Применение нетепловых методов обеззараживания растительного сырья в производстве пищевых продуктов

Автор: Науменко Н.В., Потороко И.Ю., Попова Н.В., Калинина И.В., Сатбаев Б.К.

Журнал: Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий @vestnik-vsuet

Рубрика: Пищевая биотехнология

Статья в выпуске: 4 (82), 2019 года.

Бесплатный доступ

Представлены возможные риски, связанные с накоплением и миграцией микотоксинов, при проращивании зерновых культур. Наличие допустимого уровня поверхностной микрофлоры зерна способно при проращивании интенсифицировать процессы накопления микотоксинов, которые в дальнейшем мигрируют в готовый продукт, делая его опасным для потребителя. Отмечается, что процесс проращивания зерновых культур невозможно проводить без этапа обеззараживания. Даны перспективные методы обеззараживания зерна с использованием нетепловых эффектов воздействия и результаты собственных исследований. Отмечается, что концепция безопасности пищевых продуктов в мировой практике на сегодняшний день направлена на сохранение основных пищевых ингредиентов и их свойств. Тепловые воздействия приводят к эффективному снижению развития микроорганизмов, но при этом вызывают значительные потери термолабильных соединений и отрицательно влияют на органолептические, физико-химические и функциональные свойства конечного продукта...

Еще

Микотоксины зерна, миграция микотоксинов, переработка зерна, обеззараживание, пищевые продукты

Короткий адрес: https://sciup.org/140248246

IDR: 140248246   |   DOI: 10.20914/2310-1202-2019-4-110-116

Текст научной статьи Применение нетепловых методов обеззараживания растительного сырья в производстве пищевых продуктов

Зерновые культуры подвергаются загрязнению в поле, во время выращивания, сбора урожая, хранения и транспортировки. Наиболее распространенная микрофлора включают бактерии ( Bacillus subtilis (сенная палочка), Bacillus mesentericus (картофельная палочка),

а также Pseudomonadaceae, Micrococcaceae, Lactobacillaceae, Bacillaceae ), дрожжи ( Candida, Cryptococcus, Pichia, Sporobolomyces, Rhodotorula, Trichosporon ) и грибы ( Aspergillus, Penicillium, Alternaria, Aureobasidium, Cladosporium, Epicoccum, Fusarium, Helminthosporium, Claviceps ). Кроме того, потенциальное повторное загрязнение может возникнуть после сбора урожая. Зерно может For citation

This is an open access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution 4.0 International License быть загрязнено во время процессов очистки, измельчения, сортировки или упаковки.

По степени воздействия на сохранность и безопасность зерна наиболее опасными представителями микрофлоры являются грибы. Наиболее распространен леечный гриб Aspergillus , приспособленный к жизни в условиях низкой влажности и активизирующийся при ее повышении, что является наиболее опасным при производстве продуктов из пророщенного сырья.

Большинство микроорганизмов присутствуют в околоплоднике зерна, и только несколько видов могут находиться во внутренней части злаков, в основном проникновение происходит через зародыш или в результате механических повреждений оболочечных частей. Эти микроорганизмы достаточно прочно удерживаются на поверхности зерна и не могут быть полностью удалены простым промыванием. Хотя необходимо отметить, что путем проведения данного технологического этапа снижается 85–87% от общего микробного загрязнения. Остальное же количество микроорганизмов остается на поверхности и способно продуцировать микотоксины.

В последние годы все большую популярность приобретает использование процесса проращивания зерновых культур с целью получения обогащенных пищевых продуктов с добавленной стоимостью. Использование таких сырьевых компонентов позволяет обогатить пищевой рацион населения витаминами А и Е, а также группы В; микро- и макроэлементами: фосфор, железо, магний, калий и др. При этом редко обращается внимание на то, что микробиологическая загрязнённость и токсикологические факторы воздействия могут сделать зерно непригодным для проращивания или привести к резкому образованию и накоплению микротоксинов и тяжелых металлов в процессе проращивания. Еще в 1982 г. Andrews с коллегами в своих исследованиях отмечал десятикратное увеличение количества колоний Aspergillus glaucus, Penicillium cyclopium and Alternaria в течение 2 сут проращивания зерна.

Афлатоксины имеют большую устойчивость к стандартным способам обеззараживания, применяемым при производстве пищевых продуктов или кормов [4, 7]. Поэтому меры, направленные на предотвращение загрязнения зерна, особенно наиболее токсичным соединением афлотоксина B1, имеют важное значение во всей производственной цепочке (рисунок 1).

Контаминация Aspergillus Contamination Aspergillus

афлатоксины

Bi ? Bz, Gi, Gz aflatoxins

Bi ^ Bz, Gi, Gz

Химические способы Chemical methods

I Биологические способы ] Biological methods

Физические способы Physical methods

Безопасные пищевые продукты Safe food

Рисунок 1. Возможные риски миграции микотоксинов при производстве хлеба и хлебобулочных изделий

Figure 1. Possible risks of migration of mycotoxins in the production of bread and bakery products

Концепция безопасности пищевых продуктов в мировой практике на сегодняшний день направлена на сохранение основных пищевых ингредиентов и их свойств. Тепловые воздействия приводят к эффективному снижению развития микроорганизмов, но при этом вызывают значительные потери термолабильных соединений и отрицательно влияют на органолептические, физико-химические и функциональные свойства конечного продукта [1, 3, 5–11]. Следовательно, исследование нетепловых физических методов воздействия (импульсное электрическое поле, ультразвук, ультрафиолетовый свет, холодная плазма и др.) получают на мировом рынке все большее распространение в течение последних десятилетий (рисунок 2).

Рисунок 2. Наиболее распространенные нетепловые методы обеззараживания растительного сырья, встречаемые в мировой практике [5, 6]

Figure 2. The most common non-thermal methods of disinfection of plant raw materials encountered in world practice [5, 6]

Материалы и методы

В качестве объекта исследований было определено зерно пшеницы сорта Любава. С целью выявления наибольшего обеззараживающего эффекта использовалось заведомо интенсивно загрязненное зерно Уральского региона.

Отбор проб зерна проводили согласно ГОСТ 13586.3–2015.

КМАФАнМ определяли по ГОСТ 10444.15, БГКП – ГОСТ 31747 и ГОСТ Р 52816–2007, количество дрожжей и плесневых грибов – по ГОСТ 10444.12.

Качественное определение наличия афло-токсинов проводили согласно международной методике AACC 45–15.01. Для создания провоцирующих условий развития плесневых грибов в зерне пшеницы увеличивали температуру воздуха до 25–30 °С и повышали влажность зерна до 16–18%. Контроль микробиологических показателей проводили через 1, 3 и 5 сут.

Количественное определение афлотоксинов проводили методом высокоэффективной жидкостной хроматографии согласно ГОСТ 34140.

Для проведения процесса обеззараживания использовали следующие способы воздействия (рисунок 3).

Рисунок 3. Способы обеззараживания зерна

Figure 3. Methods of disinfection of grain

В качестве источника УЗВ был использован акустический источник упругих колебаний ультразвуком – прибор «Волна» модель УЗТА– 0,63/22-ОМ, работающий на частоте 22 ± 1,65 кГц и выходной мощности 630 Вт.

В качестве источника НЭМИ применялся генератор ГНИ-01–1–6, разработанный и изготовленный в Южно-Уральском государственном университете [2]. Для обработки использовали рупорный излучатель при частоте следования НЭМИ 1000 Гц, раскрыве рупора 90×120 мм длиной 240 мм.

Науменко Н.В. и др. Вестник ВГУИТ, 2019, Т. 81, №. 4, С. 110-116

Для генерации XII применялась установка, разработанная в Южно-Уральском государственном университете. Генерация холодной плазмы осуществлялась за счет отрицательного коронного разряда при импульсном напряжении с параметрами: разность потенциалов составляла 10 кВ, частота 50 Гц, плазмообразующее вещество – воздух при нормальных условиях.

Для всех типов воздействия длительность обработки составляла 5 мин.

post@vestnik-vsuet.ru Результаты и обсуждение

Наибольшее опасение вызывает направление, связанное с проращиванием зерновых культур и использованием их при производстве пищевых продуктов. Даже начальная поверхностная микрофлора зерна пшеницы, имеющая допустимый уровень микроорганизмов, в процессе проращивания способна активно увеличивать количество колоний плесневых грибов, что в конечном счете приведет к накоплению микотоксинов в готовом продукте (таблица 1).

Таблица 1.

Поверхностная микрофлора зерна

Table 1.

Surface microflora of grain

Наименование образца Sample Name

Количество микроорганизмов на поверхности зерна, КОЕ/г The number of microorganisms on the surface of the grain, CFU/g

КМАФАнМ, не более KMAFAnM, no more

БГКП, не более BGKP, no more

Плесени, не более Mold, no more

Дрожжи, не более Yeast, no more

Допустимый уровень, согласно ТР ТС 021/211

Permissible level, according to TP TS 021/211

5·10 4

0,1

50

100

Исходное зерно Source grain

5,6·10 3

Не обнаружено Not detected

36

40

Зерно после проращивания (без обеззараживания) Grain after germination (without disinfection)

2,6·10 5

Не обнаружено Not detected

140

720

Представленные данные свидетельствуют о значительной интенсификации развития патогенной микрофлоры во время проращивания, что подтверждает наличие потенциальных рисков накопления афлотоксинов в зерновой массе при проведении данного процесса, даже несмотря на тот факт, что их количество в сухом зерне колебалось в пределах 0,001–0,003 мг/кг, т. к. в большинстве случаев в пророщенном зерне отмечалось наличие грибов рода Aspergillus.

Для успешного проведения процесса проращивания и получения безопасного сырьевого ингредиента были использованы электрофизические методы воздействия (таблица 2).

Таблица 2.

Эффективность электрофизических методов обеззараживания зерна

Table 2.

The efficiency of electro-physical methods of disinfection of grain

Наименование показателей The name of indicators

Способ обеззараживания The method of disinfection

Контроль The control

УЗВ Member

НЭМИ NEMI

XII

КМАФАнМ, КОЕ/г KMAFANM, CFU / g

1,3·106

3,8·104

3,8·103

20

БГКП (колиформы) PGP (coliforms)

Не обнаружено | Not detected

Дрожжи, КОЕ/г Yeast, CFU/g

900

400

320

Менее 10

Плесени, КОЕ/г Mold, CFU/g

400

140

80

Менее 10

На основании полученных данных можно сказать, что наибольший обеззараживающий эффект наблюдался при использовании воздействия XII, который позволял свести показатели КМАФАнМ, количество дрожжей и плесневых грибов до минимальных значений. Полная стерилизация зерна является практически невыполнимой задачей в связи с наличием неровностей биологического объекта.

НЭМИ занимают промежуточное положение. Так, количество дрожжей и плесневых грибов сокращалось в 2,8 и 5,0 раз соответственно. Минимальный обеззараживающий эффект можно отметить при использовании УЗВ. Количество дрожжей и плесневых грибов сокращалось в 2,2 и 2,8 раз и оставалось выше регламентируемых значений. Характерный вид результатов качественного определения наличия афлоток-синов представлен на рисунке 4.

Рисунок 4. Характерный вид результатов качественного определения наличия афлотоксинов согласно AACC 45–15.01

Figure 4. Characteristic view of the results of qualitative determination of the presence of aflatoxins according to AACC 45-15. 01

В контрольном образце уже через 24 ч хранения в провокационных условиях наблюдались единичные флуоресцирующие желтозеленые зерна пшеницы. Их количество увеличивалось к 72 ч, а через 120 ч хранения большая часть (более 70% зерен) имела данный вид свечения, также визуализировалось наличие развитого мицелия плесневых грибов.

Интенсивность желто-зеленого свечения у исследуемых образцов после УЗВ обработки незначительно отличалась от контрольного образца. После 72 ч хранения можно отметить более чем у 40% зерен, а через 120 ч – 50% наличие характерной люминесценции, что может свидетельствовать о слабовыраженном обеззараживающем эффекте данного способа обеззараживания.

Интенсивность желто-зеленого свечения у исследуемых образцов после воздействия НЭМИ также незначительно отличалась от контрольного образца. После 72 ч хранения можно отметить более чем у 30% зерен, а через 120 ч – 90% наличие характерной люминесценции, что может свидетельствовать о накоплении плесневых грибов A. flavus или A. parasiticus .

У образцов зерна, обработанных холодной плазмой, увеличение количества флуоресцирующих зерен не наблюдалось, значит данный способ обеззараживания наиболее эффективный.

Заключение

Представленные методы на сегодняшний день являются инновационными и широко используются в мировой практике. Они позволяют не только дезактивировать плесневые грибы, но разрушить уже образовавшиеся афлатоксины в пищевых продуктах (использование холодной плазмы).

На основании вышеизложенного можно сказать, что опасность попадания и накопления афлатоксинов в пищевых продуктах (особенно цельнозерновых) все еще присутствует и является актуальной проблемой мирового масштаба, т. к. даже минимальное их количество способно нанести глобальный вред здоровью населения.

Статья выполнена при поддержке Правительства РФ (Постановление № 211 от 16.03.2013 г.), соглашение № 02.A03.21.0011 и при финансовой поддержке государственных заданий № 40.8095.2017/БЧ и гранта РФФИ 18–53–45015.

Список литературы Применение нетепловых методов обеззараживания растительного сырья в производстве пищевых продуктов

  • Науменко Н.В., Потороко И.Ю., Кретова Ю.И., Калинина И.В. и др. К вопросу интенсификации процесса проращивания зерна // Дальневосточный аграрный вестник. 2018. № 4 (48). С. 109-115.
  • Пат. № 2181106, RU, C02F 1/46, 1/48. Способ электрохимической обработки водосодержащих сред и устройство для его осуществления / Плитман В.Л.; Крымский В.В.; Смолко В.А.; Шатин А.Ю. № 2000108604/12; Заявл. 05.04.2000;Опубл. 10.04.2002, Бюл. № 10.
  • Потороко И.Ю., Науменко Н.В. Исследование возможностей регулирования состава микрофлоры продовольственных товаров электрофизическими методами воздействия // Товаровед продовольственных товаров. 2011. № 2. С. 6-9.
  • Хмелев В.Н., Попова О.В. Многофункциональные ультразвуковые аппараты и их применение в условиях малых производств, сельском и домашнем хозяйстве: монография. Барнаул: Изд. АлтГТУ, 1997. 160 с.
  • Хосни Р.К. Зерно и зернопродукты; пер. с англ. под общ. ред. к.т.н., проф. Н.П. Черняева. СПб.: Профессия, 2006. 330 с.
  • Andrews W.H., Mislivec P.B., Wilson C.R., Bruce V.R. et al. Microbial hazards associated with bean sprouting // J. Assoc. Off. Anal. Chem. 1982. № 65. Р. 241-248.
  • Ashokkumar M. Applications of ultrasound in food and bioprocessing // Ultrason. Sonochem. 2015. № 25. P. 17-23.
  • Lacombe A., Niemira B.A., Gurtler J.B., Fan X. et al. Atmospheric cold plasma inactivation of aerobic microorganisms on blueberries and effects on quality attributes // Food Microbiol. 2015. V. 46. P. 479-484.
  • Morales-de la Pe?a M., Welti-Chanes J., Mart?n-Belloso O. Novel technologies to improve food safety and quality // Current Opinion in Food Science. 2019. V. 30. P. 1-7.
  • Misra N.N., Patil S., Moiseev T., Bourke P. et al. Cullen In-package atmospheric pressure cold plasma treatment of strawberries // J. Food Eng. 2014. V. 125. P. 131-138.
  • Ziuzina D., Patil S., Cullen P.J., Keener K.M. Atmospheric cold plasma inactivation of Escherichia coli, Salmonella enterica serovar Typhimurium and Listeria monocytogenes inoculated on fresh produce // Food Microbiol. 2014. V. 42. P. 109-116.
Еще
Статья научная