Предпринимательские договоры как правовая категория
Автор: Саблина Ю.В., Старцева С.В.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 5-3 (68), 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье на основе анализа положений гражданского законодательства РФ и работ отечественных исследователей рассматривается вопрос о сущности предпринимательских договоров как правовой категории. Авторами осуществлена характеристика основных критериев для обособления предпринимательских договоров от иных сделок. В связи с проведенным изучением данной области были найдены и обозначены существующие проблемы теоретического и прикладного характера предпринимательских договоров.
Предпринимательский договор, предпринимательская деятельность, договор, гражданское право, коммерческая деятельность
Короткий адрес: https://sciup.org/170193582
IDR: 170193582
Текст научной статьи Предпринимательские договоры как правовая категория
Предпринимательские договоры как категория не упоминается к настоящему времени в российском законодательстве и упоминается преимущественно в плоскости юридической науки. При этом исследователи не достигли единства в вопросе о том, можно ли признавать предпринимательские договоры самостоятельной категорией, равно как и в вопросе о том, какова правовая природа таких договоров.
В одной из ключевых работ, посвященных понятию предпринимательского договора и написанной В.Ф. Яковлевым ещё в позапрошлом десятилетии, отмечается прямая связь рассматриваемой конструкции с местом предпринимательской деятельности в системе гражданско-правовых отношений [3].
Отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности, в значительной части охватываются предметом регулирования гражданского права, однако в целом регулирование такой деятельности осуществляется целым комплексом отраслевых институтов и норм, относимых к плоскости административного и финансового права.
В связи с этим тезис о том, что регулирование предпринимательской деятельности носит межотраслевой и комплексный характер, практически не опровергается исследователями. В то же время остаются вопросы относительно оснований выделе- ния предпринимательских договоров в качестве самостоятельной категории, а также относительно правовой природы таких договоров.
Основным признаком, выделяемым большинством исследователей в вопросе о целесообразности выделения предпринимательских договоров, является особый субъектный состав сторон таких договоров. В данном случае подразумевается, что если как минимум одна из сторон является субъектом предпринимательской деятельности, то договор можно рассматривать в качестве предпринимательского.
Следует отметить, что в нормах Гражданского кодекса РФ [1] в ряде договоров прямо отмечено, что одной из их сторон обязательно выступает субъект предпринимательской деятельности.
Наиболее наглядным примером тому служит ст. 506 ГК РФ, в которой указывается на то, что одной из сторон договора поставки является продавец-поставщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность.
Аналогичным примером может служить ст. 1027 ГК РФ, так как по договору коммерческой концессии передается комплекс исключительных прав для использования в предпринимательской деятельности. То есть, прямо обозначается целевое назначение передаваемого объекта прав.
Вместе с тем подобные уточнения не содержатся в ряде норм о весьма востребованных в предпринимательской деятельности договорах перевозки и транспортной экспедиции. В случае с договором перевозки еще можно обосновать это тем, что перевозка является широким понятием, выходящим за рамки сугубо предпринимательской деятельности, однако в случае с транспортной экспедицией подобное основание не выглядит столь убедительным, поскольку данный вид договоров в первую очередь присущ именно сфере предпринимательских отношений.
Тем не менее, именно наличие указания на то, что одна из сторон договора является субъектом предпринимательской деятельности, рассматривается в качестве одного из нормативно установленных критериев выделения предпринимательских договоров.
Тезис отдельных исследователей о том, что предпринимательские договоры имеют иную природу, нежели гражданско-правовые договоры, следует признать достаточно неоднозначным.
Безусловно, процедура получения статуса субъекта предпринимательской деятельности в значительной части обусловлена административно-правовыми нормами. Одновременно с этим и осуществление субъектом предпринимательской деятельности обязательств по договору перед иными группами субъектов порождает риск возникновения оснований для применения мер административной ответственности.
Однако все эти аспекты не имеют прямой связи с заключением, исполнением и расторжением договора. То есть, договорная составляющая предпринимательских отношений практически во всех без исключения случаях определяется нормами гражданского права.
Наряду с этим следует отметить, что существуют отдельные договорные конструкции, которые в своём субъектном составе предполагают участие субъектов предпринимательской деятельности, но не могут быть в силу своей специфики однозначно отнесены к предпринимательским договорам. Это, прежде всего, государственные и муниципальные контракты.
Значительный интерес представляет работа М.Д. Шапсуговой, в рамках которой предпринимательские договоры рассматриваются в контексте экономического анализа права. Исследователь выдвигает предположение о том, что обозначенные договоры могут быть признаны одним из средств управления рисками в предпринимательской деятельности, применяемых прежде всего с целью предотвращения и снижения размера возникающих убытков [2].
Обычные коммерческие контракты также смещают риски, тем самым являясь формой страхования. Функция контрактов по перераспределению рисков или страхованию связана с тем фактом, что контракт (в отличие от действительно одновременного обмена, который не может не осуществиться) по своей природе регламентирует направление будущих действий сторон, а будущее неопределенно. При этом распределение рисков в предпринимательском договоре можно также рассматривать как разновидность самострахования.
Следует отметить, что в настоящее время в российском праве наблюдается тенденция к расширению круга субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В частности, наиболее наглядным подтверждением тому служит последовательное и поэтапное введение на территории субъектов Российской Федерации специального налогового режима для самозанятых.
Вместе с тем, самозанятые не выделены в качестве самостоятельных субъектов предпринимательской деятельности, хотя фактически предполагается, что содержание их деятельности в полной мере соотносится с признаками предпринимательской.
Однако и в законодательстве о налоге на профессиональный доход деятельность самозанятых не названа профессиональной. Возможно, термин «профессиональный доход» является не вполне удачным для обозначения видов деятельности, являющихся источником профессионального дохода.
В связи с этим, вопрос о том, можно ли признавать предпринимательскими дого- воры, в которых участвует лицо, применяющее специальный налоговый режим на основании осуществления деятельности в качестве самозанятого, остается открытым. Равно как и вопрос и системе признаков, посредством которых можно квалифицировать предпринимательские договоры в целом.
К настоящему времени категория предпринимательских договоров не сформулирована в тексте законодательства, хотя проведенный анализ указывает на то, что выделение подобной категории вполне це- лесообразно не только с теоретической точки зрения, но и целесообразно для ре- шения прикладных задач регулирования общественных отношений – к примеру, для обеспечения защиты интересов лиц, заведомо являющихся слабой стороной в договоре с субъектом предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, рассматривая вопрос о необходимости введения соответствующих дополнений в текст законодательства, следует исходить из задачи обеспечения разумного баланса интересов всех сторон, участвующих в предпринимательских договорах.
Список литературы Предпринимательские договоры как правовая категория
- Гражданский кодекс (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения 15.05.2022).
- Шапсугова М.Д. Предпринимательские договоры как форма осуществления предпринимательской деятельности // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2020. - №1. - С. 121-126.
- Яковлев В.Ф. Понятие предпринимательского договора в российском праве // Журнал российского права. - 2008. - №1 (133). - С. 3-9.