Предметно-языковое интегрированное обучение в юридическом вузе
Автор: Семнкина И.А.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Рубрика: Образование и педагогика
Статья в выпуске: 5 (23), 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены перспективы применения предметно-языкового интегрированного обучения в юридическом вузе как способ повышения эффективности преподавания иностранного языка в контексте ужесточения требований к уровню владения иностранным языком в условиях ограничения времени, выделяемого на его изучение. Рассмотрены преимущества этого подхода по сравнению с традиционными моделями, а также сложности, возникающие в процессе его реализации в высшей школе.
Предметно-языковое интегрированное обучение, преподавание иностранных языков, юридическое образование, профессиональная компетенция
Короткий адрес: https://sciup.org/140271499
IDR: 140271499
Текст научной статьи Предметно-языковое интегрированное обучение в юридическом вузе
Термин CLIL был придуман Дэвидом Маршем в 1994 году. В более поздних работах он пишет: “To learn a language and subject simultaneously provides an extra means of educational delivery which offers a range of benefits relating to both learning of the language, and also learning of the non-language subject matter. In addition, there are social, psychological and economic benefits that suit political policies and goals. Thus there is a need to consider CLIL in terms of language policy, planning, and politics” [2].
В основе CLIL лежат методологические принципы, разработанные в ходе исследования метода погружения. Строго говоря, CLIL – это своеобразный термин - «зонтик», объединяющий целый ряд подходов, применяемых в различных образовательных контекстах. Существует несколько терминов, описывающих различные способы внедрения CLIL, например: полное языковое погружение, “языковой ливень” и т.д.
Предметно-языковое интегрированное обучение было определено Европейской Комиссией как важный и перспективный метод, так как он предоставляет студентам возможности применять навыки изучаемого языка непосредственно сейчас, а не в отдаленном будущем: “Content language integrated learning can contribute to individual and collective prosperity and can strengthen social cohesion....presents a practical tool for promoting European citizenship while increasing student and worker mobility” [3] .
Интегрированное обучение имеет долгую историю: представители высшего среднего класса Древнего Рима отдавали предпочтение образованию детей на греческом языке, а в начале 60-х прошлого столетия, билингвистическое обучение стало широко применяться во всем мире.
Изначально эксперименты с CLIL были тесно связаны с политическими и административными факторами (в особенности в условиях существования нескольких государственных языков), географическими и демографическими факторами (региональные языки, проживание меньшинств).
Бельгия, Люксембург и Мальта были первыми государствами, внедрившими принципы CLIL в учебный процесс еще в 19 веке.
Германия, Венгрия, Голландия, Польша, Словения, Словакия и Великобритания (Уэльс) ввели в практику предметно-языковое интегрированное обучение в конце 1940-50 годов.
CLIL позволяет обеспечить погружение в язык без введения дополнительных часов в учебные планы, что в особенности важно для учебных заведений профессиональной направленности. Сама идея использования принципа предметно-языкового интегрированного обучения стала востребованной вследствие повышения требований к уровню владения иностранным языком в условиях ограничения времени, выделяемого на его изучение.
CLIL в учебных программах специализированных вузов представляется актуальным, поскольку предполагает ситуативную адаптивность и способность к саморазвитию – в частности в многоплановой практической профессиональной деятельности юриста. Современные требования к профессионалам формируются в контексте перехода к информационному обществу, а также неустойчивого рынка труда с ростом его интернационализации и глобализации.
Изначально метод CLIL был предназначен для достижения двух целей обучения, т.е., во-первых, обучить иностранному языку на материале специального предмета и, во-вторых, реализовать эту цель с перспективой достижения компетентности, как в целевом языке, так и в контенте профессиональной направленности.
Важной чертой программ в рамках CLIL является то, что в них иностранный язык и неязыковой контент составляют единый континуум, в котором предпочтение не отдается ни одному из аспектов. Лингвистическая и специальная составляющие объединены в учебных планах посредством применения различных методик, обеспечивающих интегрированный подход. Это способствует независимости студентов, повышению их мотивации, развитию языковой спонтанности, усовершенствованию навыков обучения, формированию позитивного отношения к изучению иностранных языков. CLIL также представляет более широкий культурный контекст, мультилингвальный подход, и позволяет значительно диверсифицировать методы и формы обучения.
Григорьева К.С., Салехова Л.Л. предлагают следующие педагогические принципы метода CLIL:
-
1. Принцип использования богатого с познавательной точки зрения аутентичного учебного материала ( аутентичность, информационная насыщенность и определенная степень когнитивной нагрузки…).
-
2. Принцип активной поддержки и помощи преподавателя в процессе обучения. … Большое внимание уделяется продуктивным видам речевой деятельности, что особенно важно для освоения иностранного языка.
-
3. Принцип интенсивного и продуктивного владения иностранным языком. …Преподаватели могут использовать данный метод для создания аутентичных коммуникативных ситуаций, так как, выполняя подобные задания, студенты активно взаимодействуют друг с другом.
-
4. Принцип поликультурности. Методика CLIL дает возможность рассматривать всевозможные темы с различных культурных позиций,
-
5. Принцип развития мыслительных навыков высшего порядка. ….Взаимодействие контента, мышления и языка, способность адекватно вербализировать сложные мыслительные процессы формируются не автоматически, а требуют систематического развития и тренировки, как в родном, так и в изучаемом иностранном языке.
-
6. Принцип устойчивого обучения. Под устойчивым обучением понимается следующее: преподаватель должен убедиться в том, что в ходе процесса обучения была активизирована долгосрочная память студентов и те знания, которые они получили во время занятия перейдут из пассива в актив [1, c.90].
учитывая различия в восприятии многих вещей у представителей тех или иных культур.
Внедрение CLIL требует пересмотра традиционной роли преподавателя иностранного языка и организации учебного процесса. Преподавание языка через предмет может встретить неприятие со стороны преподавателей ИЯ, так как они не владеют специальными знаниями в достаточном объеме. Преподаватели дисциплин в свою очередь могут опасаться всей полноты ответственности за языковую составляющую. Необходимо также учитывать тот факт, что CLIL эффективно применять только после достижения определенного уровня владения иностранным языком.
Среди обязательных условий для обеспечения CLIL важно подчеркнуть ответственный подход учебного заведения к реализации CLIL: необходимы ресурсы, повышение квалификации преподавателей, методологическая подготовка, сокращение нагрузки преподавателей, формулирование четких и реальных целей, время для разработки новых учебных программ (модулей, системы оценивания). Преподаватели должны быть убеждены в значимости этого метода и быть заинтересованными в инвестировании собственного времени и усилий. Не менее значимым является сотрудничество между преподавателями иностранного языка и преподавателями специальных предметов.
Предметно-языковое интегрированное обучение в сфере высшего образования позволяет студентам постепенно трансформироваться в профессионалов посредством усвоения базовых принципов профессиональной культуры (норм поведения, обычаев, мировоззрения).
Использование CLIL создает условия, в которых можно интегрировать метазнания, знания дисциплин и лингвистические знания в единую парадигму образования. Интеграция этих трех типов знаний обеспечивает студентам целый ряд преимуществ, поскольку процесс обучения создает модель адаптивности. То есть такой метод преподавания помогает студентам изменять конфигурацию их ментальных схем и повышать их защищенность от постоянно изменяющихся условий деятельности в профессиональной среде. Формирование оптимальных стратегий адаптации, которые гарантируют студентам принятие жизнеспособных, долгосрочных, беспроигрышных решений в сложных ситуациях наиболее эффективно подготовит студентов к требованиям и вызовам, которые диктуют изменяющиеся условия социального и профессионального контекста.
Список литературы Предметно-языковое интегрированное обучение в юридическом вузе
- Салехова Л.Л., Григорьева К.С. Content and Language Integrated Learning как основа формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов технических вузов // Иностранный язык для профессиональных целей: традиции и инновации: Сб. статей II заочного Республиканского симпозиума. - Казань: К(П)ФУ, 2013. - С. 89-94.
- Marsh D. 2002. Content and Language Integrated Learning: The European Dimension - Actions, Trends and Foresight Potential // URL: http://europa.eu.int/comm/education/languages/index.html
- Marsh D. 2003. The relevance and potential of content and language integrated learning (CLIL) for achieving MT 2 in Europe, ELC Information Bulletin 9 - April 2003 // URL: http://userpage.fu-berlin.de/elc/bulletin/9/en/marsh.html.