Применение наркотических веществ в деструктивных религиозных организациях

Автор: Мухина Т.К.

Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 7, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье определены критерии деструктивности религиозных сект, проанализированы особенности использования наркотических веществ в практике сектантских организаций. Определены противоречивые формы соприкосновения религиозных сект и наркотических средств в современных условиях: с одной стороны, это использование наркотиков при исполнении обрядов и ритуалов в религиозных сектах, с другой - организация и финансирование центров лечения от наркомании псевдорелигиозными лидерами.

Деструктивная религиозная организация, распространение наркотиков, критерии деструктивности религиозных сект, наркотический транс, центр лечения от наркомании, религиозный экстремизм

Короткий адрес: https://sciup.org/14939873

IDR: 14939873

Текст научной статьи Применение наркотических веществ в деструктивных религиозных организациях

Современная наркоситуация требует кардинального пересмотра и усовершенствования стратегии борьбы с употреблением и распространением наркотических веществ. Употребление наркотических веществ зачастую рассматривается как личностная проблема медицинского характера. Однако очевидно, что наркомания является масштабным политическим, экономическим и социальным феноменом, разрушающим национальную и глобальную безопасность.

Виктор Петрович Иванов, директор ныне упраздненной Федеральной службы РФ по кон тролю за оборотом наркотиков, в своем выступлении на заседании Государственного антинарко-тического комитета 29 марта 2016 г. справедливо отметил, что «наркотики являются неиссякаемым источником для функционирования транснациональной организованной преступности» [1].

Анализ мировой социально-экономической и политической ситуации показывает тесную связь террористических организаций и наркобизнеса, регулятором деятельности террористических организаций являются религиозные убеждения деструктивной направленности. Религиознотеррористические организации выступают инструментом наркобизнеса.

9 июня 2010 г. президент РФ утвердил Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации, в рамках которой предполагается аккумулировать теоретические изыскания и практический опыт. Однако последние внешнеполитические и внешнеэкономические события свидетельствуют, что даже программный документ такого уровня требует доработок. Накопленный опыт экспертизы деятельности различных нетрадиционных религиозных организаций деструктивной направленности («Сайентология», «Богородичный центр», «Свидетели Иеговы», «Сатанисты» и др.) определяет необходимость внесения поправок и дополнений в ФЗ РФ «О свободе совести и религиозных объединениях».

В последнее десятилетие в судебно-психиатрическую службу не раз обращались сотрудники следственно-судебных и административных органов с просьбой дать рекомендации о возможности возбуждения уголовного дела в отношении деструктивных религиозных организаций или о снятии их с регистрации в связи с причинением вреда здоровью. Родственники адептов, вовлеченных в секты, обнаруживают различные психосоматические расстройства у последователей, свидетельствующие о причинении вреда здоровью в сектах. Однако оснований для возбуждения уголовного дела и/или для запрета деятельности секты бывает недостаточно в связи с конспиративностью, эзотеричностью и мимикрией деструктивных религиозных организаций. В отличие от традиционных религий секты не уважают право личности на свободный выбор вероучения, скрывают правду о последствиях пребывания в секте, используют психотехники, формируют зависимость верующих от наставников и преследуют отступников. Секты располагают достаточными средствами (многочисленные пожертвования адептов) для того, чтобы нанять специалистов, способных доказать «безобидность» и «законность» их деятельности, для распространения этих «доказательств» в СМИ, для лоббирования своих интересов в законодательных органах.

Современные секты - это не просто отколовшиеся от традиционной церкви организации, это организации, нацеленные на вербовку как можно большего числа людей, их полного подчинения и использования в своих личных, корыстных целях.

Главными критериями деструктивности современных религиозных организаций являются: требование разрыва социальных связей с ближайшим окружением; отвержение рационального, критического мышления; провозглашение исключительной мудрости и божественности лидера и непререкаемой абсолютной истинности учения; культивирование зависимости у последователей секты и создание препятствий для свободного выхода из числа адептов; искаженная интерпретация идей гуманизма [2, с. 10].

Секты сознательно и целенаправленно формируют у людей синдром зависимости. Более того, с юридической точки зрения вербовка приводит к заведомому причинению вреда здоровью в виде формирования «зависимого расстройства личности». Зависимость от секты похожа на наркотическую, а сектомафия - на наркомафию. Секты и наркомафия в равной степени пользуются неблагоприятным психологическим состоянием человека с целью достижения собственной выгоды и обогащения.

«Наркомания - болезнь молодых», - так заявляют специалисты, всесторонне изучающие проблему наркотизации, так как юношеский максимализм, склонность к подражанию, подчиняе-мость, внушаемость, негативизм, несамостоятельность, некритичность мышления и другие возрастные особенности молодежи ускоряют формирование зависимости от наркотических веществ.

В современных социально-экономических условиях религиозные секты и наркотики соединяются причудливым образом.

С одной стороны, обряды и ритуалы во многих сектах связаны с употреблением наркотиков, половыми извращениями, а иногда и жертвоприношениями. В результате употребления наркотических веществ, использования различных физических и дыхательных упражнений, непрерывного проговаривания односложных предложений члены секты достигают особого состояния психики, при котором возникает блокирование и извращение сознания, нарушается восприятие реальности, наблюдается явная неспособность адекватного понимания окружающего мира и невосприимчивость к любой информации, противоречащей мировоззрению данной религиозной секты.

Применение психоактивных веществ, методов порабощения сознания человека и духовного насилия над ним путем насаждения жесткой дисциплины представляет собой явную опасность для физического и психического здоровья человека. Использование методик, вызывающих транс, приводит к подавлению мыслей, чувств и сомнений, возрастанию внушаемости, ослаблению интеллектуальной и критической способности, развитию психических нарушений. Используя в совокупности систему гипнотического и суггестивного воздействия и психоактивные вещества, руководители сект заставляют последователей учения совершать поступки, которые противоречат их личным потребностям и интересам. Задействование в культовой практике наркотических стимуляторов эмоциональной сферы якобы вызывает у адептов кульминацию религиозного чувства, интенсивные религиозно-мистические переживания. Их применяют для преодоления чувства тревоги, страданий, эмоционального возбуждения, нравственно-психологических барьеров и стереотипов. Наркотик объявляется средством «духовного раскрепощения» личности, позволяющим сформировать «нового» гармоничного человека. Наркотический транс олицетворяется с «просветлением», «пробуждением», в результате которого сектанты якобы получают ответы на «фундаментальные» вопросы.

С другой стороны, псевдорелигиозные лидеры организуют и возглавляют многочисленные центры «исцеления» от наркомании. Например, руководителем «Центра здоровой молодежи», имеющего филиалы в более 40 городах России, Украины и в других странах, позиционируемого как центр по реабилитации и социализации бывших наркоманов, является представитель секты неопятидесятников «Царство бога». Бывших наркоманов вовлекают в неопятидесятническую веру, которая относится к деструктивному религиозному направлению. Финансирование деятельности осуществляется родителями наркозависимых.

С целью разработки и реализации государственной межведомственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ» по поручению президента РФ В.В. Путина еще в 2012 г. была создана межведомственная рабочая группа, которая определила сущность и место реабилитации в системе антинарко-тической деятельности, попыталась объединить интересы представителей здравоохранения, правоохранительных органов, государственных и неправительственных организаций в деле реабилитации наркозависимых [3]. Но говорить о существенных изменениях наркоситуации в стране пока рано.

Религиозные деструктивные организации всячески «раздувают» свои достижения в области помощи наркозависимым, но реально оценить эффективность их методик не представляется возможным, так как они не допускают к внутригрупповым технологиям и экспертизе независимых специалистов.

Анализируя цепочку «религия – террор – наркотики», становится очевидно, что деятельность деструктивных религиозных сект нередко приводит к крайнему фанатизму и экстремизму. Тем самым они представляют опасность для национальной духовной безопасности России.

Религиозный фанатизм понимается как неявный метод религиозной практики, основанный на состоянии полной поглощенности (тотальной суженности) религиозного сознания идеей Спасения и нацеленный на максимальную эффективность религиозной деятельности в процессе достижения Спасения. Особенностями проявления религиозного фанатизма в современных условиях являются активный апокалиптизм и миссионерство, высокая степень социальной мобильности религиозных фанатиков. Религиозный фанатизм является одним из радикальных религиозных явлений, так как обусловливает глубокую трансформацию сознания, что свидетельствует о социальной опасности этого явления.

В современной России также остро стоит проблема религиозного экстремизма. Религиозный экстремизм – насильственное навязывание собственной религиозной точки зрения людям иных мировоззренческих ориентаций, попытки обратить в свою веру, которая рассматривается как единственно правильная. При этом люди других духовных ориентиров воспринимаются как враги. Основная цель религиозного экстремизма – признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры [4]. Психологически религиозный экстремизм связан с нетерпимостью к другим духовным ориентирам, предубеждением к другим религиозным верованиям, фанатизмом, агрессией по отношению к инакомыслию, нежеланием видеть и понимать существующее религиозное и культурное многообразие мира. В религиозных сектах происходит фанатичное фиксирование на религиозном идеале, вследствие чего можно ожидать экстремистских проявлений.

Все вышесказанное определяет необходимость глубокого изучения взаимосвязанных социальных феноменов: наркомании, наркобизнеса и новых деструктивных религиозных организаций. При этом решить проблему необходимо на государственном уровне: неукоснительно соблюдая ФЗ РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» (и внося в него поправки, отвечающие особенностям реальности) и проводя комплексную контрольно-профилактическую деятельность (мониторинг, экспертизу и профилактические меры).

Распространение зависимости от наркотических веществ и деструктивных религиозных идей обусловливает необходимость проведения профилактической и реабилитационной работы, так как рассматриваемые социальные явления представляют опасность как для отдельной личности, так и общества в целом и приводят к негативным изменениям у зависимого человека и его ближайшего окружения.

Ссылки:

  • 1.  29 марта 2016 года под руководством председателя Государственного антинаркотического комитета, директора

    ФСКН России Виктора Иванова состоялось заседание Комитета [Электронный ресурс]. URL: http://gak.gov.ru/in- cludes/periodics/mainnews/2016/0329/093543410/detail.shtml (дата обращения: 25.07.2016).

  • 2.    Мухина Т.К. Педагогические условия предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты : автореф. дис. … канд. пед. наук. Владимир, 2008. 18 с.

  • 3.     Об Указе Президента Российской Федерации от 10 июля 2014 г. № 507 [Электронный ресурс]. URL: http://vp-ivanov.livejournal.com/11308.html (дата обращения: 25.07.2016).

  • 4.    Кузнецов К.В. Формы религиозного экстремизма. Социально-экономические и политические причины религиозного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6. URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1333 (дата обращения: 25.07.2016).

Список литературы Применение наркотических веществ в деструктивных религиозных организациях

  • марта 2016 года под руководством председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России Виктора Иванова состоялось заседание Комитета . URL: http://gak.gov.ru/includes/periodics/mainnews/2016/0329/093543410/detail.shtml (дата обращения: 25.07.2016).
  • Мухина Т.К. Педагогические условия предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты: автореф. дис.. канд. пед. наук. Владимир, 2008. 18 с.
  • Об Указе Президента Российской Федерации от 10 июля 2014 г. № 507 . URL: http://vpivanov.livejournal.com/11308.html (дата обращения: 25.07.2016).
  • Кузнецов К.В. Формы религиозного экстремизма. Социально-экономические и политические причины религиозного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм //Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6. URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1333 (дата обращения: 25.07.2016).
Статья научная