Применение сценарного метода при формировании стратегии реализации проектов в пригородном пассажирском комплексе железнодорожного транспорта
Автор: Монастырная О.А., Владимирова Т.А., Тюнюкова Е.В.
Статья в выпуске: 2, 2025 года.
Бесплатный доступ
В Российской Федерации на государственном уровне поставлена задача укрепления национального суверенитета. В рамках исполнения этой задачи идет реорганизация производственных мощностей, переориентируются грузопотоки, строятся новые транспортные ветви, и реализация данных задач невозможна без такого фактора производства, как труд. Особенность развития таких больших пространств, как территория России, заключается в том, что рабочая сила, следуя за реализацией масштабных промышленных проектов, зарождает новые агломерации и требует развития пассажирского пригородного движения. Ученые сходятся во мнении, что современный мир полон неопределенности. В условиях турбулентности конкурентное преимущество может принести сценарное мышление. В работе авторами предложена последовательность действий и инструментов для формирования сценариев наиболее вероятных изменений экосистемы пассажирского пригородного движения и определение стратегического решения, наиболее устойчивого ко всем сценариям.
Пригородные пассажирские перевозки, vuca-bani-shiva-миры, сценарное планирование, сценарное мышление, проект, железнодорожный транспорт
Короткий адрес: https://sciup.org/148330988
IDR: 148330988 | DOI: 10.18101/2304-4446-2025-2-103-109
Текст научной статьи Применение сценарного метода при формировании стратегии реализации проектов в пригородном пассажирском комплексе железнодорожного транспорта
Монастырная О. А., Владимирова Т. А., Тюнюкова Е. В. Применение сценарного метода при формировании стратегии реализации проектов в пригородном пассажирском комплексе железнодорожного транспорта // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2025. № 2. С. 103–109.
15 декабря 2023 г. в Москве состоялся IV Железнодорожный съезд, в котором принял участие Владимир Путин. Ключевой темой съезда стало развитие железных дорог в контексте обеспечения социально-экономических интересов России. Отмечено стратегическое значение железнодорожного сообщения как на уровне развития регионов, так и на уровне укрепления национального суверенитета России [1].
На долю железнодорожной сети России приходится 87 процентов грузооборота страны и около трети пассажирских перевозок [1].
Из доклада Президента РФ легко понять, что пригородные железнодорожные пассажирские перевозки следуют за развитием грузовых. Ярким примером является развитие ТРАНССИБа и БАМа, а развитие пассажирских железнодорожных перевозок — это следствие.
В настоящее время Россия получила новый стимул для укрепления своего суверенитета и реализует крупномасштабную программу развития новых возможностей для экономического роста и расширения межрегиональных связей, а также формирует на глобальном рынке транспортных услуг и коридоров конкурентоспособное предложение.
Генеральный директор ОАО "РЖД" Олег Белозеров обратил внимание на то, что РЖД следует в унисон государственным решениям и плану, направленному на укрепление транспортно-логистической системы на всем Евразийском континенте и конкурирует за перераспределение грузопотоков по транспортным каналам с более эффективной, надежной и безопасной доставкой.
Олег Белозеров рассказал о формировании транспортного меридиана север-юг через Урал и Сибирь. Проект предусматривает не только модернизацию и расширение существующей Транссибирской магистрали, но и сооружение Северного широтного хода и новой Северо-Сибирской железной дороги [1].
В результате одним из эффектов строительства будет создание в Сибирском и Уральском федеральных округах нового кластера мультимодальных узлов, который обусловит развитие всего макрорегиона на новом уровне. Здесь же возникнет и пригородное пассажирское железнодорожное сообщение, обеспечивающее перемещение трудовых ресурсов между местами проживания, производственными центрами и логистическими узлами.
Наряду с крупномасштабными проектами грузовых перевозок в пассажирском движении запущено строительство магистралей высокоскоростного сообщения, которое пройдет через регионы, где проживает более 111 миллионов человек, или 80% населения страны [1].
Ориентируясь на развитие пригородного пассажирского железнодорожного комплекса и рассматривая проекты его совершенствования с целью определения максимальной отдачи от вложенных средств, важно оценить внешние и внутренние факторы, в рамках которых будут реализовываться проекты.
После глобального экономического кризиса 2008 г. в деловом мире стала популярна концепция «VUCA-мира», придуманная экономистами Уорреном Беннисом и Бартом Нанусом. Эта аббревиатура обозначает четыре основные проблемы, с которыми сталкивается бизнес: волатильность, нестабильность, неопределенность и двусмысленность. Эта концепция также предполагает, что до нее бизнес функционировал в «SPOD-мире», характеризующемся стабильностью, предсказуемостью, обычностью и определенностью.
Однако есть ученые, убежденные, что эпоха VUCA уже прошла. В 2016 г. футурист Дж. Касио предположил, что мир, окружающий бизнес, изменился и те- перь его следует характеризовать как хрупкий, тревожный, нелинейный, непостижимый [2; 3].
Концепция SHIVA была предложена в 2022 г. Марком Розиным, психологом и управляющим партнером ECOPSI Consulting. Он предположил, что непрогнозируемые события с существенными последствиями, именуемые также как «черные лебеди», делают наш мир разделенным, ужасным, невообразимым, беспощадным, возрождающимся [3].
Все концепции, характеризующие мир в XXI в., указывают на преобладание неизвестных или неопределенных условий. Особое значение имеет вопрос выбора метода оценки ожидаемых изменений в пассажирском комплексе пригородного железнодорожного транспорта.
Сценарный подход к прогнозированию результатов реализации проектов широко распространен и популярен. В настоящее время этот метод широко используется в различных документах, определяющих среднесрочные и долгосрочные прогнозы и стратегии развития России и отдельных отраслей ее экономики (Прогноз социально-экономического развития), долгосрочные прогнозы развития крупных корпораций, в том числе с государственным участием (ОАО "РЖД", ОАО "Газпром"), а также частных компаний различного масштаба. Однако различные трактовки и подходы к использованию сценарного метода делают его хаотичным и неупорядоченным.
Таким образом, одними из актуальных вопросов в настоящее время являются полнота, корректность и особенности применения метода сценарных исследований в пригородном пассажирском комплексе.
Введение Бергером сценарного планирования в качестве метода прогнозирования в 1964 г. ознаменовало начало новой эры в стратегическом планировании. В то время как вклад Портера был направлен на использование сценариев в анализе экономических организаций, подход Лаубисека сосредоточился на использовании сценариев в бизнес-планировании. Хасс же сделал акцент на использовании сценариев в прогнозировании. Каждая из этих теорий отражает различные аспекты методов сценарного планирования в современном понимании, но ни одна из них не отражает всей организационной сути рассматриваемого метода [4].
Изучение и практика сценарного планирования все еще находятся в зачаточном состоянии, и как таковое оно пребывает в несколько хаотичной стадии развития. Большая работа по систематизации концепций и подходов была отражена в докторской диссертации Меган М. Кроуфорд. Она заявила, что планирование сценариев происходит в рамках трех категорий: содержание, действие или психическое состояние [5].
Авторы, которые говорят о сценарном планировании с точки зрения содержания, по-видимому, описывают только «сценарную» часть сценарного планирования. Для них сценарии — это кульминация сценарного планирования, когда коллективные знания, полученные в ходе обсуждений, преобразуются в краткий набор основных сценариев будущего [5, с. 4].
Некоторые авторы отдают приоритет самому процессу реализации сценарного планирования, тщательно разрабатывая подробные сценарии, которые включают в себя выводы, последствия и базовую структуру, полученные в результате комплексного сценарного планирования. Они рассматривают элементы обсуждения или методы взаимодействия, такие как мозговые штурмы, упражнения на группировку и командное взаимодействие. Многие из этих работ, ориентированных на действия, также содержат разнообразные методы, используемые для построения сценариев: компьютерное моделирование, высокие и низкие результаты, создание команды, интуитивные упражнения и усилия по проверке [5, с. 4–5].
В отличие от содержания и действий сценарного планирования авторы, говорящие о ментальных состояниях, скорее определяют «сценарное мышление», чем сценарное планирование. Сценарное мышление относится к внутренним процессам и когнитивному опыту, которые определяют сценарное планирование и влияют на него. Ментальные процессы и особенности, определяющие сценарное мышление, все еще находятся на ранних стадиях изучения [5, с. 6].
M. Кроуфорд считает, что методология должна быть междисциплинарной. Привлечение языка, методов и инструментов других эмпирических систем исследования к бизнес-моделям позволило по-новому подойти к пониманию сценарного планирования. Исследования в области сценарного планирования должны быть направлены не на действия и содержание, а на практиков (т. е. на ментальные состояния). Сценарное планирование — это процесс, управляемый практиками, поэтому сценарное планирование должно быть понято через специалистов-практиков в той же мере, в какой оно понимается через сами сценарии [5, с. 329].
Для формирования наиболее объективного набора вариантов реализации проектов совершенствования пригородного пассажирского транспорта целесообразно придерживаться следующих этапов процедуры сценарного планирования, приведенных в таблице 1.
Таблица 1
Этапы применения сценарного метода исследования при формировании стратегии реализации проектов в пригородном пассажирском комплексе железнодорожного транспорта
Наименование этапа |
Практические инструменты |
Результат |
|
1 |
Анализ текущего окружения и состояния трех потенциальных участников пригородных пассажирских перевозок: компании-пригородного перевозчика, ОАО «РЖД» и региональной администрации |
Опрос (интервью) стейкхолдеров с целью выявления их интересов, методы стратегического, финансового, экономического анализа (анализ структуры капитала, горизонтальный и вертикальный анализ отчетности и пр.) [4] |
Карта принятых стратегий и интересующих направлений стратегического развития. Оценка имеющихся ресурсов и пределов конкурентной среды предприятия |
2 |
Определение и группировка ключевых факторов внутренней и внешней бизнес-среды для пригородных пассажирских перевозок в России, федеральном округе, конкретной агломерации |
Методы статистического анализа (корреляция, регрессия, сравнение средних и пр.), SWOT, PEST, 5 сил М. Портера, бенчмаркинг [4] |
Система ключевых внутренних и внешних факторов, влияющих на реализацию принятых сценариев. Расширение или сужение границ для разработки возможных сценариев |
3 |
Анализ полученных данных и формирование предварительных сценариев |
Индуктивный подход (метод «знаковых событий», метод «официального будущего») Дедуктивный подход (построение матрицы сценариев с использованием методов GBU и BEAR) [6, c.75] |
Набор предварительных сценариев, основанных на различных вариантах решений, принимаемых по стратегическим вопросам, обозначенным на первом этапе |
4 |
Наполнение и конкретизация сценариев |
Методы прогнозирования: экономические циклы построение истории, эволюционные/ революционные изменения [7, с. 91] |
Набор противоположных сценариев изменений экосистемы с наибольшей вероятностью развития |
5 |
Формирование приоритетных стратегических инициатив развития, учитывающих факторы, определенные на втором этапе, и вероятные сценарии изменений экосистемы, выбранные на четвертом этапе |
BCG матрица, ADL матрица, GE-McKinsey матрица и пр. |
Набор стратегических инициатив для оценки их эффективности при реализации вероятных сценариев изменения экосистемы, установленных на четвертом этапе |
6 |
Оценка устойчивости стратегий, определенных на пятом этапе, к действию всех сценариев изменений экосистемы, выбранных на четвертом этапе |
Экономическое моделирование, Ранжирование критериев, Балльная оценка |
Определение стратегического решения, наиболее устойчивого ко всем сценариям изменений |
7 |
Определение индикаторов наступления ключевых сценарных событий и реализации планируемых стратегических решений, урегулированных в сфере пригородных пассажирских перевозок |
Процессный подход Функциональный подход |
Набор KPI |
Применение описанных этапов сценарного планирования при реализации проектов в сфере пригородных железнодорожных пассажирских перевозок позволит минимизировать неопределенность в турбулентные времена, определив стратегию устойчивого развития, обеспечивающую максимальную выгоду компании при минимальных потерях.
Отслеживание индикаторов наступления ключевых сценарных событий позволяет своевременно отследить изменения экосистемы и предпринять заблаговременно разработанный порядок корректирующих действий, направленных на минимизацию негативного воздействия внешних и внутренних факторов. Кроме того, это позволит избежать «догоняющей» оптимизации, когда действие негативного фактора уже закончилось и, например, объем работы восстановлен, а ресурсы требуется сэкономить во имя сбалансированности удельных затрат.