Преступность в Италии: особенности, формы проявления
Автор: Ямалетдинова Наталья Владимировна
Журнал: Правовое государство: теория и практика @pravgos
Рубрика: Международные отношения и внешняя политика. Международное и европейское право
Статья в выпуске: 3 (53), 2018 года.
Бесплатный доступ
Италия считается одной из самых привлекательных стран мира. Она по официальному признанию ЮНЕСКО содержит 60% богатств мирового искусства. Тем больше удивления вызывает тот факт, что эта страна не может похвастаться тем, что она преодолела такое негативное явление, как преступность. В Италии можно наблюдать специфические особенности организованной противоправной деятельности, например, ее территориальную «привязку» к тому или иному региону, существование крупных преступных группировок. Тем не менее, в борьбе с преступностью в Италии за последнее время были достигнуты значительные успехи. Правоохранительные структуры этого государства успешно координируют усилия по поиску и поимке опасных преступников. В Италии действует программа по защите свидетелей и других участников уголовного судопроизводства, позволяющая обеспечить их безопасность. Все это говорит о необходимости изучения опыта деятельности зарубежных правоохранительных органов.
Сицилийская мафия, неаполитанские "бизнесмены", коза ностра, правоохранительные органы, полиция, карабинеры
Короткий адрес: https://sciup.org/142232839
IDR: 142232839
Текст научной статьи Преступность в Италии: особенности, формы проявления
Одной из задач государства является создание безопасных условий для жизнедеятельности личности и общества. Исторические традиции в России фиксируют определенный расклад сил в борьбе с организованной и общеуголовной преступностью. Вот уже три столетия основной объем работы в этом направлении возлагается на плечи сотрудников полиции (милиции). Недавно в России торжественно отметили 300-летие создания полиции в нашей стране. Это служит основанием для сотрудников органов внутренних дел не только проанализировать пройденный путь, но и наметить перспективы своей деятельности. А это невозможно сделать без анализа состояния преступности и деятельности правоохранительных органов в других странах. Стало притчей во языцех при упоминании об организованной преступности произносить слово «мафия». В плане рассмотрения заявленной проблематики статьи представляет большой интерес страна, давшая миру этот термин.
Характерной особенностью развития преступности в Италии является существование различных крупных группировок в этой стране. Одним из таких сообществ является Каморра, центром которой является Неаполь. Эта организация фактически перехватила эстафету у сицилийской мафии в деле организации преступного бизнеса. Данному явлению в значительной степени способствовало само итальянское государство в лице его правоохранительных органов, которые с середины 90-х гг. прошлого столетия активно стали наступать на позиции Коза Ностры. Каморра с самого начала взяла курс на поставку и реализацию наркотических средств, в особенности кокаина. Сегодня эта организация является крупнейшим в Европе наркодилером. Как свидетельствуют материалы прессы, в северо-восточной части Неаполя, Секондильяно, существует самый крупный в Европе рынок по продаже наркотиков [1, p. 59]. Подобный синдикат создан как типичная модель крупной корпорации, для которой характерно организация уровня полномочий по нисходящей. Высшее звено представляют старшие менеджеры, которые определяют стратегию и распределяют ресурсы. На втором уровне менеджеры отвечают за покупку и производство продукции. На третьем – лица, отвечающие за координацию усилий по распределению опасной продукции. В самом низу находятся те, кто непосредственно доставляет наркотики покупателям. Таким образом, применяются типичные методы менеджмента по организации цепочки по поставке продукции. Необходимо отметить, что лидеры Каморры заняты поиском наркотического сырья по всему миру (кокаин – из Латинской Америки, героин – из Афганистана, гашиш – из северной Африки). В случае возникновения каких-либо заминок данная группа лиц находит альтернативные источники поставки продукции [1, p. 59].
Исследователи указывают на высокую степень производственной организации в данном сообществе. Члены указанной организации могут сформировать целые группы по производству, в считанные мгновения переменить профиль своей деятельности. Также отмечается способность схватывать на лету идеи и привлекать талантливых людей. В случае если консервативно настроенный менеджер возражает против перехода на новые рынки, как это было характерно для 80-х гг. XX в., когда старые руководители Каморры воспротивились занятию наркобизнесом, то подобный консерватор немедленно заменяется представителем молодого поколения. По приблизительным подсчетам в Каморру входит 115 группировок, каждая из которых включает около 500 человек и многочисленных помощников [1, p. 60]. Паоло ди Ла-уро, бывший глава одного из самых мощных кланов, представлял собой одного из самых инновационных предпринимателей Италии последних лет. С 2005 г. он содержится в одиночной камере в тюрьме. В этой камере имеются все новейшие средства защиты. Именно ди Лауро организовал наркоторговлю с колумбийскими синдикатами, он также предложил для преступного сообщества своеобразную систему франшизы, при которой дистрибьюторы продукции (франшизы), отвечают за свою территорию и дело больше, чем, как просто наемные ра-

ботники. Это придает им максимум инициативы по привлечению дополнительных сотрудников и, в конечном счете, поставлять больше продукции.
Каморра применяет новые приемы при использовании стандартной технологии менеджмента. В частности они стали изощренными специалистами в области создания командного духа у членов сообщества. Все принимаемые в организацию проходят своеобразную религиозную церемонию. Организация проявляет внимание к родственникам своих бывших сотрудников, «погибших на производстве». Члены группировок по пятницам снабжают деньгами и продуктами семьи, потерявших своих кормильцев. Так возникает корпоративная социальная ответственность. Реальности итальянской действительности таковы, что подобная ответственность приносит, с точки зрения властей, свои негативные результаты.
Так, например, местные жители встают на сторону преступных групп во время полицейских облав, создавая при этом баррикады из живых людей. Представители закона забрасываются мусором, их служебные автомобили поджигаются. На поверхности выходит, что подобная корпоративная социальная ответственность пропитана кровью. Роберто Савиано, автор нашумевшей книги о неаполитанской мафии, приводит подсчеты, согласно которым с 1979 по 2006 гг. преступные группировки повинны за гибель 3600 человек. Они также несут ответственность за экономический ущерб, нанесенный городу, стране. Речь идет о том, что торговля наркотиками, приносящая прибыль преступниками, прежде всего, прерывает человеческие жизни. К тому же, Неаполь, один из красивейших городов Италии, мог бы получать огромный доход за счет туризма, если бы при этом он славился своей дурной репутацией из-за столь высокого уровня преступности [1, p. 60]. С другой стороны сами преступники платят высокую цену за свою деятельность. «Солдаты улиц» довольствуются малым, многие погибают, другие получают тяжелые ранения, либо оказываются за тюремной решеткой. Как показывает практика, жизнь подавляющего большинства из них, заканчивается к 40-50 годам.
Те, кто находится на вершине социальной лестницы, постоянно вынуждены находиться под охраной из-за опасения быть ограбленным со стороны соперников или подвергнуться полицейскому аресту. Многие из них постоянно вынуждены скрываться, проживать в буквальном смысле под крышами домов или в своеобразных бункерах. Уже упоминавшийся ди Лауро, чей бизнес приносил ежегодный доход в 250 млн. долл., не мог позволить себе жить «на широкую ногу». Он практически был затворником, прятался в доме с металлическими жалюзи и запертыми на несколько засовов дверьми. Несколько лет он провел «в бегах». Несмотря на эти обстоятельства, синдикат процветает. Это объясняется тем, что ставки слишком велики, и к тому же для молодых людей ограничен круг выбора возможностей в плане трудоустройства. Только по официальным данным итальянская экономика находится в стадии стагнации более десяти лет. Согласно таблице Всемирного Банка «Возможность заняться бизнесом» Италия занимает 45 – е место, а южная часть страны традиционно считается «особо враждебным регионом» для законного предпринимательства [1, p. 60]. Повседневная жизнь города – одной из жемчужин Италии – нашла свое отражение и на телевизионных экранах. Если раньше за ужином присутствовавшие за столом обсуждали содержание недавно просмотренных серий «Во все тяжкие», «Клан Сопрано», то теперь появился новый предмет для разговоров. В сериале «Гоморра», вышедшем на экраны в 2014 г., показана судьба одного из крупнейших преступных сообществ.
Телевизионный сериал был продан в 50 стран, а первая серия была показана по всему миру, в том числе и в США. Этот сериал выглядит более мрачным по своей сюжетной линии, чем схожие по сюжету фильмы о жизни мафии, идущие во многих странах. По признанию зрителей гангстеры в «Гоморре» выглядят настоящими монстрами, а не столь привлекательными типами вроде Тони Сопрано. Все признают, что картина носит более реалистичный характер. Сценарий большинства серий был написан на основе книги Роберто Савиано, который скрывается после того, как Каморра вынесла ему в 2006 г. смертный приговор. Следует отметить, что съемки сериала в песчаных кварталах Неаполя часто срывались из сцен насилия, которые демонстрировали местные жители.
22 августа 2016 г. руководители трех крупнейших государств еврозоны, Ангела Меркель (Германия), Франсуа Олланд (Франция) и Маттео Ренци (Италия) встретились на острове возле побережья Неаполя, чтобы обсудить проблемы перезапуска европейского экономического проекта. Для достижения подобной цели необходимо облегчить возможности развития для легального бизнеса. В этом смысле совсем не помешало бы талант организации менеджмента, проявленный Каморрой, направить именно в сторону созидания. После смерти в тюремном госпитале «босса всех боссов» итальянской мафии, главаря сицилийской Козы Ностры Тото Рины встал вопрос о том, кто заменит его на этом посту? Ответ на вопрос вряд ли найдется. Знаменитый сицилианский картель является лишь частью преступного сообщества Италии. К тому же, после ареста Рины в 1993 г. позиции итальянской мафии существенно ослабли. Стратегия насилия Рины в свое время привела к убийству двух судей, непримиримых противников организованной преступности, – Джовани Фальконе и Паоло Борселлино. Подобное прямое нападение на государство не могло не привести к тому, что сицилианскому картелю была фактически объявлена война [3]. Картель вынужден был идти на попятную. Он отказал от воинственной стратегии Рино. Его преемник, Матео Мессина Денаро, пребывает в постоянных бегах. Он обвиняется в 4 убийствах, при этом большинство лиц, его знавших, утверждают о том, что он фактически исчез в возрасте 31 года.
В 2016 г. итальянский журнал «L`Espresso» писал: «Сегодня преступные группировки стреляют меньше, чем в 90-е гг. прошлого столетия, но они набирают жизненные силы и, что обращает на себя внимание, занимаются бизнесом больше, чем когда-либо. Человек, проживающий в Ломбардии, также опасается Ндрангеты и Каморры, как и южанин мафии в целом». Таким образом, по признанию итальянских журналистов Ндрангета также представляет собой опасное для общества явление [2]. Это объединение, действующее в соседней с Сицилией Калабрии, постепенно с начала 2000-х годов набирает обороты, и сегодня уверенно заявляет о своей независимости от сицилианской мафии. Ее глобальный оборот составляет ежегодно 53 млрд евро, получаемый в основном за счет наркотраффика. Количество членов организации составляет приблизительно 6000 человек. Отдельные источники приводят цифру в 60 тыс. членов организации. Упоминается также тот факт, что 400 вооруженных группировок этой организации действуют в 30 странах мира. Прибыль этой организации равна доходам компании «McDonald’s» или Deutsche Bank, составляя при этом 3,5% валового национального продукта Италии [3]. В столице страны особо чувствовалось соперничество различных группировок и представителей крайне правых политических сил. При этом преступные сообщества старались непременно оставить свой след в Вечном городе. Относительно недавно средства массовой информации сообщили о том, что властями была приостановлена деятельность несколько десятков ресторанов и кафе в районе Колизея на основании предъявленного обвинения в том, что они фактически занимались отмыванием средств боссов Каморры. На последних выборах местных органов власти в Остии, пригороде Рима, расположенном на морском побережье, победу одержало популистское Движение Пяти Звезд. Успех этого движения во многом был обеспечен благодаря тому обстоятельству, что местные жители устали от засилья криминальных структур, представители которых практически решали все вопросы местного самоуправления. Масла в огонь добавил поступок брата лидера преступной группировки, фактически управлявшей Остией. Во время интервью последний в ответ на один из вопросов журналиста набросился на представителя прессы и сломал ему нос. Эпизод был заснят на видеокамеру и попал во все новостные передачи. Это вызвало повсеместную реакцию возмущения в стране [3].
В провинции Пуглия местная мафия известна под названием Sacra Corona Unita. Это самый молодой синдикат основан в 1981 г. Состоит примерно из 50 кланов, охватывающих приблизительно 2 тыс. членов. Они занимаются контрабандой сигарет, оружия, наркотиков, незаконным ввозом людей. В августе 2017 г. они привлекли к себе внимание всей Италии, устроив кровавое побоище, когда один из боевиков убил местного босса, его свояка и двух невинных свидетелей, случайно оказавшихся на месте преступления. Подобный шаг даже в преступной среде вызвал однозначное осуждение. В провинции Фоггия также наблюдается

оживление деятельности преступных группировок. По этому поводу Национальный Директорат по борьбе с Мафией отмечал в своем ежегодном отчете за 2016 г.: «составляющие поддержки и в какой-то мере солидарности с подобными организациями и невозможность про- никнуть в их структуры проистекают из общей гражданского контекста данного региона. Данный контекст характеризуется культурной отсталостью, массовым молчанием и распространенным повсеместно беззаконием. Кажется, что в современных условиях невозможно, чтобы преступления мафии, действующей в целом с учетом времени и понимания реалий, проистекали из подобного контекста. Результатом такого смертельного союза между пониманием современности и дальнозоркостью при рассмотрении целей, при наличии архаических ценностей, является повсеместный контроль над территорией, полученный и консолидированный в результате кровавой традиции. Население не проявляет готовности сотрудничать с властями, и отсутствуют люди, готовые сотрудничать с правосудием» [3]. Гораздо в меньшей степени в Италии известен синдикат, действующий в провинции Гарнаго. Эта группировка имеет широкие международные связи, она опирается на молчаливую поддержку некоторых групп населения. Она также сочетает жестокость и архаические традиции со способностью активно внедряться в современную экономику. Группировка в известном смысле также эксплуатирует тот фактор, что о ней мало знают власти, правоохранительные органы.
В борьбе с преступностью за последнее время были достигнуты значительные успехи. Как уже отмечалось, нанесен существенный удар по позициям Козы Ностры. Правоохранительные структуры достаточно четко координируют усилия по поиску и поимке наиболее опасных преступников. Действует много лет программа по защите свидетелей и других участников уголовного судопроизводства, позволяющей обеспечить их полную безопасность. Следует отметить, что высокую степень эффективности деятельность итальянских «защитников правопорядка» отметили даже представители страны, которая традиционно с долей высокомерия относилась к достижениям жителей страны на Апеннинах. Речь идет об американцах. Так в своем ежегодном отчете посольство США отметило высокую степень организации, эффективность действий и слаженность действий полиции и жандармерии [4]. В тексте отчета приводятся характеристика наиболее типичных правонарушений преступников, при первом прочтении о которых складывается впечатление, что это происходило не на улицах Рима и других итальянских городов, а в нашей стране. Это обстоятельство неизбежно приводит к признанию очевидного факта: в условиях, когда для преступности в большинстве случаев характерно совершение однотипных деяний, следует внимательно изучать опыт деятельности зарубежных правоохранительных органов, в том числе и Италии.
Список литературы Преступность в Италии: особенности, формы проявления
- Schumpeter. Mafia management. The crime families of Naples are remarkably good at business. The Economist, Aug 27th, 2016.
- URL: htpp: /espresso.republica.it/plus/articoli/2016/05/05/news/cosi-le-mafia-si-mangiano-il-nord-1.263991 (дата обращения: 20.08.2018) (accessed date: 20.08.2018).
- Euronews / Italy/ Mapping the mafia: Italy's web of criminal gangs explained/ By Lillo Montalto Monella/last updated: 22/11/2017 (дата обращения: 17.08.2018) (accessed date: 17.08.2018).
- URL: http:/italy.usembassy.gov/ Italy 2017 Crime & Safety Report: Rome 2/15/2017 (дата обращения: 16.08.2018) (accessed date: 16.08.2018).