Преподобный Амвросий Оптинский как выразитель глубин народного религиозного сознания
Автор: Белоножко В.А.
Журнал: Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии @theology-spbda
Рубрика: Философия религии и религиоведение
Статья в выпуске: 3 (23), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье на основе трудов священника Павла Флоренского, протоиерея Сергия Булгакова и С. Н. Дурылина, а также материалов истории православной иконографии рассматривается вопрос о соотношении языческого и христианского миросозерцания, а также богословских мотивов, выраженных в иконографии образа «Спорительница хлебов» (1898). Рассматривается история создания иконы и предания, с ней связанные. Автор приходит к выводу, что преподобный Амвросий в художественной форме выражает глубинный религиозный мотив, уходящий корнями в мир языческих образов.
С. н. дурылин, священник павел флоренский, протоиерей сергий булгаков, преподобный амвросий оптинский, иконография, богословие, язычество
Короткий адрес: https://sciup.org/140307684
IDR: 140307684 | DOI: 10.47132/2541-9587_2024_3_119
Список литературы Преподобный Амвросий Оптинский как выразитель глубин народного религиозного сознания
- Аверинцев С. С. Слово Божие и слово человеческое. Римские речи / Сост. Пьерлука Адзаро. М.: Изд-во «Никея», 2023. 400 с.
- Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. 669 с.
- Булгаков С.Н. Тихие думы. Из статей 1911-15гг. М.: Изд. Г.А. Лемана и С. И. Сахорова, 1918. 204 с.
- Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев // Азбука веры. URL: https:// azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev/ (дата обращения: 08.11.2023).
- Дорофеев Д.Ю. Античные философы в православных храмах: истоки зарождения и причины распространения иконографической традиции // Визуальная теология. 2020. № 2. С. 70-94.
- Дурылин С. Н. Иконопочитание в древней Руси // Статьи и исследования 1900-1920 годов / Сост. А. Резниченко, Т. Резвых. СПб.: Владимир Даль, 2014. С. 497-535.
- Дурылин С.Н. Начальник Тишины // Богословский вестник. 1916. № 7/8. 31 с.
- Иванов В. И. Евангельский смысл слова «земля» // Символ. Журнал христисн-ской культуры, основанный Славянской библиотекой в Париже. № 53-54. Париж; Москва, 2008. С. 68-85.
- Каширина В.В., Черкасова Г.П. Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» // Оптина пустынь. Официальный сайт. URL: https://www.optina.ru/pub/p16/ (дата обращения: 07.11.2023).
- Климент (Капалин), митр. Православие в Русской Америке: этапы становления. Калуга: Калужская духовная семинария, 2022. 254 с.
- ЛосскийВ.Н. Догмат о непорочном зачатии // Богословские труды. № 14. М., 1975. С. 121-125.
- Озолин Н., прот. К первой годовщине кончины Леонида Александровича Успенского // Вестник русского христианского движения. 1989. № 155. С. 78-88.
- Паршин А.Н. «Богородица — Мать Сыра Земля.» (О тех лекциях в Московской Духовной Академии) // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 5 (37). С. 71-81.
- Поснов М. Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.). Брюссель: Изд-во «Жизнь с Богом», 1964. 614 с.
- Розанов В.В. Эмбрионы // Религия и культура. Т.1. М.: Изд-во «Правда», 1990. С. 287-296.
- Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. М.: Издательство братства во имя св. кн. Александра Невского, 1997. 656 с.
- Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т. 10: Русская религиозность. Ч. I. Христианство Киевской Руси. X-XIII вв. М.: SAM&SAM, 2015. 400 с.
- Флоренский П.А. Собрание сочинений. Т. 3. Ч. 2. М., 1999. 623 с.
- Флоренский П., свящ. Иконостас // Богословские труды. 1972. 148 с.
- Флоровский Г.В. Пути русского богословия / Отв. ред. О. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2009. 848 с.
- Широких М.А. Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» как покровительница аграриев: размышления в XXI веке // Девятнадцатые Дамиановские чтения. Курск, 2022. С. 287-295.