упомянутой выше компьютерной метафоры.
В связи с работами А. Тьюринга относительно вычислительных механизмов под когнитивными процессами понимаются внутренние алгоритмы, оперирующие мысленными представлениями. Интеллектуальное поведение можно объяснить конкретными манипуляциями с точно структурированными символами. Таким образом, психические состояния понимаются как информационные состояния. Алгоритм обработки информации представляет собой набор точно определенных операций с набором мысленных представлений. Такой способ объяснения познавательных процессов называется репрезентативновычислительным.
Решающим критерием оценки адекватности теории когнитивной науки является критерий психологического правдоподобия. Теория должна объяснять наблюдаемые свойства когнитивной системы, она должна соответствовать психологической реальности. Область нейрофизиологических исследований не менее важна. Таким образом, гипотезы в когнитивных исследованиях должны быть потенциально эмпирически опровергаемы наблюдаемыми психологическими и нейрофизиологическими фактами.
Таким образом, когнитивный поворот или когнитивная революция представляли собой переход от описания системы познавательных способностей к их объяснению. Теория порождающей грамматики Хомского означала переход от систематического описания языка к когнитивнонаучному объяснению, отвечающему всем вышеперечисленным характеристикам [2].
Язык рассматривается как специфическая познавательная способность человека, входящая в систему других познавательных компетенций. Изучение языка всегда является частью исследования познания. Таким образом, язык понимается как особая подсистема знаний, которую необходимо рассматривать в контексте других подсистем когнитивной системы. Языковые способности заложены в структурной и функциональной конституции человеческого мозга. Язык как когнитивная система может быть описан и независимо от его нейробиологического субстрата, т. е. как психический феномен со своими структурами и закономерностями (аналогично случаю компьютерной программы и механического устройства). Когнитивная лингвистика не ориентирована ни физикали-стически, ни строго функционалистически, но объединяет определенные аспекты обеих этих точек зрения, чтобы обратиться к нейропсихологической реальности языка [3].
В то же время для когнитивно -лингвистического исследования характерно постулирование ментальной природы языка, поэтому оно является менталисти-ческим. Языковая способность должна анализироваться как структурно (как система мысленных представлений), так и процедурно (как конкретная процедура обработки информации). Теоретическая лингвистика направлена на раскрытие структуры языковых знаний. Способ приобретения языковых компетенций, функционирование языковой памяти и способ ее активизации составляет предмет психолингвистики. Нейролингвистика изучает нейронные структуры и механизмы, лежащие в основе языковых представлений и операций с ними [3].
Когнитивная лингвистика рассматривает язык как инструмент для организации, обработки и доставки информации. Обработка и хранение информации является определяющей характеристикой языковых способностей. Несмотря на зачатки когнитивно-лингвистических исследований, которые отдавали предпочтение объяснению синтаксических структур языковых знаний (универсальная грамматика Хомского), в современном языкознании язык понимается прежде всего как смысловой, он является носителем определенного смысла. Язык имеет определенные характерные черты:
-
а) он перспективистский - язык есть не только отражение объективного положения вещей, но и составная часть этого состояния;
-
б) он динамичен и гибок - это отражение изменяющейся среды, в которой мы живём, поэтому в языке постоянно создаются новые выражения и значения как отражение нашего нового опыта;
-
в) он энциклопедичен и неавтономен -социальные и культурные контексты также отражаются в языке, а также формируются другими нашими когнитивными способностями;
-
г) он обусловлен использованием и опытом [4].
В рамках когнитивной лингвистики доминируют два противоположных подхода к объяснению языковых знаний - модульный и целостный. Модульная направленность характеризует язык как автономный модуль, отделенный от модулей других когнитивных способностей. Примером может служить теория порождающей грамматики Хомского или гипотеза Фодора о языке мысли. Целостное направление отвергает концептуализацию языка как автономного модуля и постулирует объяс- нимость языковых знаний только как часть общих процессов концептуализации и принципов категоризации. Таким образом, языковые структуры и операции составляют неотъемлемую часть всей познавательной способности.
Ещё одна дихотомическая пара – это направление вычислительное и коннекци-онистское. Эти направления различаются объяснением природы психических процессов и операций с мыслительными представлениями. Классическая вычислитель- ная модель основана на принципе алгоритма как набора модифицированных пра- вил, управляющих изменением некоторого состояния. Такой алгоритм работает последовательно, при этом следующая опе- рация начинается только после завершения предыдущей операции. Коннекцио-нистские модели работают по принципу взаимно объединенных в сеть единиц – узлов и параллельной обработки информации. Эта модель в первую очередь основана на нейрофизиологических данных о функционировании человеческого мозга [5].
Таким образом, когнитивная лингви- стика выступает как интегрирующая научная дисциплина, пытающаяся найти связи между структурой ментальных представлений, их обработкой и нейронным субстратом. Когнитивная лингвистика в первую очередь исследует возможности моделирования процесса приобретения, рецепции и производства языка, в то время как фундаментальные усилия заключаются в создании комплексной теории о взаимо- связанности структурных и процедурных аспектов языкового знания.
Список литературы Предмет когнитивно-лингвистического исследования
- Danaher D. The Linguistic Worldview: Ethnolinguistics, Cognition, and Culture // D. Danaher, P. Lozowski. - Berlin: Walter de Gruyter, 2013. - 492 p.
- Chomsky N. Language and Problems of Knowledge. The Managua Lecture. - Cambridge, Mass.: MIT Press, 1988.
- Schwarzová M. Úvod do kognitivní lingvistiky. - Praha: Dauphin, 2009.
- Geeraerts D. Cognitive Linguistics: Basic Readings // D. Geeraerts (ed.). - Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 2006.
- Goldman A. I. Readings in The Philosophy and Cognitive Science. - Cambridge, Mass: MIT Press, 1993.