Принцип демократизма в уголовно-исполнительном праве

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию принципа демократизма в уголовно-исполнительном праве. Предложено совершенствование законодательного регулирования общественного контроля и общественного воздействия на осужденных при отбывании уголовного наказания. Автором рассмотрен ведомственный правовой акт, регламентирующий участие общественных организаций в процессе отбывания осужденными уголовных наказаний, также отражена правовая позиция Верховного Суда РФ об обязанности должностных лиц уголовно-исполнительной системы информировать общественность о результатах своей работы, приведен пример незаконного освобождения осужденных от отбывания наказания. В статье обращено внимание на существующую в настоящее время правовую неопределенность в вопросах общественного воздействия на осужденных, целесообразность разработки четких критериев и форм общественного воздействия на осужденных, необходимость установления конкретных механизмов взаимодействия общественных организаций с учреждениями уголовно-исполнительной системы, создания системы оценки эффективности общественного контроля и воздействия.

Еще

Осужденные, контроль, отбывание наказания, исправительное учреждение, общественность, граждане

Короткий адрес: https://sciup.org/142243961

IDR: 142243961   |   DOI: 10.33184/vest-law-bsu-2024.24.10

Текст научной статьи Принцип демократизма в уголовно-исполнительном праве

В процессе развития уголовно-исполнительного права существенное значение обрели его основные принципы, которые регулируют не только правовые нормы, но и поведение субъектов данного вида правоотношений.

В ст. 8 УИК РФ закреплены следующие принципы уголовно-исполнительного законодательства: законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение мер принуждения, средств ис- правления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.

В системе принципов уголовно-исполнительного права, при всей их несомненной юридической значимости, принцип демократизма занимает особое положение, требующее отдельного научного анализа. Данный тезис обусловлен тем, что эффективное функционирование уголовно-исполнительной системы неразрывно связано с двумя ключевыми аспектами демократического контроля:

– осуществление общественного надзора за деятельностью пенитенциарных учреждений и органов исполнения наказаний;

– интеграция граждан и общественных организаций в процесс ресоциализации осужденных.

Следовательно, принцип демократизма представляет собой не просто одну из основ уголовно-исполнительного права, а выступает системообразующим элементом, обеспечивающим прозрачность и социальную направленность всей пенитенциарной системы.

В своем определении Р.В. Королев рассматривает принцип демократизма как совокупность руководящих идей, которые закреплены в уголовноисполнительном законодательстве. По его мнению, этот принцип проявляется в двух основных аспектах: во-первых, через вовлечение граждан в работу учреждений и органов, отвечающих за исполнение наказаний; во-вторых, через участие осужденных в воспитательном процессе. Он отмечает, что эти идеи находят свое отражение в законодательстве и реализуются как в нормотворческой деятельности государственных органов, так и в правоприменительной практике, а также при реализации норм уголовно-исполнительного права другими участниками правоотношений [1].

Как отмечают в своих научных трудах А.В. Бриллиантов и С.И. Курганов, «принцип демократизма (народного правления) заключается в открытости и гласности деятельности по исполнению наказаний, возможности контроля деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, со стороны общества и участия в работе с осужденными граждан и общественных организа-ций»1.

Предложенная формулировка принципа демократизма представляет особую теоретическую и практическую ценность, поскольку она интегрирует в себе фундаментальные общеправовые принципы гласности и открытости. Данная интеграция имеет принципиальное значение, так как эти базовые принципы обеспечивают два ключевых аспекта функционирования пенитен- циарной системы: эффективный надзор за деятельностью учреждений исполнения наказаний и устойчивое взаимодействие осужденных с общественными институтами.

Принцип демократизма в уголовно-исполнительном праве проявляет дуалистическую природу. С одной стороны, он обеспечивает активное вовлечение гражданского общества в деятельность исправительных учреждений. С другой стороны, выступает логическим продолжением принципа гуманизма, существенно расширяя его практическое применение. Это проявляется в том, что современная уголовно-исполнительная система не ограничивается исключительно функциями контроля и надзора за осужденными, а предусматривает комплексную систему их поддержки, включающую финансовую помощь, медицинское обеспечение, социальное сопровождение и юридическую поддержку.

Особое значение приобретает разработка методологических основ для участия общественности в работе с осужденными по таким направлениям, как психологическая реабилитация, воспитательная работа, культурное развитие, социальная адаптация и образовательная деятельность.

Приказ Министерства юстиции РФ от 29 ноября 2023 г. № 350 демонстрирует практическое воплощение принципа демократизма в уголовноисполнительной системе. В документе указывается, что учреждения пенитенциарной пробации и уголовно-исполнительные инспекции осуществляют сотрудничество с широким кругом участников. В их число входят органы местного самоуправления, различные организации (коммерческие, некоммерческие, религиозные, социально ориентированные), образовательные и научные учреждения, медицинские организации, индивидуальные предприниматели, общественные наблюдательные комиссии и отдельные граждане2 1 .

Такое взаимодействие может осуществляться в том числе на основе специальных соглашений с субъектами пробации.

В данном случае при исполнении требований Федерального закона от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» для реализации изложенных в нем целей и задач привлекаются институты гражданского общества, соответствующие организации и даже отдельные граждане, без участия которых не представляется возможным достичь положительных результатов исполнения целей пробации, в том числе коррекции социально- го поведения, ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация, предупреждения совершения ими новых преступлений.

В рамках функционирования современной пенитенциарной системы принцип демократизма находит свою реализацию посредством комплексного механизма общественного контроля, охватывающего различные аспекты деятельности исправительных учреждений. Данный механизм включает систематический надзор за условиями содержания осужденных, постоянный мониторинг качества их жизненной среды, обеспечение эффективной защиты их законных интересов, а также превенцию потенциальных злоупотреблений со стороны представителей уголовно-исполнительной системы.

Следует особо подчеркнуть, что государство, независимо от факта совершения лицом противоправного деяния и наличия потенциального риска рецидива, на законодательном уровне устанавливает конституционные гарантии защиты прав и интересов осужденных в объеме, эквивалентном правам законопослушных граждан, принимая во внимание особенности их правового статуса.

Фундаментальным проявлением рассматриваемого принципа выступает универсальность предоставляемых гарантий и мер социальной поддержки, распространяющихся на всех осужденных безотносительно к степени тяжести совершенного преступления или уровню их общественной опасности.

Исходя из содержания норм гл. 2 УИК РФ «Правовое положение осужденных», следует также обратить внимание на закрепленное в ст. 12 право осужденных обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в РФ, Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. В данном случае осужденные наделяются правом инициировать проведение проверок со стороны в том числе общественных объединений и организаций.

Также в уголовно-исполнительном производстве практикуется признание родственников осужденных субъектами профилактики при наличии у них соответствующих признаков, связанных с оказанием исправительного воздействия, что дает определенные преимущества проведения свиданий с осужденными лицами [2, с. 7].

В гл. 3 УИК РФ содержатся правовые нормы, регулирующие различные виды контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказание. В частности, ст. 23 УИК РФ посвящена участию общественных объединений, осуществляющих общественный контроль за тем, насколько правомерно обеспечиваются права человека в местах принудительного содержания. На практике данное положение реализуется с учетом требований Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

Необходимо отдельно упомянуть о посещениях пенитенциарных учреждений представителями СМИ и их представителями, которым разрешено, с согласия администрации исправительного учреждений, визитировать осужденных, что также олицетворяет проявление принципа демократизма.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ в своем кассационном определении от 25 ноября 2020 г. указала: «На органы управления пенитенциарными учреждениями возложена обязанность постоянно информировать общественность о целях пенитенциарной системы и о работе, проводимой персоналом пенитенциарных учреждений, для лучшего понимания общественностью роли пенитенциарных учреждений в об-ществе»3 1 .

Данное положение подчеркивает фундаментальное значение информационной открытости пенитенциарной системы для общества и СМИ, акцентируя внимание на базовых ценностях функционирования исправительных учреждений. В рамках реализации этого принципа руководство пенитенциарных учреждений обязано выстраивать конструктивный диалог с общественностью и медиасообществом, обеспечивая их достоверной информацией о реальном положении дел в местах лишения свободы. Особое значение приобретает организация систематических встреч руководства исправительных учреждений с представителями гражданского общества, включая неправительственные организации, с предоставлением им возможности посещения пенитенциарных учреждений. При этом целесообразно содейство- вать визитам представителей СМИ и локальных сообществ в исправительные учреждения при обязательном соблюдении мер, направленных на защиту неприкосновенности частной жизни осужденных.

Вместе с тем, исходя из содержания ст. 23 УИК РФ, реализация общественного контроля в уголовно-исполнительной системе несколько ограничена и не позволяет в полной мере избежать нарушений и злоупотреблений со стороны учреждений и органов, исполняющих наказания.

К примеру, приговором суда осуждена за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285, ч. 2 ст. 292, ч. 2 ст. 292 УК РФ, руководитель организации, в которую были направлены двое осужденных для отбывания наказания в виде обязательных работ. Судом установлено, что осужденная незаконно подписала и предоставила в уголовно-исполнительную инспекцию табели учета рабочего времени, на основании которых осужденные были освобождены от наказания в связи с его исполнением, в то время как фактически обязательные работы ими не отбывались4 1 . Уполномоченными работниками уголовно-исполнительной инспекции фактическое исполнение наказания осужденными проконтролировано не было, решение об их освобождении от наказания принято исключительно на основании сфальсифицированных документов, предоставленных руководителем организации.

Вышеизложенное указывает на необходимость усиления общественного контроля за исполнением всех видов наказаний, в том числе не связанных с лишением свободы, что позволит контролировать силами гражданского общества процесс исполнения наказания, а также избежать незаконного и необоснованного вынесения решений об освобождении от наказания.

Следует также обратить внимание, что общественный контроль может осуществляться одновременно с общественным воздействием на осужденных, что является, в соответствии с ч. 2 ст. 9 УИК РФ, одним из основных средств их исправления.

В то же время уголовно-исполнительное законодательство не определяет и не регламентирует понятие общественного воздействия на осужденных, что создает неопределенность его правоприменения в рассматриваемой сфере правовых отношений.

В результате проведенного анализа можно заключить, что принцип демократизма представляет собой комплексный правовой институт, органически интегрированный в систему принципов уголовно-исполнительного права, его функциональная эффективность обусловлена синергетическим взаимодействием с иными базовыми принципами данной отрасли права.

Фундаментальная значимость рассматриваемого принципа проявляется в обеспечении активного участия широкого спектра субъектов – от общественных объединений до отдельных граждан – в функционировании уголовно-исполнительной системы.

Дальнейшее совершенствование механизмов общественного контроля, включая расширение соответствующих полномочий, а также нормативное закрепление форм общественного воздействия на осужденных при условии четкой регламентации процедур их реализации создает эффективный инструментарий превенции нарушений со стороны уполномоченных учреждений, органов и должностных лиц, что в конечном итоге способствует достижению целей уголовного наказания.

Принцип демократизма в уголовно-исполнительном праве не только обеспечивает общественный контроль за исполнением наказаний, но и способствует гуманизации всей пенитенциарной системы, его реализация создает необходимый баланс между государственным принуждением и общественным участием в процессе исправления осужденных.

Однако существующая правовая неопределенность в вопросах общественного воздействия на осужденных требует дальнейшего законодательного совершенствования. В частности, целесообразно разработать четкие критерии и формы общественного воздействия на осужденных, установить конкретные механизмы взаимодействия общественных организаций с учреждениями уголовно-исполнительной системы, создать систему оценки эффективности общественного контроля и воздействия.

Таким образом, принцип демократизма выступает не просто как теоретическая конструкция, а как действенный механизм, обеспечивающий прозрачность и эффективность функционирования уголовно-исполнительной системы. Его дальнейшее развитие и укрепление будет способствовать как повышению эффективности исполнения наказаний, так и более успешной ресоциализации осужденных.

Список литературы Принцип демократизма в уголовно-исполнительном праве

  • Королев Р.В. К вопросу о понятии принципа демократизма в уголовно-исполнительном праве / Р.В. Королев // Бизнес в законе. - 2007. - № 4. - С. 125-126. EDN: JWQJMV
  • Уваров И.А. О признании родственников осужденных самостоятельными субъектами пенитенциарной профилактики / И.А. Уваров // Мировой судья. - 2008. - № 1. - С. 7. EDN: KXOMZZ
Статья научная