Предпосылки становление системы образования взрослых в России

Автор: Макарова Ирина Александровна

Журнал: Грани познания @grani-vspu

Рубрика: Профессиональное образование

Статья в выпуске: 5 (52), 2017 года.

Бесплатный доступ

Анализируются концепции теории образования взрослых, возникшие в середине XIX в. в России. Раскрывается содержание внешкольного образования.

Образование взрослых, концепции, формы и методы обучения, внешкольное образование

Короткий адрес: https://sciup.org/14822622

IDR: 14822622

Текст научной статьи Предпосылки становление системы образования взрослых в России

При изучении истории развития системы образования взрослых необходимо обратиться к истокам становления данного явления в России. В этом поиске идеи и концепции, появившиеся в период зарождения теории образования взрослых, остаются актуальными даже спустя полтора века.

В России потребности экономического и социального развития в середине XIX в. обусловили развитие теории и практики общего образования взрослого населения. Этот период в истории России характеризуется обострением противоречий во всех сферах общественной жизни, которые привели к возникновению революционной ситуации, пробудили интерес широких слоев населения не только к политическим вопросам, но и к вопросам культуры, образования. Крепостничество являлось тормозом для дальнейшего развития страны, препятствовало преобразованиям, без которых невозможно было движение общества вперед. Пропаганда передовых идей, борьба за личность, освободившуюся от крепостного гнета, были объективной реальностью. Давала о себе знать и растущая потребность в работниках для развивающейся капиталистической промышленности, что вызывало появление многообразных форм образования взрослых, а также попытки их теоретического осмысления.

Так в 50–60 гг. XIX в. представители разных по своей идеологической направленности общественных групп и движений по-разному относились к проблеме «народ и образование». В связи с этим мы можем выделить следующие концепции теории образования взрослых, возникшие в рассматриваемый период времени:

– официальная доктрина самодержавия;

– просветительная концепция;

– большевистская концепция.

Условием социально-экономической эволюции признавали необходимость образования взрослых представители официальной доктрины самодержавия , но одновременно и опасались его преобразующего воздействия. Так, Н.М. Аничков, являясь одним из руководителей Департамента народного просвещения, называл его «внутренней охраной царства». Но существовало такое мнение, что выходцев из низших слоев школа не должна отрывать от привычной среды и служить ступенью к дальнейшему образованию. Ссылаясь на В.И. Даля считали, что «грамота, сама по себе, ничему не вразумит крестьянина, она скорее собьет с толку, чем научит» [1].

Как важное условие преобразования общества сторонники просветительной концепции видели в образовании взрослых. Наиболее последовательно данную позицию выражал К.Д. Ушинский. Он видел замечательное и отрадное явление русской жизни в возникновении воскресных школ, что свидетельствовало о возникшей у взрослых потребности в знаниях. Большое и нравственное значение придавал воскресным школам К.Д. Ушинский, полагая, что они способствуют «сближению образованных людей с людьми из рабочего класса» [5].

Особое внимание К.Д. Ушинский уделял формам и методам обучения, а также содержанию занятий, т.е. дидактике образования взрослых. Он показывал, что обучение более успешно в том случае, если оно связано с производственной деятельностью ученика, помогает осмыслить ему его труд.

Значительный вклад в борьбу за демократизацию образования, привнесли современники и последователи К.Д. Ушинского: В.И. Водовозов, Н.А. Корф, Н.И. Пирогов, В.Я. Стоюнин и др. Так, Н.И. Пирогов в статье «О воскресных школах» обосновывал свою идею объяснительного чтения, доказывая, что в противном случае «воскресные школы распространяли бы в народе не грамотность, а механическое заучивание звуков и слов» [3]. Он утверждал, что обучение письму, счету и даже техническим предметам должно быть, прежде всего, осмысленным.

Однако образование взрослых не ограничивалось только уровнем начального образования. Зарождаются в России и народные университеты. Так, одним из первых являлись Смоленские классы, где обучалось до 1000 человек, иногда больше. Этот университет возник на базе нескольких воскресных школ, впоследствии ставших воскресно-вечерними, в селах Смоленском и Александровском в 1883 г. в окрестностях Петербурга. Данное заведение включало в себя начальную школу, технические классы, долгосрочные и краткосрочные предметные курсы, общие чтения, школы подростков, группы по подготовке к экзаменам на аттестат зрелости.

Последующее развитие педагогических идей в дореволюционный период, которые связаны с образованием взрослых, идет параллельно возникновению в практике различных форм внешкольного образования, под которым понимается вся совокупность деятельности в области просвещения и воспитания взрослого населения. Особое внимание ученые уделяли самообразованию данного социального слоя. Это вполне закономерно, т. к. оно получило в России широкое распространение. Если самообразованием, предполагавшим овладение определенным кругом знаний по какой-либо специальности, в основном занимались представители интеллигенции, то политическое самообразование охватило большое число сознательных рабочих. Озадаченность руководства самообразованием была достаточно серьезна, и в то время шли поиски оптимальных путей его осуществления.

Одним из первых педагогов-просветителей, рассматриваемых теорию внешкольного образования, был В.И. Чарнолусский. Наиболее значимой его работой стала книга «Основные вопросы организации внешкольного образования в России», опубликованная в 1909 г.

В.И. Чарнолусский, в отличие от своих предшественников, которые сконцентрировали свое внимание на отдельных видах внешкольного образования, рассматривал его как единую систему, выделяя в ней:

– школы для взрослого населения;

– учреждения для удовлетворения потребностей в чтении (библиотеки, общественные издательства, книжная торговля);

– учреждения для распространения научных и специальных знаний среди населения (курсы, лекции, чтения);

– общественные развлечения (театры, кинематограф, концерты) и спорт;

– музеи и картинные галереи;

– народные дома.

Следует отметить, что общественными деятелями и педагогами образование взрослых рассматривалось как социальный феномен, хотя отдельные рекомендации методического характера высказывались уже в конце ХIХ в. Так крупнейший библиограф, просветитель, ученый и видный общественный деятель Н.А. Рубакин советовал самостоятельно приобщающимся к знаниям, «заниматься не по наукам, а по вопросам» [4]. Тем не менее, господствовала точка зрения, высказанная К.Д. Ушинским: «Чем меньше возраст учеников, над образованием которых трудится воспитатель, тем больше требуется от него педагогических знаний, и это требование не возрастает, а уменьшается по мере возраста ученика» [6, с. 417].

Подобная позиция предопределила отношение к проблемам, которые связаны с образованием взрослых: психолого-педагогический анализ оттеснялся социальным. Образование взрослых выступало как условие, признак и следствие демократических преобразований в обществе. В данном контексте были определены принципы образования взрослых: общественный характер (широкая самодеятельность населения), самостоятельность и автономность образовательных учреждений, общедоступность и бесплатность, непрерывность. Разумеется, эти принципы не были в достаточной степени реализованы, часто носили исключительно вербальный характер. Им не хватало четкой определенности. Но они сыграли важную роль в самоопределении образования взрослых как относительно самостоятельной отрасли педагогического знания и педагогической практики.

Сторонники просветительной концепции рассматривали внешкольное образование в качестве средства приобщения взрослых к культуре и науке. Они противопоставляли внешкольное образование политическому просвещению и проповедовали независимость образования взрослых от «политических страстей». Совершенно противоположные идеи высказывались сторонниками большевистской позиции.

Большевистская позиция отстаивала идейно-политическую направленность внешкольного образования, его подчиненность «коммунистической пропаганде». Ее победа в дальнейшем выразилась в замене термина «внешкольное образование» политико-просветительной работой. Политическая направленность приобщения взрослых к знаниям, его жесткая идеологизация обедняли «человекообразующие» возможности образования и делали его средством в решении социальных и экономических проблем. Важно подчеркнуть, что подобная позиция оставляла в стороне возможности самостоятельного осмысления человеком Мира и себя в нем. Взрослый становился объектом определенной манипуляции, т. е. его сознание формировалось не на основе логики и фактов, а выстраивалось как бы извне, в соответствии с представлениями и ценностями строящегося нового общества.

Также следует отметить, что в 1920–30-е гг. расширяются просветительные функции радио. В эфир идут тематические цикловые программы, адресованные самым разным категориям слушателей. В 1928 г. создается Рабоче-крестьянский университет по радио. В первые годы своего существования он состоял из трех факультетов: общеобразовательного, антирелигиозного и кооперативного; позже добавились педагогический и сельскохозяйственный. В 1929 г. было создано несколько радиоуниверситетов: рабочий, крестьянский, коммунистический, комсомольский. Программы радиоуниверситетов были рассчитаны на год. Слушатели выполняли контрольные и зачетные задания. Удачно прошедшие курс получали удостоверения об окончании университета. В 1930 г. радиоуниверситеты были реорганизованы в Институт заочного обучения по радио. Это была качественно новая форма массового общего обучения.

Итак, уже в первые десятилетия Советской власти в стране возникли различные формы образования взрослых, которые, прежде всего, решали задачи общеобразовательной подготовки трудящихся. Сравнив приведенные концепции, мы можем сделать следующие выводы:

  • –    сторонники официальной доктрины самодержавия признавали, что для развития общества и государства необходимо образование взрослых, но в тоже время они не считали нужным внедрять его в широкие массы, не видели необходимости обучать людей из низших социальных слоев общества;

  • –    идеологи просветительной концепции напротив, выступали за демократизацию образования, за необходимость обучать людей всех возрастов и из всех слоев населения;

  • –    сторонники большевистской позиции так же, как представители просветительной концепции, вели борьбу за всеобщую грамотность, но при этом отстаивали позицию идейно-политической направленности образования, что приводило к чисто утилитарному отношению к знаниям, не дающему личности широких возможностей для саморазвития.

Несомненно, все вышеперечисленные концепции сыграли свои роли в развитии теории образования взрослых. Идеи, высказанные в рамках большевистской позиции, после революции надолго стали основополагающими в построении теории образования взрослого населения. Таким образом они значительно повлияли на становление современной теории непрерывного обучения.

Однако, по нашему мнению, наиболее ценные идеи для построения теории образования взрослых в настоящее время были высказаны в рамках просветительной концепции. Они соответствуют сегодняшним взглядам на необходимость непрерывного образования, на связь обучения с трудовой деятельностью человека, на индивидуальный подход в обучении. И в современном мире большое внимание нужно уделять именно самостоятельному освоению знаний взрослыми людьми, постоянному совершенствованию своих навыков. В концепции впервые были сформулированы принципы образования взрослых в рамках демократических идей, то есть таких, по которым строится и современная теория образования взрослых.

После проведенного анализа концепций мы видим, что зарождение педагогических идей в области общего образования взрослых в России связано с развитием страны во второй половине ХIХ в. С этого момента происходит построение и развитие теории образования взрослых по различным направлениям, которые сыграли важную роль для становления современных взглядов на проблему.

Список литературы Предпосылки становление системы образования взрослых в России

  • Даль В.И. Избранные произведения. М.: Директ-Медиа, 2010.
  • Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения/сост. А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенок. М.: Педагогика, 1985.
  • Пирогов Н.И. О Воскресных школах. М., 1952.
  • Рубакин Н.А. Избранное. М.: Книга, 1975.
  • Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М., 1974.
  • Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М., 2004. 576 с.
  • Чарнолуский В.И. Основные вопросы организации внешкольного образования в России. Спб., 1909.
Статья научная