Применение психологических приемов в тактике допроса подозреваемых и обвиняемых
Автор: Хайруллова Эльвира Тагировна
Журнал: Криминалистика: вчера, сегодня, завтра @kriminalistika-vsz
Рубрика: Криминалистика. Судебно-экспертная деятельность. Оперативно-розыскная деятельность
Статья в выпуске: 4 (20), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье проведён анализ психологических аспектов, применяемых в тактике допроса подозреваемых и обвиняемых. Исследованы различные подходы к данной проблемы. Обусловлена актуальность исследования ввиду того, что на законодательном уровне не установлено чётких принципов, которые смогли бы разделить допустимое и недопустимое психологическое воздействие в современных условиях. Исследованы возможности использования тактико-психологических аспектов в рамках производства допроса в конфликтной ситуации, отражая уголовно-процессуальный, тактико-психологические приемы. Автор приходит к выводу о том, что при производстве допроса недостаточны только знания уголовно-процессуального законодательства и тактико-криминалистические приемы ведения следственного действия, но и знания психологии в совокупности с вербальной и невербальной (поведенческой) психологией.
Тактика допроса, подозреваемые, обвиняемые, конфликтная ситуация, психологические приемы воздействия, противодействие расследованию
Короткий адрес: https://sciup.org/143177998
IDR: 143177998 | DOI: 10.24412/2587-9820-2021-4-138-144
Текст научной статьи Применение психологических приемов в тактике допроса подозреваемых и обвиняемых
Основной целью лиц, занимающихся расследованием преступлений или розыскной деятельностью, является сбор информации. Успех работы в этом направлении органов предварительного расследования напрямую зависит от умения проводить беседы и, конечно, осуществлять следственные действия, в том числе допросы. Производство допросов, представляющее собой основное доказательственное значение по расследуемым делам, «занимает до четверти рабочего времени следователя» [1, с. 3]. В доказательную базу входят допросы не только подозреваемых, обвиняемых, но и свидетелей, потерпевших. Следовательно, для следователей (дознавателей) главной целью является получение правдивой и объективной информации, что формирует базу для принятия решения о причастности либо непричастности лица к совершаемому преступлению [2, с. 346].
Специфика расследования преступлений на всех его этапах сводится к применению тактических приемов и специальной подготовки к проведению допроса в конфликтной ситуации, которые, как правило, присущи допросу подозреваемых и обвиняемых. В статьях уголовно-процессуального законодательства отсутствует разграничение допроса потерпевших (свидетелей) и подозреваемых (обвиняемых), если не брать во внимание ст. 173 Уголов- но-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ). Статьи 187—191 главы 26 УПК РФ1 регламентируют общие правила проведения допроса, в которых отражаются место и время, отводимое по закону, особенности оформления и отдельные случаи производства допроса. Именно в основе тактических приемов находится психологическое воздействие на личность подозреваемого или обвиняемого. При этом остается ряд неурегулированных проблем как с правовой точки зрения, так и с этической в отношении практики применения тактических приемов с оказанием психологического воздействия на личность. Актуальность исследования по теме психологических аспектов допроса подозреваемых и обвиняемых подтверждается и тем, что на уровне закона не установлено четких принципов, которыми бы можно было разделить допустимое и недопустимое психологическое воздействие на основе применения методов и приемов.
Настоящее исследование основано на комплексном изучении нормативно-правовых актов, регламентирующих производство допроса подозреваемых и обвиняемых, а также использование общенаучных методов (аналитический метод, обзорный метод, индукция, дедукция, обобщение, формально-логического и др.), специально-юридических методов, методы и средства познания правовых и уголовно-процессуальных явлений.
Учитывая тесную взаимосвязь криминалистической тактики с различными отраслями психологии (в том числе юридической психологией, поведенческой психологией и конфликтологией), в научной литературе на протяжении XX — начала XXI вв. прорабатывались вопросы использования психологических приемов в работах В. В. Юстицкого, В. И. Черненилова, А. А. Коровина, Б. В. Смирнова, нестандартных подходов к изобличению лжи в работах Аллана Пиза, Пола Экмана, Теодора Шварца и др. На современном этапе среди ученых, занимающихся проблемой использования психологических аспектов при производстве следственных действий, в частности, допроса и очной ставки подозреваемых и обвиняемых, необходимо отметить также Р. Л. Ахмедшина, С. Г. Еремеева, Г. Г. Жигалову, А. А. Рясова, А. С. Скоревича и др.
Однако ни российские, ни зарубежные исследователи-криминалисты не смогли прийти к единому мнению относительно того, какие конкретно тактикопсихологические приемы необходимы для получения объективных и полных данных в рамках допроса в конфликтной ситуации, какова совокупность методов и приемов для нейтрализации противодействия расследованию со стороны участни- ков процесса допроса в конфликтной ситуации.
В современной практике выделяются традиционные и нетрадиционные тактические и психологические приемы допроса. Необходимость применения нетрадиционных приемов обусловлена тем, что традиционные приемы не всегда эффективны [3, с. 45, 97]. В зарубежной практике широкое распространение получило изучение почерка человека для установления особенностей характера, наклонностей и т. д. Подозреваемые и обвиняемые оставляют образцы почерка, которые потом анализируются графологом. Сделанные специалистом выводы доводятся до следователя (дознавателя). На основе их изучения выбирается тактика допроса, его форма и т. д.
Аллан Пиз в своих исследованиях раскрывает ложь собеседника по мимике и движению лиц: его скрещенным рукам, по направлению взгляда, по почесыванию кончика носа и т. д. [4, с. 8, 10]. Пол Экман, изобличая ложь, утверждал, что «наиболее очевидным когнитивным индикатором возможной лжи являются противоречия в рассказе человека о том, что он собирался делать» [5, с. 3]. Теодор Шварц отмечает, что, помимо значимости отдельных элементов внешности человека, особое значение для понятия психологического статуса собеседника важно обращать внимание на основные жесты, связанные с лицом. [6, с. 131].
Практика следственных органов показывает, что эти данные используются для диагностики состояния допрашиваемых на первоначальных этапах допроса, чтобы впоследствии выбрать грамотную тактику ведения допроса и нейтрализовать противодействие расследованию. Одним только исключением приемов физического насилия нельзя гарантировать того, что на практике не будут использоваться недопустимые, выходящие за грани этических принципов приемы психологического воздействия.
Между тем существует запрос общества на уважительное и справедливое отношение к подозреваемым и обвиняемым со стороны органов предварительного расследования, которое бы учитывало нормы права и позволяло соблюдать этические нормы, принятые в современном обществе, психологический статус допрашиваемого. Следовательно, урегулирование вопроса о психологических аспектах допроса подозреваемых и обвиняемых необходимо рассматривать как одно из направлений деятельности по совершенствованию работы сотрудников органов предварительного расследования, что, в свою очередь, повысит к ним уровень доверия со стороны граждан.
В исследовании
Р. Л. Ахмедшина поднимается тема использования психологотактических приемов при производстве допроса [7, с. 193]. Как подчеркивают авторы, применением тактических приемов в любом случае сводится к оказанию психологического воздействия на личность подозреваемого и обвиняемого. Психологические аспекты заключаются в том, что применение приемов воздействия, с одной стороны, ограничено требованиями законодательства, а, с другой — ограничено этическими принципами. И если обязанность не нарушать закон в большинстве случаев соблюдается, то обязанность следования этическим принципам реализуется не всегда. Это обусловлено тем, что решение вопроса о следовании этическим принципам выбирается самой личностью (в контексте темы речь идёт о конкретных должностных лицах), за нарушение таких принципов может последовать разве что осуждение со стороны коллег, членов общества и т. д. И такое положение дел приводит к тому, что нарушения этических принципов многих сотрудников допускают систематически. В качестве оправдания для них служат цели и задачи проведения допроса, эффективное расследование преступлений.
Тактические особенности производства очной ставки, как одной из формы допроса, исследуются в работе С. Г. Еремеева [8, с. 46]. Автор обращает внимание на то, что само проведение очной ставки для подозреваемого или обвиняемого уже приводит к стрессовой ситуации. Задача очной ставки сводится к оказанию психологического давления через представление противоположных показаний со стороны другого участника допроса. Поэтому частым явлением выступает либо отказ от дачи показаний, либо изменение показаний с учетом открывшихся фактов в ходе проведения очной ставки. Имеется также проблема с подготовкой и проведением очной ставки. Так, следственными органами практически не используются релаксирующие приемы психотерапии для проведения допросов в формате очной ставки. Поэтому данная форма допроса уже является способом давления на подозреваемого и обвиняемого. Следователем очная ставка используется не столько для прояснения деталей в рамках конкретного дела, сколько для формирования убеждения в виновности подозреваемого лица и его психологического угнетения как участника процесса.
Г.Г. Жигалова в своем исследовании предлагает учитывать возрастные и индивидуальные особенности личности несовершеннолетнего при проведении его допроса [9, с. 198]. Учет таких особенностей позволит соблюсти базовые этические принципы в отношении личности подозреваемого и обвиняемого. Автор обращает внимание на то, что следователями при проведении допроса часто допускаются тактические и психологические ошибки. Исследования понятия «допроса» позволяет убедиться автору в том, что допросом является коммуникативное следственное действие. Оно направлено на получение показаний в результате установления психологического контакта. Форма и стиль общения, используемые при допросе, должны основываться на нравственноэтических нормах. Согласно этическим нормам, предусматривается соблюдение тактики и следование такту. Психологическое воздействие в ходе проведения допроса оказывает как на разум, так и на чувства.
При подготовке к допросу и его проведению следователю необходимо учитывать также невербальную составляющую общения. Такая составляющая дает меньше информации, но необходима с позиции регуляции ролей в отношениях. На стадии подготовки к допросу уже должны быть использованы тактические приемы, направленные на устранение эмоционального и смыслового барьера. В ряде случаев целесообразно проинформировать подозреваемого или обвиняемого о полномочиях следователя, ознакомить его с положениями закона. При этом важно не использовать источники правовых знаний в качестве инструмента запугивания. Общий тактический прием при проведении до- проса сводится к предоставлению возможности для подозреваемого или обвиняемого самостоятельно рассказать версию произошедшего в форме свободного рассказа. Данный этап допроса важен хотя бы тем, что у следователя может и не быть информации об объемах тех знаний, которые может предоставить подозреваемый или обвиняемый при проведении допроса [1, с. 68]. После свободного рассказа требуется уточнение показаний, постановка дополнительных и утверждающих вопросов. В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства следователь свободен в выборе тактики для проведения допроса. В то же время отмечается, что следователем (дознавателем) должна учитываться возможная уязвимость личности по отношению к определенным применяемым формам воздействия.
Нерешенной проблемой является соблюдение морально-этических принципов в рамках психологического воздействия на личность подозреваемого или обвиняемого. Возможным вариантом решения будет разработка методических рекомендаций по теме психологического воздействия на личность обвиняемого или подозреваемого, а также применение видеозаписи как дополнительного способа фиксации для того, чтобы следователи были максимально точны в своих формулировках и не переходили грани дозволенного в рамках оказания психологического воздействия на личность подозреваемого или обвиняемого, с одной стороны; с другой — наличие таких рекомендаций позволит тщательно проанализировать как вербальное, так и невербальное поведение допрашиваемого.
В ходе расследования уголов- ных дел в рамках следственных действий возникает достаточное количество проблем организационнотактического плана, особенно в период подготовительного этапа к допросу. Практика показывает, что в целях ограниченности времени процессу изучению личности подозреваемых (обвиняемых) не уделяется достаточного внимания. Поэтому грамотный комплексный подход к организации допроса в конфликтной ситуации при рассле- довании преступлений способен нивелировать указанные проблемы и позволит получить полные и объективные данные по предмету допроса, минуя противодействие при производстве следственного действия, в то же время и способствовать самообразованию следователей (дознавателей) в плане углубления психологических знаний, что позволит эффективно осуществлять взаимодействие с подозреваемыми и обвиняемыми в рамках допроса.
Список литературы Применение психологических приемов в тактике допроса подозреваемых и обвиняемых
- Коровин А. А., Психологические аспекты допросов и бесед сотрудников органов внутренних дел с гражданами: учеб.-метод. пособ. / А. А. Коровин, Б. В. Смирнов. - Владимир: ВлЮИ МВД РФ, 1998. - 56 c.
- Хайруллова Э. Т. Психологические основы проведения допроса / Э. Т. Хайруллова, А. А. Бердникова // Криминалистика - теория и практика: сб. мат-в VII междунар. науч.-практ. конф. (г. Краснодар, 31 мая 2019 г.). - Краснодар: Краснодарский университет МВД России. - С. 345-348.
- Багмет А. М., Методика выявления психологических признаков достоверности/недостоверности информации, сообщаемой участниками уголовного судопроизводства (по материалам следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий): учеб.-практ. пособ. / А. М. Багмет, А. Н. Гусев. - М, 2017. - 129 с.
- Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли окружающих по их жестам. - М.: Эксмо-Пресс, 2004. - 267 c.
- Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь (пер. с англ. В. Кузин). - 2-е изд. - СПб: Питер, 2013. - 333 с.
- Шварц Т. Читаем лица. Физиогномика: СПб.; 2010 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=425782 - 138 с. (дата обращения: 01.09.2021).
- Ахмедшин Р. Л. О понятии и видах психологического контакта и тактике его достижения в ходе следственных действий / Р. Л. Ахмедшин // Вестник Томского государственного университета. - 2019. - N 445. - С. 192-196.
- Еремеев С. Г.Отдельные тактико-психологические аспекты производства допроса и очной ставки // Научный компонент. - 2019. - N 3. - С. 44-50.
- Жигалова Г. Г. Психические и физиологические аспекты использования полиграфа при психофизиологической экспертизе / Г. Г. Жигалова, А. А. Рясов // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - N 4. - С. 196-198.