Применение цифровых технологий при осуществлении надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях
Автор: Богатова Е.В.
Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право @vestnik-susu-law
Рубрика: Уголовно-правовые науки
Статья в выпуске: 2 т.24, 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются вопросы внедрения цифровых технологий при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Проводится сравнительный анализ уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан и Российской Федерации, а также ведомственных приказов генеральных прокуратур обеих стран. Приводятся примеры пилотных проектов по успешному внедрению цифровых технологий в прокурорскую деятельность при осуществлении надзора в стадии возбуждения уголовного дела. Делается вывод, что проблема дальнейшей цифровизации прокурорского надзора состоит не только в недостатках организационного характера, но и в необходимости внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство.
Прокурорский надзор, стадия возбуждения уголовного дела, цифровизация прокурорского надзора, прокурорский надзор при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, регистрация сообщений о преступлениях
Короткий адрес: https://sciup.org/147243668
IDR: 147243668 | DOI: 10.14529/law240202
Текст научной статьи Применение цифровых технологий при осуществлении надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях
Мероприятия по цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры включены в федеральный проект «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и направлены на обеспечение высокотехнологичного надзора в деятельности органов прокуратуры, координацию правоохранительных органов Российской Федерации с использованием цифровых технологий, а также функционирование современных автоматизированных рабочих мест и сервисов работы с цифровыми данными на базе защищенной катастрофоустойчивой инфраструктуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В целях реализации федерального проекта принят приказ Генеральной прокуратуры РФ от 14 сентября 2017 г. № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года».
Ежегодно Генеральный прокурор РФ отчитывается о ходе реализации указанной концепции. Так, в 2022 году для повышения эффективности надзора проведены мероприятия по улучшению информационной системы межведомственного электронного взаимодействия, подписано соглашение между Генеральной прокуратурой РФ и Роскомнадзором, ФССП, акционерным обществом «ДОМ. РФ» о предоставлении работникам органов прокуратуры доступа к информационным системам. Активно используется видеоконференцсвязь [7]. Как видим, в целом цифровизация органов прокуратуры продолжается достаточно активно, однако недостаточно внимания уделяется одному из самых проблемных направлений деятельности – надзору за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, хотя эти вопросы постоянно обсуждаются учеными и практическими работниками [3, с. 208– 215; 5; 10, с. 115–123].
Мировая практика давно пошла по пути цифровизации всего досудебного производства, в том числе и его первоначального этапа. Так, в Республике Казахстан в соответствии со ст. 181 Уголовно-процессуального кодекса (далее – УПК РК) заявление о преступлении может быть сделано устно и письменно или в форме электронного документа. Началом досудебного расследования является регистрация заявления, сообщения об уголовном правонарушении в Едином реестре досудебных расследований либо первое неотложное следственное действие (ст. 179 УПК РК). Единый реестр досудебных расследований (далее – ЕРДР) представляет собой автоматизированную базу данных, в которую вносятся сведения о поводах к началу досудебного расследования, перечисленных в ч. 1 ст. 180 УПК РК, принятых по ним процессуальных решениях, произведенных действиях, движении уголовного производства, заявителях и участниках уголовного процесса; также осуществляется ведение уголовного судопроизводства в электронном формате на стадии досудебного расследования (приказ Генерального прокурора Республики Казахстан от 19 сентября 2014 г. № 89 «Об утверждении Правил приема и регистрации заявления, сообщения или рапорта об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований»).
Прокуратура Республики Казахстан имеет доступ к ЕРДР, что обеспечивает своевременный надзор за законностью начала уголовного преследования. Прокурор проводит проверку и принимает меры по устранению нарушений в течение 24 часов с момента регистрации в ЕРДР заявления, сообщения или рапорта об уголовном правонарушении. Руководитель органа прокуратуры несет персональную ответственность за обеспечение непрерывного надзора от начала до завершения расследования. Учитывая, что все документы по уголовному делу размещаются в цифровом виде, запрещается истребование у органов уголовного преследования бумажных материалов электронных уголовных дел, находящихся в производстве, прерванных или прекращенных производством, за исключением вещественных доказательств и оригиналов документов, составленных на бумажных носителях до определения электронного формата расследования (приказ Генерального прокурора Республики Казахстан от 21 февраля 2023 г. № 65 «Об утверждении Инструкции по организации надзора за законностью уголовного преследо- вания»). Такое ограничение является логичным и никак не ограничивает права прокурора на ознакомление с материалами уголовного дела. Наличие единой базы данных, содержащей все материалы уголовного дела, является очень удобным и позволяет органам прокуратуры следить за исполнением законов с момента регистрации сообщения о преступлении, не выходя из кабинета.
В Российской Федерации в связи с отсутствием подобной базы данных сообщений о преступлениях, электронного уголовного дела значительно увеличиваются сроки выявления и устранения нарушений. В соответствии с приказом Генпрокуратуры России от 23 ноября 2023 г. № 730 надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях прокурор осуществляет не реже одного раза в месяц. Как правило, с выездом в органы следствия и дознания и проверкой учетно-регистрационной документации, все это занимает много времени и снижает эффективность надзорной работы. Для того чтобы проверить законность возбуждения уголовного дела, не редко необходимо затребовать материалы проверки, срок предоставления таких материалов УПК РФ не регламентирован и на практике может составлять несколько месяцев, что значительно снижает эффективность надзора.
Необходимость внедрения цифровых технологий при осуществлении надзора за деятельностью органов следствия и дознания давно очевидна. В некоторых регионах внедряются пробные версии единых баз данных. Еще в 2014 году прокуратурой Республики Татарстан был запущен проект по созданию единой защищенной корпоративной базы данных, использование которой позволило значительно повысить оперативность в реализации управленческих решений [8].
В июне 2016 года в практическую деятельность Приволжского транспортного прокурора и руководителей правоохранительных органов Приволжской транспортного региона внедрена специализированная программа «Учет материалов проверок и уголовных дел», которая позволила параллельно решать вопрос соблюдения законных сроков уголовного судопроизводства, следить за движением материалов процессуальной проверки или уголовного дела начиная с момента регистрации сообщения о преступлении до принятия окончательного процессуального решения на досудебной или судебной стадии уголовного судопроизводства. Программа автоматически высчитывает срок проведения процессуальных проверок, выделяя их различным цветом, тем самым предупреждая о возможном его пропуске, либо по факту уже допущенном нарушении [4, с. 16–21].
Подобные программы применялись и в других регионах. Практические работники отмечают их как эффективные и действительно влияющие на качественные показатели надзорной деятельности прокуратуры [1, с. 3– 5; 2, с. 101–103]. Организация работы в таком виде, безусловно, способна вывести эффективность надзора на совершенно новый уровень. Чем быстрее выявлено нарушение, тем меньше негативных последствий. В итоге органы следствия и дознания постепенно придут к выводу о нецелесообразности попыток укрыть преступление путем отказа в приеме заявления или его нерегистрации, ведь нарушение в скором времени все равно будет выявлено органами прокуратуры.
Вместе с тем работа по внедрению цифровых технологий при осуществлении надзора в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования не носит системный характер, и до настоящего времени электронная регистрация сообщений о преступлениях и учет материалов проверок и уголовных дел ведутся далеко не во всех субъектах. Связано это в частности с проблемами в организации цифровой трансформации надзора, на что обратил внимание, например, С. Белов, отметив, что «сам процесс цифровизации зависит от многих факторов, в том числе от готовности органов предварительного расследования соблюдать определенные правила и договоренности. Если работа прокуратуры и органов внутренних дел Псковской области определяется совместных решением коллегии, то СУ СК посчитал такую работу нецелесообразной, отказавшись обсуждать эту тему и тем самым принимать участие в указанном процессе» [1, с. 3–5].
Следует отметить, что цифровизация деятельности органов прокуратуры в досудебном производстве требует внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство. Стоит закрепить возможность направления сообщения о преступлении в электронной форме (например, через портал «Госуслуги»), регистрации сообщений о преступлениях в электронной базе данных и ведения электронного уголовного дела.
Таким образом, с учетом зарубежного опыта и практики деятельности прокуратур некоторых субъектов необходимость внедре- ния цифровых технологий в надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях не вызывает сомнений. При этом данный процесс должен быть подкреплен законодательными нормами.
Список литературы Применение цифровых технологий при осуществлении надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях
- Белов С. Цифровизация надзорной деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве // Законность. 2019. № 4. С. 3-5. EDN: JQJLDE
- Богатова Е. В. Контрольно-надзорная деятельность и ее эффективность в стадии возбуждения уголовного дела. М., 2018. 160 с. EDN: ZGNDRF
- Гришин Д. А. Цифровизация досудебного уголовного судопроизводства // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 455. С. 208-215. EDN: RRDFUS
- Кебеков Т. М. Цифровые инновации, применяемые Приволжской транспортной прокуратурой на досудебной и судебной стадиях уголовного судопроизводства // Следственная практика. 2019. Вып. 209. С. 16-21.
- Попов А. А. Цифровизация прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве: предпосылки и перспективы развития в России // Право и государство: теория и практика. 2019. № 12 (180). С. 291-293.
- Таболина К. А., Таболин В. П. Надзор прокурора в уголовном судопроизводстве в условиях развития цифровых отношений // Актуальные проблемы российского права. 2023. T. 18. № 4. С. 115-123. EDN: NRLZKN
- В органах прокуратуры Российской Федерации продолжается реализация мероприятий цифровой трансформации. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/expert_advice/news?item=86994194.
- Предлагаем вашему вниманию выступление прокурора Республики Татарстан Илдуса Нафикова на Всероссийском совещании, состоявшемся 29-30 сентября 2014 г. в г. Казани. URL: http://prokrt.ru/main/news1/predlagaem_vashemu_vnimaniyu_vystuplenie_prokurora_respu-bliki_tatarstan_ildusa_nafikova/.