Предпосылки возникновения и полемический характер учения свт. Иннокентия (Борисова) об уме как высшей познавательной созерцательной способности человеческой души на примере ранних сочинений автора

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу ранних сочинений святителя Иннокентия (Борисова): «Взгляд на греческую философию», «О признаках повреждения человеческого в самой природе человека», в которых акцентируется внимание на гносеологии святителя. Освещается причина, по которой молодой Иван Борисов делит греческих философов на два лагеря и при этом указывает на последователей данных направлений в современной ему философской мысли. Анализ второго произведения автора, по сути, дополняет взгляды, которые обнаруживаются в его первом сочинении, в частности речь, идет о противопоставлении таких познавательных инструментов присущих человеку как рассудок и разум. И. Борисов разбирает состоятельность данных способностей в деле познания Бога и приходит к выводу о несостоятельности рассудка в этом вопросе, а также указывает на высшую составляющую человека ум (разум), которой, по его мнению, способен возвысится к пониманию Божества. При анализе данных произведений выяснилось, что взгляды автора не новы, они во многом вторят философским взглядам немецкого философа Ф. Г. Якоби. Рассматриваемые сочинения носят полемический характер, в частности И. Борисов полемизирует с И. Кантом, с которым на страницах своих произведений полемизировал и Ф. Якоби. Прослеживается становление взглядов святителя Иннокентия, которые получили развитие в его последующих сочинения, в частности речь идет про учение святителя о высших познавательных способностях человека - уме и «внутреннем чувстве».

Еще

Свт. иннокентий (борисов), ф. г. якоби, и. кант, гносеология, ум (разум), «внутренне чувство»

Короткий адрес: https://sciup.org/140306805

IDR: 140306805   |   DOI: 10.47132/2541-9587_2024_2_12

Список литературы Предпосылки возникновения и полемический характер учения свт. Иннокентия (Борисова) об уме как высшей познавательной созерцательной способности человеческой души на примере ранних сочинений автора

  • Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т. 1. М., Мысль, 1976. С. 57.
  • Борисов И. О признаках повреждения человеческого в самой природе человека // Некоторые опыты упражнений воспитанников Киевской духовной академии, изданные по окончании первого учебного курса. Киев, 1824. С. 205-228.
  • Иннокентий (Борисов), свт. Введение в нравственное богословие // Его же. Сочинения в 6-ти томах. Т. 6. СПб., 1908. С. 187-231.
  • Иннокентий (Борисов), свт. Иисус Христос — Искупитель человеческого рода // Его же. Сочинения в 6-ти томах. Т. 6. СПб., 1908. С. 767-807.
  • Иннокентий (Борисов), свт. Лекция вступительная по Нравственному богословию // Его же. Сочинения в 6-ти томах. Т. 6. СПб., 1908. С. 176-187.
  • Иннокентий (Борисов), свт. О религии вообще // Его же. Сочинения в 6-ти томах. Т. 6. СПб., 1908. С. 3-78.
  • Иннокентий (Борисов), свт. Трактаты. Взгляд на греческую философию // Его же. Сочинения в 6-ти томах. Т. 6. СПб., 1908. С. 937-947.
  • Скворцов И. М. О метафизическом начале философии // Аскоченский В. История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 г. СПб., 1863. С. 52-67.
  • Чернов С. А., Шевченко И. В. Фридрих Якоби: вера, чувство, разум. М.: Прогресс-Традиция, 2010. С. 397-451.
  • Аскоченский В. История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 г. СПб., 1863. 300 с.
  • Гилева В.В. Влияние немецкого философского идеализма XVIII — начала XIX веков на русский духовно-академический теизм: дисс. ... канд. филос. наук. Владивосток. 2009. 171 с.
  • Каледа П.И., диак. Свт.Феофан Затворник и антропология киевской духовной школы // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. №4 (28). С. 110-123.
  • Коцюба В.И. Святитель Иннокентий Херсонский и его наследие // Диакри-сис. 2019. № 1 (1). С. 151-172.
  • Левитский Н. Высокопреосвященный Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. М.: Университетская типография, 1904. 153 с.
  • Лушников Д.Ю., свящ. Святитель Иннокентий (Борисов) как родоначальник отечественного академического основного богословия // Христианское чтение. 2022. №4. С. 98-115.
  • Никулин М. С., свящ. Божественные атрибуты в рациональной теологии Платона, Аристотеля и Плотина // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. №2 (18). С. 188-201.
  • Никулин М. С., свящ. Ноология и рациональная теология италийцев в свидетельствах античной доксографии // Христианское чтение. 2022. № 3. С. 241-248.
  • LebedevA.V. Idealism (Mentalism) in Early Greek Metaphysics and Philosophical Theology: Pythagoras, Parmenides, Heraclitus, Xenophanes and Others (with Some Remarks on the «Gigantomachia about Being» in Plato's Sophist) // Индоевропейское языкознание и классическая филология — XXIII: Материалы чтений, посвященных памяти профессора Иосифа Моисеевича Тронского. СПб., 2019. С. 651-704.
Еще
Статья научная