Применение модифицированного метода Фолина-Чокальтеу для оценки антиоксидантной емкости эмульсионных растительных напитков с добавлением кофе

Бесплатный доступ

В последнее время на продовольственном рынке представлены эмульсионные растительные напитки, которые в коммерческих и маркетинговых целях были названы «растительным молоком», «альтернативным молоком», «заменителями молока» или даже «аналогами молока». В этой работе мы применили модифицированный метод Фолина-Чокальтеу в оценке антиоксидантной емкости (АОЕ) напитков, полученных смешением кофе с эмульсионными растительными напитками в соотношении 1:4 по объему. Определение АОЕ выполняли спектрофотометрическим методом Фолина-Чокальтеу с использованием оригинальной и модифицированной методик анализа. Приведены результаты АОЕ для напитков на овсяной основе с жирностью от 0,5 до 12 %. Модифицированный и оригинальный методы Фолина-Чокальтеу коррелировали между собой в анализе овсяных напитков с различной жирностью (r = 0,92). Добавление 20 % полуобезжиренного молока, овсяного, миндального и соевого напитков не влияло на АОЕ кофе. Добавление аналогичного количества рисового напитка в кофе привело к уменьшению АОЕ последнего на 11 %. Показано, что используемые в составе эмульсионных растительных напитков витамины B2, B12 и D3 не окисляются реагентом Фолина-Чокальтеу и не вносят вклад в измеряемую величину АОЕ. Цианокобаламин в концентрации 500 мг/л не давал аналитического сигнала. Растворенный в подсолнечном масле холекальциферол (40 мг/л) и чистое рафинированное подсолнечное масло давали одинаковый аналитический сигнал. Это исследование продемонстрировало, что эмульсионные растительные напитки не оказывают существенного влияния на антиоксидантные свойства кофе. Однако необходимы дополнительные исследования с привлечением антиоксидантных методов на основе переноса атома водорода и хелатирования металла.

Еще

Эмульсионные растительные напитки, анализ фолина-чокальтеу, модифицированный метод, антиоксидантная емкость, кофе

Короткий адрес: https://sciup.org/147242567

IDR: 147242567   |   DOI: 10.14529/food230408

Текст научной статьи Применение модифицированного метода Фолина-Чокальтеу для оценки антиоксидантной емкости эмульсионных растительных напитков с добавлением кофе

A.V. Tarasov, , N.V. Zavorokhina®, , Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia

Многочисленные исследования продемонстрировали связь между употреблением в пищу растительных полифенолов и здоровьем человека [1–4]. Ярким примером является средиземноморская диета, в которой основными источниками полифенолов служат орехи, чай, кофе, фрукты, овощи, шоколад, красное вино и макароны [2], употребление которых имеет обратную связь с риском сердечнососудистых заболеваний [3] или общей смертностью [4]. Рынок продовольственных товаров на основе растительного сырья интенсивно развивается. В последнее время представлены эмульсионные растительные напитки, которые в коммерческих и маркетинговых целях были названы «растительным молоком», «альтернативным молоком», «заменителями молока» или даже «аналогами молока» [5–8]. Эти напитки представляют собой суспензии злакового, зернобобового или орехового сырья в воде и по внешнему виду напоминают коровье молоко. Пищевые и функциональные свойства зависят от используемого растительного сырья, обработки и обогащения. Эмульсионные растительные напитки рекомендуются для вегетарианского питания, при непереносимости лактозы, аллергии на коровье молоко и гиперхолестеринемии. Сообщалось, что органолептическая приемлемость данных напитков может ограничивать их популярность [5, 6]. Данные по влиянию употребления эмульсионных растительных напитков в краткосрочной и долго- срочной перспективе на здоровье человека отсутствуют [7]. С одной стороны, органолептические, питательные и функциональные свойства растительных «заменителей молока» могут быть улучшены в результате ферментации [8]. С другой стороны, взаимодействия полифенолов с белками, липидами и углеводами пищевых систем могут влиять на биоактивность и биодоступность первых [9].

Растительные полифенолы насчитывающую более 9000 соединений, что затрудняет оценку их индивидуального содержания в продуктах питания [10]. Спектрофотометрический анализ Фолина-Чокальтеу является хорошо известным методом определения общего содержания полифенолов, который был предложен в 1965 году и с тех пор получил большое распространение [11]. Этот метод был одобрен Международной Ассоциацией официальных агрохимиков [12], а также был стандартизирован Международной организацией по стандартизации (ISO 14502-1:2005) и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии России (ГОСТ Р ИСО 14502-1–2010) для определения общего содержания полифенолов в чае. Однако реагент Фолина-Чокальтеу неспецифичен для фенольных соединений и способен окислять аминокислоты, пептиды, белки, редуцирующие сахара, ароматические амины, тиолы, аскорбиновую, мочевую и олеиновую кислоты, а также некоторые пищевые добавки (сульфиты, нитриты, соли железа (II), марганца (II) и другие) [11, 13, 14]. Как следствие, метод Фо-лина-Чокальтеу требует предварительного удаления мешающих веществ из анализируемого образца или введения поправки на их присутствие. В противном случае анализ Фо-лина-Чокальтеу не может рассматриваться в качестве стандартного метода определения общего содержания полифенолов, но может быть использован для оценки антиоксидантной емкости (АОЕ). Обычный метод Фолина-Чокальтеу оказался неприменим для жирорастворимых антиоксидантов, что побудило исследователей разработать модифицированный анализ для одновременного измерения гидрофильных и липофильных антиоксидантов [15]. В этой работе мы применили модифицированный метод Фолина-Чокальтеу в определении АОЕ эмульсионных растительных напитков в том числе с добавлением с кофе с целью оценки возможного влияния на функциональные свойства кофейного напитка.

Объекты и методы исследований

Объекты исследования . Следующие эмульсионные растительные напитки российского производства служили объектами исследования: напитки Nemoloko овсяные жирностью 0,5, 1,5, 3,2 и 12 % (ОАО «Сады При-донья»); напитки «Здоровое меню» овсяный, рисовый и соевый жирностью 1 % (ООО «Объединение «Союзпищепром»); напиток Alpro миндальный жирностью 1,1 % (АО «Данон Россия»). Критерием включения напитков в исследование было наличие одной растительной основы. Молоко коровье ульт-рапастеризованное Parmalat жирностью 1 % (АО «Белгородский молочный комбинат», Россия) было проанализировано в сравнительных целях. Кофейный напиток был приготовлен путем добавления 100 мл горячей (100 °С) дистиллированной воды к 6 г молотого среднеобжаренного кофе «Жокей классический» (ООО «Орими», Россия) с последующей фильтрацией через бумажный фильтр «черная лента». Все напитки были приобретены в розничной торговой сети. Витамин B12 (ОАО «Дальхимфарм», Россия) и витамин D 3 (ООО «Мирролла», Россия) были приобретены в розничной аптечной сети и проанализированы в качестве потенциально мешающих веществ.

Методы исследования . Определение АОЕ выполняли спектрофотометрическим методом Фолина-Чокальтеу с использованием оригинальной и модифицированной методик анализа. Измерение поглощения проводили на спектрофотометре Ecoview UV-1200 (Shanghai Mapada Instruments Co., Ltd., Китай) при использовании кварцевых кювет с длиной оптического пути 10 мм. Оригинальный анализ Фолина-Чокальтеу выполняли в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14502-1–2010. Модифицированный анализ Фолина-Чокальтеу выполняли по методике [15]. В последнем случае реагент Фолина-Чокальтеу (2 н) разбавляли изобутиловым спиртом (99 %) в соотношении 1:2 по объему, т. е. один объем реагента Фолина-Чокальтеу смешивали с двумя объемами изобутанола. Исследуемые образцы разбавляли дистиллированной водой в соотношении 1:9 по объему. К 0,3 мл реагента Фолина-Чокальтеу (1:2) добавляли 0,2 мл образца (1:9) и 3,5 мл раствора гидроксида натрия (0,1 М), доводили объем в пробирке дистиллированной водой до 10 мл и перемешивали ее содержимое. Полученную реакционную смесь

Фолина инкубировали в течение 20 минут при комнатной температуре и затем измеряли оптическую плотность при 665 нм относительно холостой пробы, которая содержала ацетон (99 %) вместо образца. Линейная калибровочная кривая y = 0,0018x – 0,0444 (R2 = 0,9987) была получена в аналогичных условиях для водных растворов галловой кислоты 50, 100, 200, 300 и 400 мг/л. АОЕ в миллиграмм-эквивалентах галловой кислоты в 1 л образца (мг-экв ГК/л) рассчитывали по калибровочной кривой с учетом 10-кратного разбавления пробы. Измерения проводили в трехкратной повторности (n = 3). Статистическую обработку результатов выполняли в программе PSPP (Free Software Foundation Inc., США).

Результаты и их обсуждение

Сравнение оригинального и модифицированного методов Фолина-Чокальтеу. Напитки Nemoloko овсяные различной жирности были проанализированы с использованием оригинального и модифицированного методов Фолина-Чокальтеу (табл. 1). Применение модифицированного метода привело к получению значимо больших величин АОЕ (p < 0,01), что в процентном отношении характеризовалось приращением величины АОЕ на (37 ± 12) %. Полученные результаты объясняются вкладом жирорастворимых антиоксидантов в измеряемую величину АОЕ. Разработчики модифицированного метода продемонстрировали это на примере анализа природных (α-токоферол, β-каротин) и синтетических (Е312, Е319, Е320, Е321) жирорастворимых антиоксидантов [15]. Между полученными результатами наблюдалась линейная положительная     корреляция     (r = 0,92, p = 0,076), что свидетельствует о весьма высокой связи между сравниваемыми методами. Далее в анализе напитков использовали модифицированный метод Фолина-Чокальтеу.

Оценка АОЕ кофе при добавлении эмульсионных растительных напитков. В литературе сообщалось об отрицательном, нейтральном и положительном влиянии коровьего молока на АОЕ кофе, что привело к дискуссии в научном сообществе. Противоречивые результаты были связаны с влиянием различных факторов, включая тип кофе, тип и количество добавленного молока, способ приготовления напитка, используемый метод анализа [16]. С помощью оригинального метода Фолина-Чокальтеу было показано, что добавление молока в кофе сопровождается увеличением АОЕ полученных напитков, при чем увеличение АОЕ пропорционально жирности используемого молока [17]. Полученные результаты объясняются корреляцией между содержанием антиоксидантов и концентрацией липидов в молоке [18,19].

В этой работе мы проанализировали АОЕ напитков, полученных смешением кофе с эмульсионными растительными напитками или молоком в соотношении 4:1 по объему. Жирность молока (1 %) соответствовала жирности эмульсионных растительных напитков (1,0–1,1 %). Полученные результаты представлены в табл. 2. Молоко, напитки овсяный, миндальный и соевый не оказывали значительного влияния на АОЕ кофе. Добавление рисового напитка в кофе привело к уменьшению АОЕ последнего с 2246 до 1997 мг-экв ГК/л ( p < 0,05), что в процентном отношении характеризовалось снижением величины АОЕ на 11 %.

Анализ витаминов . Некоторые эмульсионные растительные напитки, проанализированные в этом исследовании, содержали в составе витамины B 2 , B 12 и D. О том, что витамин B 2 (рибофлавин) не окисляется реагентом Фили-на-Чокальтеу, сообщалось ранее [13]. В этой работе водорастворимый витамин B12 (циано-

Таблица 1

АОЕ напитков овсяных (n = 3)

Жирность, %

АОЕ, мг-экв ГК/л

Отклонение, %

p -значение

Оригинальный метод

Модифицированный метод

0,5

384 ± 18

597 ± 42

+35,7

0,004

1,5

831 ± 35

1441 ± 87

+42,3

0,003

3,2

589 ± 31

1147 ± 82

+48,6

0,003

12,0

1369 ± 65

1719 ± 105

+20,4

0,005

Таблица 2

АОЕ кофе с добавлением полуобезжиренного молока и напитков растительных (n = 3)

Образец АОЕ, мг-экв ГК/л Отклонение, % p-значение Кофе 2246 ± 55 — — Кофе + 20 % молока 2269 ± 101 +1,0 0,731 Кофе + 20 % напитка овсяного 2197 ± 90 –2,2 0,445 Кофе + 20 % напитка рисового 1997 ± 84 –11,1 0,036 Кофе + 20 % напитка соевого 2058 ± 89 –8,4 0,067 Кофе + 20 % напитка миндального 2147 ± 97 –4,4 0,219 кобаламин) и жирорастворимый витамин D3 (холекальциферол) были проанализированы с помощью модифицированного метода Фолина-Чокальтеу на предмет возможной интерференции. Цианокобаламин в концентрации 500 мг/л не давал аналитического сигнала. Растворенный в подсолнечном масле холекальциферол (40 мг/л) и чистое рафинированное подсолнечное масло давали приблизительно одинаковый аналитический сигнал. Таким образом, содержащиеся в эмульсионных растительных напитках витамины не оказывали влияние на измеряемую величину АОЕ.

Заключение

Многочисленные исследования продемонстрировали связь между употреблением в пищу растительных полифенолов и здоровьем человека, однако надежные методы определения общего содержания полифенолов до сих пор отсутствуют. В этой работе мы применили модифицированный метод Фолина-Чокальтеу в оценке антиоксидантной емкости (АОЕ) эмульсионных растительных напитков, в том числе в смеси с кофе. Высокая положительная корреляция модифицированного и оригинального методов Фолина-Чокальтеу была показана в анализе овсяных напитков различной жирности. Добавление 20 % овсяного, миндального и соевого напитков не влияло на АОЕ кофе, тогда как добавление аналогичного количества рисового напитка снижало АОЕ кофе на 11 %. Это исследование продемонстрировало, что эмульсионные растительные напитки не оказывают существенного влияния на антиоксидантные свойства кофе. Однако необходимы дополнительные исследования с привлечением антиоксидантных методов на основе переноса атома водорода и хелатирования металла.

Список литературы Применение модифицированного метода Фолина-Чокальтеу для оценки антиоксидантной емкости эмульсионных растительных напитков с добавлением кофе

  • Бобрышева Т.Н., Анисимов Г.С., Золоторева М.С., Бобрышев Д.В., Будкевич Р.О., Москалев А.В. Полифенолы как перспективные биологически активные соединения // Вопросы питания. 2023. Т. 92, № 1(545). С. 92–107. https://doi.org/10.33029/0042-8833-2023-92-1-92-107
  • Godos J., Marventano S., Mistretta A., Galvano F., Grosso G. Dietary sources of polyphenols in the Mediterranean healthy Eating, Aging and Lifestyle (MEAL) study cohort // International Journal of Food Sciences and Nutrition. 2017. Vol. 68. No. 6. P. 750–756. https://doi.org/10.1080/ 09637486.2017.1285870
  • Tresserra-Rimbau A., Medina-Remón A., Pérez-Jiménez J., Martínez-González M.A., Covas M.I., Corella D., Salas-Salvadó J., Gómez-Gracia E., Lapetra J., Arós F., Fiol M., Ros E., Serra-Majem L., Pintó X., Muñoz M.A., Saez G.T., Ruiz-Gutiérrez V., Warnberg J., Estruch R., Lamuela-Raventós R.M. Dietary intake and major food sources of polyphenols in a Spanish population at high cardiovas-cular risk: The PREDIMED study // Nutrition, Metabolism and Cardiovascular Diseases. 2013. Vol. 23. No. 10. P. 953–959. https://doi.org/10.1016/j.numecd.2012.10.008
  • Tresserra-Rimbau A., Rimm E.B., Medina-Remón A., Martínez-González M.A., López-Sabater M.C., Covas M.I., Corella D., Salas-Salvadó J., Gómez-Gracia E., Lapetra J., Arós F., Fiol M., Ros E., Serra-Majem L., Pintó X., Muñoz M.A., Gea A., Ruiz-Gutiérrez V., Estruch R., Lamuela-Raventós R.M. Polyphenol intake and mortality risk: a re-analysis of the PREDIMED trial // BMC Medicine. 2014. Vol. 12. Art. 77. https://doi.org/10.1186/1741-7015-12-77
  • Mäkinen O.E., Wanhalinna V., Zannini E., Arendt E.K. Foods for special dietary needs: Non-dairy plant-based milk substitutes and fermented dairy-type products // Critical Reviews in Food Sci-ence and Nutrition. 2016. Vol. 56. No. 3. P. 339–349. https://doi.org/10.1080/10408398.2012. 761950
  • Sethi S., Tyagi S.K., Anurag R.K. Plant-based milk alternatives an emerging segment of func-tional beverages: a review // Journal of Food Science and Technology. 2016. Vol. 53. P. 3408–3423. https://doi.org/10.1007/s13197-016-2328-3
  • Vanga S.K., Raghavan V. How well do plant based alternatives fare nutritionally compared to cow’s milk? // Journal of Food Science and Technology. 2018. Vol. 55. P. 10–20. https://doi.org/ 10.1007/s13197-017-2915-y
  • Tangyu M., Muller J., Bolten C.J., Wittmann C. Fermentation of plant-based milk alternatives for improved flavour and nutritional value // Applied Microbiology and Biotechnology. 2019. Vol. 103. P. 9263–9275. https://doi.org/10.1007/s00253-019-10175-9
  • Фаткуллин Р.И., Потороко И.Ю., Калинина И.В. Теоретические аспекты взаимодействия растительных полифенолов с макромолекулами в функциональных пищевых системах // Вестник ЮУрГУ. Серия «Пищевые и биотехнологии». 2021. Т. 9, № 1. С. 82–90. https://doi.org/ 10.14529/food210109
  • Tarasov A., Stozhko N., Bukharinova M., Khamzina E. Biosensors based on phenol oxidases (laccase, tyrosinase, and their mixture) for estimating the total phenolic index in food-related samples // Life. 2023. Vol. 13. No. 2. Art. 291. https://doi.org/10.3390/life13020291
  • Singleton V.L., Orthofer R., Lamuela-Raventós R.M. Analysis of total phenols and other oxi-dation substrates and antioxidants by means of Folin-Ciocalteu reagent // Methods in Enzymology. Volume 299. Oxidants and Antioxidants. Part A. New York: Academic Press, 1999. P. 152–178. https://doi.org/10.1016/S0076-6879(99)99017-1
  • Kupina S., Fields C., Roman M.C., Brunelle S.L. Determination of total phenolic content using the Folin-C assay: Single-laboratory validation, first action 2017.13 // Journal of AOAC International. 2018. Vol. 101. No. 5. P. 1466–1472. https://doi.org/10.5740/jaoacint.18-0031
  • Everette J.D., Bryant Q.M., Green A.M., Abbey Y.A., Wangila G.W., Walker R.B. Thorough study of reactivity of various compound classes toward the Folin−Ciocalteu reagent // Journal of Agri-cultural and Food Chemistry. 2010. Vol. 58. No. 14. P. 8139–8144. https://doi.org/10.1021/jf1005935
  • Bastola K.P., Guragain Y.N., Bhadriraju V., Vadlan P.V. Evaluation of standards and interfer-ing compounds in the determination of phenolics by Folin-Ciocalteu assay method for effective biopro-cessing of biomass // American Journal of Analytical Chemistry. 2017. Vol. 8. No. 6. P. 416–431. https://doi.org/10.4236/ajac.2017.86032
  • Berker K.I., Ozdemir Olgun F.A., Ozyurt D., Demirata B., Apak R. Modified Folin–Ciocalteu antioxidant capacity assay for measuring lipophilic antioxidants // Journal of Agricultural and Food Chemistry. 2013. Vol. 61. No. 20. P. 4783–4791. https://doi.org/10.1021/jf400249k5
  • Rashidinejad A., Tarhan O., Rezaei A., Capanoglu E., Boostani S., Khoshnoudi-Nia S., Samborska K., Garavand F., Shaddel R., Akbari-Alavijeh S., Jafari S.M. Addition of milk to coffee beverages; the effect on functional, nutritional, and sensorial properties // Critical Reviews in Food Sci-ence and Nutrition. 2022. Vol. 62. No. 22. P. 6132–6152. https://doi.org/10.1080/10408398. 2021.1897516
  • Al-Ghafari A.B., Alharbi R.H., Al-Jehani M.M., Bujeir S.A., Al-Doghaither H.A., Omar U.M. The effect of adding different concentrations of cows’ milk on the antioxidant properties of coffee // Biosciences Biotechnology Research Asia. 2017. Vol. 14. No. 1. P. 177–184. http://dx.doi.org/ 10.13005/bbra/2433
  • Tsen S.Y., Siew J., Lau E.K.L., Afiqah bte Roslee F., Chan H.M., Loke W.M. Cow’s milk as a dietary source of equol and phenolic antioxidants: differential distribution in the milk aqueous and li-pid fractions // Dairy Science & Technology. 2014. Vol. 94. P. 625–632. https://doi.org/ 10.1007/s13594-014-0183-4
  • Plant Antioxidants in the Oxidative Mayonnaise Spoilage Study / M.N. Shkolnikova, E.D. Rozhnov, Yu.V. Golubtsova [et al.] // Food Industry. – 2022. Vol. 7, No. 2. P. 26–36. http://dx.doi.org/10.29141/2500-1922-2022-7-2-3. EDN: HSDYUL.
Еще
Статья научная